В данной статье рассматривается понятие «имидж», его функции и задачи. Поднимается тема важности положительного имиджа для публичного должностного лица в системе государственного и муниципального управления, а также выделяются ключевые субъекты его формирования.
Ключевые слова: имидж, публичное должностное лицо, СМИ, технологии по формированию благоприятного имиджа, общественность.
В условиях современной нестабильной ситуации на международной арене для того, чтобы сохранить устойчивость социально-экономической системы роль государства должна стать определяющей, а, следовательно, и имидж каждого его представителя, независимо от уровня и ветви власти, которую он представляет должен вызывать положительную и доверительную реакцию у населения.
В современном обществе все более значимую роль играет информация, становится больше средств ее передачи и трансляции, что оказывает существенное влияние на формирование у населения мнения о том или ином представители власти, а также сфере его деятельности. Ряд научных исследований уже посвящено проблеме имиджа государственного служащего [1], что подтверждает актуальность темы статьи. Принимая во внимание также достаточно негативный образ носителя публичной власти в глазах общественности.
На сегодняшний день в научной литературе присутствует большое количество определений понятия «имидж», что говорит о высоком уровне развития наук занимающимися социологических и социальных исследований. Например, А. А. Коско в своей научной статье посвященной имиджу руководителя дает такое понятие термину имидж: «Имидж — это манеры поведения, внешняя привлекательность, которые являются видимыми элементами», тем самым он пытается разграничить понятие имидж и образ [3]. А. Н. Чумиков трактует имидж как заявленную идеальную позицию, намеренно созданную и продвигаемую в целевые группы. Также А. Н. Чумиков выдвигают идею о том, что имидж имеет прямую зависимость от репутации. Но, несмотря на большое количество определений к понятию имидж, единого его определения по отношению к представителям публичной власти, пока еще не сформировано. Но можно утверждать, что имидж представителя власти создается в первую очередь с целью положительного воздействия на населения. Стоит выделить и основные социальные функции имиджа:
- Идентификация, которая позволяет служащему быть узнанным;
- Идеализация, целью которой является создание благоприятного образа представителя власти для населения, которое зачастую близко не знакома с ним и не имеет представления об его реальных чертах характера;
- Противопоставление, помогающие дистанцироваться служащему от других образов [4].
Стоит также отметить, что имидж имеет первостепенное значение не для всех служащих, а лишь для тех, кто представляет государство в публичном поле по отношению к населению, партнерам и т. д., то есть высшее должностное лицо. Помимо функций можно выделить еще две задачи, которые присущи имиджу государственного служащего:
- Формирование личностных характеристик;
- Акцентирование внимание коллег и граждан на компетентности представителя власти.
К личностным характеристикам мы относим физические и психологические особенности высшего должностного лица, а также управленческий стиль индивидуума и его характер [2].
Для того чтобы успешно внедрить имидж представителя власти в сознание людей необходимо в средствах массовых коммуникаций подчеркивать:
— его положительные качества;
— результаты его профессиональной деятельности в тот или иной период жизни;
— положительный опыт его управленческой деятельности в экстремальных ситуациях.[5]
К таким условиям можно отнести участие должностного лица в общественно-значимых мероприятиях, помощь населению в стихийных бедствиях, встречи с представителями рабочего класса на предприятиях и т. д. Выступления, диалоги, дискуссии — все эти формы общения сами по себе являются технологией по созданию благоприятного имиджа госслужащего. Если в управленческую ситуацию входит элемент конкурирование с другими лицами, то здесь можно активно включать наступление и контрнаступление на мнение оппонентов, их взгляды и предложения, но не стоит забывать и о подготовке к защите своей позиции [6].
В демократически государствах, где население проявляет достаточно высокую политическую активность и высокий уровень доверие к власти наибольшую роль по формированию благоприятного имиджа высшего должностного лица играют средства массовой информации.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе формирования позитивного имиджа должностного лица ключевыми субъектами являются:
- Само публичное должностное лицо и служащие, составляющие его команду;
- Общественность, которая готова «объективно» оценить имидж высшего должностного лица;
- Средства массовой коммуникации способные помочь наладить диалог между представителем власти и населением.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что имидж публичного должностного лица сам по себе является системой, которая постоянно находится в динамике. Публичному должностному лицу, чтобы сформировать свой положительный имидж необходимо реально продемонстрировать эффективность своей управленческой деятельности, наладить постоянную и эффективную связь с обществом и развивать уровень актуальных PR мероприятий, в которых он принимает участие.
Литература:
- Амурская О. И. Имидж государственного служащего: исторические реалии и современное состояние // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2018. № 3 (60). С. 79–90.
- Буряк Н. Ю. Особенности формирования имиджа должностного лица в системе государственного муниципального управления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 3–1 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-imidzha-dolzhnostnogo-litsa-v-sisteme-gosudarstvennogo-munitsipalnogo-upravleniya (дата обращения: 22.11.2023).
- Коско, А. А. О понятии имиджа. Имидж руководителя (начальника) органа внутренних дел / А. А. Коско // Международный научный журнал «Символ науки» — 2016. — № 4 — С. 205–209.
- Кузнецов И. О. Особенности формирования имиджа государственного служащего в России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Том 179. С. 64–68.
- Огнева В. В., Дорохова Ю. В. Имидж государственного гражданского служащего региона как предмет социально-политического анализа // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные 2014. № 1. С. 152–163.
- Орлова, В. Н. Позитивный имидж государственных гражданских служащих как основа развития управленческой культуры / В. Н. Орлова // Управленческое консультирование — 2016. — № 7 — С. 14–18.