На сегодняшний день уровень непосредственного участия населения в управлении территорией находится на довольно низком уровне, однако, с другой стороны, растет заинтересованность граждан в решении собственных социально важных проблем. Для сохранения имеющегося уровня неравнодушия граждан к проблемам муниципального образования и активизации их деятельности в этом исследовании рассматриваются возможности использования муниципальными властями интернет-СМИ для активизации вовлечения населения в муниципальное управление и повышения доверия местных жителей к деятельности органов местной администрации.
В настоящее время постоянно растущий запрос граждан на изменения в самых разных областях жизнедеятельности становится новой тенденцией в современном обществе: граждане активно включаются в процесс обсуждения актуальных проблем. С другой стороны, имеется обратная тенденция низкого уровня непосредственной вовлеченности населения в муниципальное управление, т. к. традиционные формы участия, такие как муниципальные выборы, правотворческая инициатива, обращение граждан в органы муниципального управления становятся неспособными отвечать в полной мере требованиям граждан в удовлетворении имеющихся потребностей.
Развитие любого общества протекает в тесной взаимосвязи с постоянно растущим влиянием коммуникационных процессов, которые в первую очередь служат распространению информации. Возрастающая роль информации вынуждает власть подходить более внимательно к выстраиванию диалога с населением, т. к. такая связь не может быть ограничена односторонней инициацией, не может быть монологична, диалог непременно должен быть встречным.
Представители журналистики скорее отчетливее осознают свою значимость и имеют определенное влияние на некоторые слои общества. Их активное вовлечение в процессы обсуждения и принятия решения в крайней степени важно. Именно благодаря СМИ поднимаются наиболее злободневные темы, которые зачастую игнорируются местной администрацией. В связи с этим у читателей средств массовой информации появляется доверие именно к ним.
Сущность средств массовой информации можно рассмотреть в задачах, которым они служат. К ним в первую очередь относится, влияние на социум, создание программ и стратегий его развития. Другим важным фактором, на который влияют СМИ является возможность формирования информационного пространства, в котором общество будет не только рассматривать муниципальное управление с большей долей благосклонности, но и в целом проявлять к нему большую заинтересованность. Ключевую роль массовая информация играет в повышении инициативности органов власти и жителей муниципального образования, чья деятельность направлена на улучшение качества жизни. Именно таким информационным воздействием обладает пресса в поле информационно-политического обмена между муниципальными органами власти и гражданами [1].
Органы муниципальной власти имеют множество каналов для передачи информации о муниципальных мероприятиях конечному получателю, однако такой способ передачи сообщений может оказать пагубное воздействие на достижение первоначально поставленных целей. Ключевым моментом является то, что способ публикации информации несет даже большее значение, чем само ее содержание. Положительное сообщение, переданное по неверным каналам связи может не только не принести позитивных результатов, но и вовсе обернуться негативными последствиями. При передаче сообщения не стоит забывать о том, что информация, проделывая путь от источника до непосредственного реципиента, претерпевает изменения посредством искажения и фильтрования различного характера. Поэтому нашим предложением является отнесение передачи социально значимой информации к собственным полномочиям местной администрации.
К ключевым проблемам низкого уровня участия населения и добровольных общественных объединений в территориальном управлении относятся дефицит доверия к местным властям, отсутствие уверенности в небесполезности своих действий и незнание собственных прав. Одним из возможных решений данной проблемы могут выступить средства массовой информации. СМИ в данном случае могут оказаться посредником между гражданином и государством в лице муниципальных властей. Население будет питать доверие к администрации, которая в своем управлении руководствуется принципами консенсуса мнений и взаимовыгодности действий. Благодаря открытости политического пространства, внутри которого функционируют органы муниципалитета, население обретет инструмент контроля над управленческими решениями, возможность участия в политическом управлении.
СМИ должны выступить платформой, на которой, во-первых, властный аппарат сможет через взаимодействие с массовой информацией создать комфортные условия для общения с населением. А население сможет использовать их для наиболее оперативного и эффективного сообщения и заявления о своих потребностях и интересах.
По-нашему мнению, в информационном пространстве именно местные СМИ являются одним из самых популярных и читаемых видов прессы, который охватывает большое количество населения в рамках определенной территории.
Из концепции маркетинга известно, что продвижение любой идеи напрямую связано с открытостью информации и максимальным приближением объекта к ней. Каналом для передачи сообщения может служить любой формат СМИ от телевидения до такого вида распространения информации как «из уст в уста» (например, через работу органов социальной защиты населения). Но наиболее действенное отображение действенного продвижения идеи взаимодействия населения и власти может быть найдено в создании пространства с использованием интернет-СМИ. В качестве него может быть использована любой из уже имеющихся интернет-ресурсов.
Во-первых, почти каждый член общества имеет непосредственный доступ к таким ресурсам. Во-вторых, такой формат достаточно популярен среди пользователей, а потому постоянно поддерживает интерес. В-третьих, зачастую в подобном пространстве участники имеют возможность высказать собственное мнение, что также является преимуществом в активизации вовлечения населения в территориальное управление.
Использование этого инструмента на первом этапе предполагает выбор определенного интернет-ресурса, который наиболее удобен для использования для местной администрации и наиболее популярен среди жителей территории. На следующем этапе предполагается отбор группы администраторов и модераторов, обладающих правовой компетентностью и имеющих доступ к актуальному состоянию муниципального образования для публичного освещения. На финальном этапе подготовки этого проекта к вступлению в силу необходимо определиться с целевой аудиторией, на которую будет направлено действие информационного пространства, установить его запросы, детерминировать проблемы общества, с которыми в обозримом будущем придется взаимодействовать.
В процессе успешной реализации предлагаемого проекта самым важным элементом будет преимущественно сама информация. Для того чтобы сообщения были актуальные, своевременные, ориентированные и, что самое главное, усваиваемые при создании и поддержании информационного пространстве в определенном формате необходимо соблюдать следующие этапы работы с аудиторией:
1) установление и поддержание контактов с целевой аудиторией (гражданами, а также организациями);
2) осведомление общественности о принимаемых решениях таких как законопроекты, инициативы и т. д. Важным моментом, на наш взгляд, является создание у граждан чувства вовлеченности в процесс принятия решений, сопричастности к данному процессу;
3) анализ реакции общественности на действия органов власти (как один из методов установление контакта с лидерами общественного мнения);
4) прогнозирование социально-экономического состояния территории [2].
Проходя эти этапы, органам муниципальной власти необходимо организовать путь от создания контакта с аудиторией до воздействия посредством своих посланий на нее.
Основной задачей является организация непрекращающегося потока информации, создающего положительный имидж муниципальной власти и эффект позитивного влияния решений власти. Публикация информации не должна ограничиваться исключительно знаменательными событиями, огласку могут получить и менее значимые события, мелкие мероприятия, статистические данные, новости об успешных реализациях проекта или комментарии событий регионального и территориального масштабов. Все это и формирует условия для непрерывного обмена информацией, в котором муниципальный органы — отправитель, а население — конечный получатель.
Такой способ взаимодействия с населением через медиа, на наш взгляд, является наиболее действенным и приспосабливаемым инструментом в проведении муниципальными властями информационной политики. По мере исследования данного механизма, было выявлено, что его применение в работе стало бы хорошей возможностью для наиболее углубленного вовлечения населения в управление муниципальным образованием.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что СМИ на сегодняшний день действительно является особым инструментом реализации местного самоуправления. В связи с тем, что развитие муниципалитета напрямую связано с взаимодействием населения и власти, средства массовой информации могли бы послужить наиболее эффективным способом для достижения этой цели. Средства массовой информации должны стать неотъемлемым элементом городской политики.
СМИ отводится роль не просто важного инструмента информирования населения; их предназначение также в формировании активной гражданской позиции и привлечении внимания населения к значимым вопросам территориального развития. Как только муниципальная власть осознает в полной мере значение массовой информации будут разрешена одна из сложнейших проблем — закрытость органов местного управления и непрозрачность их деятельности.
Литература:
- Проект «Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова». Региональные медийные портреты. Московская область. 2014. URL: http://www.freepress.ru/arh/book_2000/058.shtml (дата обращения: 01.12.2017).
- Цирельникова Л. Г. Совершенствование социального механизма формирования активности граждан в решении вопросов местного значения. — Чита: Изд-во «Вестник Забайкальского государственного университета», 2013. С.75–81.