Проблемы реализации концепции местного самоуправления как института народовластия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 апреля, печатный экземпляр отправим 9 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (562) март 2025 г.

Дата публикации: 17.03.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Албогачиев, Х. М. Проблемы реализации концепции местного самоуправления как института народовластия / Х. М. Албогачиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/562/123403/ (дата обращения: 27.03.2025).



В статье исследуются проблемы реализации концепции местного самоуправления как института народовластия. Анализируется нормативно-правовая база, факторы, препятствующие активному участию граждан в решении вопросов местного значения, и предложены механизмы повышения эффективности их вовлеченности. Особое внимание уделено функционированию такой формы участия граждан в реализации своих прав для решения вопросов местного значения как Российская общественная инициатива.

Ключевые слова: народовластие, гражданская активность, общественная инициатива, муниципальное управление, местное самоуправление.

Современное социально-экономическое развитие страны ставит перед муниципальными образованиями новые задачи, связанные с повышением качества жизни населения, развитием инфраструктуры, созданием благоприятного инвестиционного климата. Решение этих задач невозможно без эффективного правового регулирования муниципальных отношений.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление (далее МСУ) — самостоятельный уровень публичной власти [1]. Данная норма подчеркивает самостоятельность данного института и его значимость в системе публичной власти. Население муниципальных образований имеет право самостоятельно решать вопросы местного значения.

В научной литературе отмечается, что МСУ представляет собой один из наиболее значимых механизмов участия граждан в публичном управлении, обеспечивая им возможность непосредственно или через своих представителей решать вопросы местного значения. В частности, М. Г. Фомина указывает на то, что МСУ реализуется посредством форм прямой демократии, призванных стать эффективным и повседневным инструментом граждан для решения вопросов местного значения [5]. Привлечение широких кругов населения к непосредственному управлению местными делами способно сделать всю систему общественных отношений более демократичной, динамичной и эффективной.

Следует отметить, что нормативное регулирование местного самоуправления основывается на принципах самостоятельности, организационной обособленности и финансовой независимости муниципальных образований. Если обратиться к нормам Закона № 131-ФЗ, то очевидно, что закон определяет круг вопросов местного значения, которые находятся в компетенции органов МСУ [2]. Что и означает участие граждан в управлении делами местного значения непосредственно и через органы МСУ. В этой связи уместно привести мнение ученых о том, что МСУ, будучи коллективной формой реализации населением права на решение вопросов местного значения, одновременно представляет собой выражение власти местного сообщества, интегрированной в единую систему публичной власти [3].

Особую значимость в системе местного самоуправления приобретают формы прямой демократии, позволяющие гражданам непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. К формам прямой демократии, реализуемым на местном уровне, относятся:

— местный референдум (статья 22 Закона № 131-ФЗ);

— муниципальные выборы (статья 23 Закона № 131-ФЗ);

— голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ (статья 24 Закона № 131-ФЗ);

— голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (статья 25 Закона № 131-ФЗ);

— правотворческая инициатива граждан (статья 26 Закона № 131-ФЗ);

— публичные слушания (статья 28 Закона № 131-ФЗ);

— собрание граждан (статья 29 Закона № 131-ФЗ);

— конференция граждан (собрание делегатов) (статья 30 Закона № 131-ФЗ);

— опрос граждан (статья 31 Закона № 131-ФЗ);

— обращения граждан в органы местного самоуправления (статья 32 Закона № 131-ФЗ);

— другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (статья 33 Закона № 131-ФЗ).

Вместе с тем, эффективность функционирования МСУ во многом зависит от степени вовлеченности граждан в процесс принятия решений на местном уровне. Именно активное участие населения позволяет реализовать концепцию МСУ как института народовластия. Действенное самоуправление невозможно без развитых форм гражданской активности, таких как публичные слушания, участие в заседаниях представительных органов муниципальной власти, а также местные референдумы и сходы граждан.

Вместе с тем, недостаточная правовая грамотность населения, низкий уровень доверия к органам местного самоуправления, а также формальный подход к организации публичных слушаний и опросов могут существенно снижать эффективность этих инструментов.

Так, например, одним из важнейших инструментов гражданского участия в процессе управления является Институт Российской общественной инициативы (далее — РОИ). В соответствии со статьей 32 Конституции РФ, данный институт обеспечивает гражданам возможность прямого обращения к органам власти с предложениями, касающимися различных сфер общественной жизни. Тем самым РОИ способствует демократизации процессов принятия решений и укреплению связи между государством и обществом.

По данным с официального интернет-ресурса РОИ на момент проведения настоящего исследования, на платформе РОИ было размещено 22804 инициативы, из которых 858 находились на стадии голосования [4]. Однако, например, на муниципальном уровне Республики Ингушетия с момента создания данного ресурса не было представлено ни одной инициативы. Тогда как, например, в Волгоградской области было выдвинуто на муниципальном уровне около 30 инициатив, в Ярославской области — 16, одна из которых находится в процессе голосования. Таким образом, анализ функционирования РОИ на муниципальном уровне показывает низкую степень его реализации, особенно в ряде регионов России, таких как Республика Ингушетия. Данный факт свидетельствует о недостаточной вовлеченности граждан в процессы управления в муниципальных образованиях Республики Ингушетия.

Среди ключевых проблем, препятствующих реализации РОИ на муниципальном уровне, можно предположить:

— недостаточную информированность населения — отсутствие эффективной разъяснительной работы со стороны местных властей снижает уровень участия граждан;

— низкий уровень цифровой грамотности — использование РОИ требует определенных навыков работы с интернет-ресурсами, что может затруднять доступ к платформе для части населения;

— недоверие к институтам власти — низкий уровень доверия к органам местного самоуправления способствует пассивности граждан;

— отсутствие эффективных механизмов обратной связи — если граждане не видят результатов рассмотрения инициатив, это снижает их мотивацию к дальнейшему участию.

— ограниченный доступ к интернету — в ряде муниципалитетов остается проблемой доступность интернета, что ограничивает использование цифровых платформ.

Вместе с тем, положительный опыт ряда регионов России демонстрирует возможность активного вовлечения граждан в процессы управления с помощью РОИ. В связи с этим полагаем необходимым разработать и внедрить в регионах с низкой гражданской активностью правовой механизм, который будет способствовать более эффективному участию населения в решении вопросов местного значения. Такой механизм должен включать:

— разработку и реализацию муниципальных программ по популяризации РОИ — включение мероприятий по обучению цифровой грамотности и информированию граждан, регулярного выпуска социальной рекламы в местных средствах массовой информации;

— создание рабочих групп по сопровождению общественных инициатив — помощь гражданам в оформлении предложений и контроле их реализации;

— обеспечение прозрачности рассмотрения инициатив — размещение отчетности на сайтах органов местного самоуправления;

— использование социальных сетей и информационных каналов для продвижения РОИ — расширение каналов информирования населения;

— изучение и анализ успешного опыта в других муниципальных образованиях и его применение в регионах с низким уровнем гражданского участия.

— усиление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, в том числе с использованием форм прямой демократии.

Полагаем, что реализация данных мер позволит повысить вовлеченность граждан в процессы местного самоуправления, укрепить демократические институты и повысить эффективность управления на муниципальном уровне.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — № 144 (8198). — 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Российская газета. — № 202. — 08.10.2003.
  3. ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г. А. Гаджиева / М. В. Антонов, В. С. Белых, С. В. Белых и др.; под общ. ред. П. Д. Блохина, А. В. Ильина, Д. В. Тютина. — Текст: непосредственный. — Москва: Статут, 2023. — 264 с.
  4. Российская общественная инициатива. — Текст: электронный. Официальный интернет-ресурс Российская общественная инициатива: [сайт]. — URL: https://www.roi.ru/ (дата обращения: 08.03.2025).
  5. Фомина М. Г. Консультативные формы реализации непосредственной демократии в системе местного самоуправления / М. Г. Фомина — Текст: непосредственный // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 4. С. 19–23.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, местное значение, муниципальный уровень, гражданская активность, Ингушетия, процесс управления, публичная власть, РОй, форма прямой демократии, Российская общественная инициатива.


Похожие статьи

Задать вопрос