В данной статье раскрывается природа и предназначение форм непосредственной демократии на современном этапе развития России, затрагиваются политические, социологические и материальные проблемы реализации данного конституционно-правового института.
Ключевые слова: формы непосредственной демократии, проблемы реализации форм непосредственной демократии, формы непосредственной демократии как конституционно-правовой институт
Формы непосредственной демократии имеют множество проявлений, поэтому их необходимо рассматривать как объект сравнительного правоведения, который представляет собой абстракцию множества обстоятельств реального мира, зафиксированных в нормах позитивного права либо нуждающихся в правовой фиксации, обладающих одинаковыми характеристиками либо закономерностями поведения [4, с. 19].
Полагаем необходимым отметить, что формы непосредственной демократии необходимо изучать в контексте общетеоретического сегмента исследований в сравнительном правоведении, который детерминирован абстрактными свойствами государственной и правовой материи. Объекты исследований в сравнительном правоведении связаны с выявлением особенностей феноменологии государственной и правовой материи [5, с. 55–59].
Целесообразно констатировать, что формы непосредственной демократии по сути своей позиционируются одновременно в качестве политических и правовых явлений [6, с. 55–59]. Институциональный аспект конституционно-правового регулирования форм непосредственной демократии занимает особое место в теории конституционализма [13].
Кроме того, формы непосредственной демократии являются правовыми ценностями [7, 8, 9, 10], которые необходимо исследовать при помощи аксиологисческих методов сравнительного правоведения [11, 12, 14].
Опираясь на изложенный выше методологический инструментарий можно приступать к изучению обозначенного политико-правового явления, его места и роли в системе социальных отношений.
В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации: «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Реализация данного принципа невозможна без наличия и нормального функционирования форм непосредственной демократии.
Значительное количество научных комментариев рассматриваемого конституционно-правового уложения, по-разному отражают сущность института непосредственной демократии. Так, А. В. Безруков определяет непосредственную демократию как «форму непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения» [1, с. 40].
Согласно точке зрения Р. Ю. Горлачева: «непосредственная демократия — это определенная сфера политической жизни общества, заключающуюся во властеотношениях, в рамках которых население государства, его организованные части или отдельные граждане, осуществляют свою власть, посредством выражения имя прямого волеизъявления, подлежащего обязательному учету при принятии решений публичными органами власти» [2, с. 9–10].
Вместе с тем под формами непосредственной демократии следует понимать способы осуществления народом своей власти. К таким традиционно относятся: референдум, выборы, публичные слушания, обращение граждан, сход граждан, общественная правотворческая инициатива и другие. Несмотря на их небольшое количество они имеют большое значение для народовластия и являются самостоятельными. Об этом, в одном из своих постановлений, отметил Конституционный Суд Российской Федерации: «...каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно их замещать» [3].
В настоящее время действует довольно массивный блок законодательных актов, регламентирующих порядок реализации форм непосредственной демократии. Их правовую основу составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации», от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации, от 6 октября 2002 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации и др.
В условиях становления в Российской Федерации демократического правового государства, основанного на республиканской форме правления и разделении властей, формы непосредственной демократии являются важнейшим инструментом для реализации политических интересов граждан. Вместе с этим отмечается, что данные институты реализуются не должным образом в силу существующих экономических, политических, идеологических и социальных проблем в стране. Это тревожно, так как Россия очень замедляется на своем пути к становлению гражданского общества. Данные проблемы коренятся в относительной молодости демократических институтов в нашей стране, слабой гражданской активности населения России при решении общественно значимых вопросов.
Важно отметить, что данные тенденции складываются по причине отсутствия желания среди представителей органов государственной власти и местного самоуправления выстраивать конструктивные, партнерские отношения с населением.
Небольшой практический опыт в реализации форм непосредственной демократии объясняется еще многими другими факторами, такими как: особенности российского менталитета, достаточно низкий уровень правовой и политической осведомленности граждан, коррумпированность власти в лице ее представителей.
Защита форм непосредственной демократии конституционно-правовыми средствами во многих странах мира рассматривается как составная часть конституционно-правовой охраны [15, 16, 17, 18, 19].
Все вышеперечисленные и многие другие проблемы так или иначе делают затруднительным эффективное использование населением форм непосредственной демократии для выражения своих политических интересов.
Для устранения проблем и создания нормальных правовых, идеологических, социальных, экономических условий необходимо: 1) на всех этапах получения образования гражданами Российской Федерации повышать уровень их политической и правовой осведомленности; 2)создать специальные государственные консультативные комиссии по реализации форм непосредственной демократии на федеральном, региональном и местном уровнях; 3) внедрение специальных передовых информационных технологий при реализации народом своей власти непосредственно; 4) разработка новых, доступных форм непосредственной демократии; 5) повысить уровень взаимодействия федеральных и региональных властей в области законодательного закрепления форм непосредственной демократии.
Таким образом, можно сказать, что на пути к становлению в Российской Федерации правового государства и гражданского общества имеются трудности, которые имеются во многих сферах общества. Исключением в этом всем не являются и формы непосредственной демократии в части их реализации. Устранение названных проблем несомненно ускорит Россию на пути к становлению демократического государства.
Литература:
- Безруков, А. В. Конституционное право России: учебное пособие / А. В. Безруков. — М.: Юстицинформ, 2015. — 302 с.
- Горлачев Р. Ю. Конституционно-правовые гарантии непосредственной демократии в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Р. Ю. Горлачев. — М., 2003. — 23 с.
- По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: пост. Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 г. № 17-П // Рос. газ. 1998. 24 июн.
- Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Проблема выбора объекта сравнительно-правового исследования // Право и современные государства. 2016. № 3. С. 19–31.
- Юрковский А. В. Основные направления сравнительного правоведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). С. 55–59.
- Юрковский А. В. Право и политика // Сибирский юридический вестник. — 2007. — № 4. С. 35–39.
- Юрковский А. В. Ценностные ориентиры в конституционном праве стран Северо-Восточной Азии // Проблемы права. — 2014. — № 4 (47). — с. 56–66.
- Янькова Ю. А., Юрковский А. В. Ценности и антиценности в Конституции Китайской Народной Республики. / / Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей. Материалы X Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Научный редактор И. А. Шаралдаева. 2016. — с. 92 -96.
- Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Конституционно-правовая ответственность в диалоге восточных культур: проблемы и перспективы // В сборнике: Кризис цивилизации как следствие кризиса верховенства права. Международный правовой форум: материалы. 2014. С. 183–187.
- Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Отечественная система права и законодательства: взгляд сотрудников прокуратуры // Государственная служба. — 2016. № 3. — с. 111–114.
- Юрковский, А. В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. — 2016. № 2 (32). — с. 95. — 102.
- Юрковский А. В. Основные подходы к определению ценностей в правовой аксиологии // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С. 171–175.
- Юрковский А. В. Конституционализм как результат конституционных революций, учение о конституции и её влиянии на общество и государство. // European Journal of Law and Political Sciences. 2016. № 3. С. 32–35.
- Юрковский А. В. Аксиологические методы в сравнительном правоведении // Научный альманах — 2016. — N 2–3(16). — с. 340–346.
- Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Особенности конституционно-правовой охраны в Китайской Народной Республике // Мир юридической науки. — 2014 — № 9. — с. 30–38.
- Юрковский А. В. Особенности конституционно-правовой охраны в Монголии // Мир юридической науки. — 2014 — № 10–11. — с. — 38–44.
- Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Особенности конституционно-правовой охраны в Корейской Народно-Демократической Республике // Мир юридической науки. — 2014. С. 31–39.
- Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Особенности конституционно-правовой охраны в Японии // Вопросы российского и международного права. — 2016. № 5. — С. 123–137.
- Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Особенности конституционно-правовой охраны в Республике Корея // Право и политика. — 2016. — № 11. — С.1351–1358.