В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведений, знакомство с различными интерпретациями текстов.
Ключевые слова: литература, художественное произведение, метод, способ изучения, школа, критическое мышление.
В учебной программе по литературе восьмого класса одним из ярких и интересных авторов, изучаемых учащимися, является Василий Шукшин — талантливый писатель, сценарист, актер и режиссер.
Василий Шукшин — это яркий представитель советской литературы, автор произведений, которые затрагивают самые глубокие человеческие чувства и проблемы. Изучение творчества Шукшина в 8-м классе имеет свои особенности и цели. Во-первых, это помогает учащимся понять и оценить ценности и идеалы, которые пропагандировал писатель в своих произведениях. Василий Шукшин обращался к темам любви, дружбы, справедливости, чести, что позволяет подросткам задуматься над собственными ценностями и убеждениями. Во-вторых, изучение творчества Шукшина способствует развитию эмпатии и понимания других людей. В его произведениях часто затрагиваются социальные проблемы, жизненные трудности обычных людей, что помогает учащимся почувствовать себя в чужой шкуре и увидеть мир глазами другого человека. Учащиеся учатся анализировать тексты, выявлять глубинные смыслы и идеи, обсуждать их с учителем и товарищами. Изучение творчества Шукшина на уроках литературы — это великолепная возможность для учащихся погрузиться в мир литературы, открыть для себя новые истории, насладиться яркими образами и понять важные ценности жизни. Рассмотрение духовно-социальных аспектов жизни, проблем справедливости и нравственности через произведения Шукшина позволяет развивать у школьников критическое мышление, умение анализировать сюжет, видеть психологическую глубину каждого персонажа. Через живописные описания и внутренние монологи персонажей, писатель позволяет читателям погрузиться в их мир и понять их мотивы и чувства.
Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы восьмого класса помогает детям увидеть красоту русского языка, разнообразие литературных жанров, погрузиться в атмосферу времени, о котором писал автор. Анализ и интерпретация произведений Шукшина на уроках литературы способствует формированию активного читателя, способного видеть не только сюжеты, но и глубинные мысли, заложенные в каждой строчке. Ярчайшей особенностью произведений Шукшина является его удивительно живой народный язык. Все его творчество формировалось под воздействием разговорного народного языка, что, однако, не умаляет его оригинальности и уникальности рассказов. Он использует не только современные элементы русского языка, но и диалекты, неологизмы, а также жаргонные слова и выражения. Это позволяет ему создать свой собственный, ни на кого не похожий язык, который отличается необычной выразительностью, живостью и динамичностью. В языке Шукшина сложно провести четкую границу между литературным и разговорным стилем — они переплетены. Это особенно заметно в его сказочной манере, которая помогает сохранить языковой колорит местности в его рассказах. Персонажи Шукшина говорят с использованием множества местных слов и выражений, которые органично вписываются в текст и выполняют характерологическую функцию.
Изучение текстов Шукшина на уроках литературы позволяет учащимся раскрыть особенности его стиля, особенности изображения обыденной жизни, внутренних конфликтов героев. Такие произведения как «Калина красная», «Чудак из пятерки», «Баллада о солдате» дают возможность обсуждать темы любви, дружбы, чести, мужества, трагедии.
Стиль рассказчика Шукшина обладает множеством характерных черт, среди которых выделяются:
— Психологизм, который отражает стремление автора передать сложность человеческой души, что позволяет читателю глубже понять образы.
— Лаконизм, способствующий сжатию и экономии в повествовании.
— Отказ от описаний в пользу диалогов, где проявляются как характеры, так и развитие событий.
Александр Николаевич Макаров справедливо замечает: «У Шукшина почти нет описаний, даже портретных; он ограничивается одной деталью, но речь персонажей настолько выразительна, что они становятся живыми и осязаемыми» [1, с.13].
Кроме того, рассказы Шукшина невозможны без влияния традиций русской классической прозы — сказа Лескова, тонкой иронии Чехова, «диалектики души» Толстого и психологизма Достоевского [2, c. 248]. В любом жанре, будь то рассказ, сценарий или фильм, Василий Макарович избегал излишеств и украшений, стремясь к простоте. Он тщательно подбирал слова для передачи характерного, используя меткие сравнения, точные глаголы и фразеологизмы.
Актуальность произведений Василия Шукшина подтверждается результатами фронтального опроса, проведенного нами во время прохождения педагогической практики среди учеников 8-х классов в школе № 77 им. Ф. Онгарсыновой акимата г. Астаны. Занятие по литературе проходило по учебнику русской литературы для 8-го класса, авторы Г. З. Шашкина, О. А. Анищенко, В. В. Шмельпер [3]. Были задействованы методы критического мышления, творческого чтения и метод проблемного изложения.
После домашнего прочтения рассказа «Микроскоп» ученикам были даны задания и поставлены вопросы:
— Выразите ваше воспоминание от прочитанного произведения.
— Попробуйте охарактеризовать героя, выделив при всем этом отношение к нему окружающих. Чем, на ваш взгляд, можно разъяснить схожее отношение?
— Таких шукшинских героев, как Андрей Ерин, называют «чудиками». Познакомьтесь с лексическим истолкованием слова «чудик». Попробуйте дать «свое» истолкование понятию «герой-чудик».
Ответы учащихся свидетельствуют о том, что они достаточно верно понимают особенности характера шукшинского героя. Прежде всего, восьмиклассники отмечают непохожесть персонажа на других, его стремление следовать своим душевным порывам. Постижению школьниками характеров героев произведений Шукшина призвано способствовать слово учителя, содержащее самую общую характеристику «чудиков». Но основная роль в этом принадлежит аналитической беседе, которая включает вопросы и учебно-дидактические ситуации, направленные не только на выявление особенностей характера героя — «чудика», но и на раскрытие способов создания образов и выражения авторского отношения к ним. Значительное место должно быть отведено и чтению (монологическому и в лицах), и работе с внесюжетными элементами (названием рассказа), и лингворечевой деятельности школьников.
Учебно-дидактическая ситуация, созданная предложенным высказыванием, помогает школьникам понять, что особенность «чудика» — в присущем ему чувстве ответственности за происходящее вокруг, в стремлении быть причастным общему делу, в нежелании замыкаться рамками быта. Открытый финал произведения дает школьникам-читателям простор для «домысливания» судьбы героя.
В заключение отметим, что изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы — это не только возможность погрузиться в мир прекрасного, но и шанс для учащихся понять себя и мир вокруг себя глубже. Шукшинские произведения оставляют незабываемый след в сердцах юных читателей, они приносят много положительных чувств и эмоций ученикам, расширяют их кругозор.
Литература:
- Макаров А. Творчество Шукшина. — М.: Дет. Литература, 1982–29 с.
- Средства выражения иронии в рассказе А. П. Чехова «Учитель словесности» — С. 248–253.
- Шашкина Г. З. и др. Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк.: в 2-х частях/ Г. З. Шашкина, О. А. Анищенко, В. В. Шмельпер. — Часть 2 — Алматы: Мектеп, 2018- 184 с. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // https://okulyk.kz/russkij-jazyk-i-literatura/298/