Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на процессе работы с текстом как основы творческого взаимодействие ученика и учителя.
Ключевые слова: учебное исследование, художественный текст, метод обучения, исследовательская деятельность.
Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Мы все знаем и используем знаменитое сократовское «Исследуем!». Этот метод представляет собой беседу - исследование: возникают остроумные вопросы, которые шаг за шагом ведут к истине. Сократ не называл себя учителем: он считал, что не учит собеседника, а вместе с ним, непредвзято, пробивается к истине, т.е. помогает учиться, помогает рождению истинного знания, а значит новинке - две с половиной тысячи лет! Но не в этом ли секрет всякого плодотворного обучения? Учение вообще есть «совместное исследование», проводимое учителем и учеником (Рубинштейн).
Литература как учебный предмет постоянно оказывается «на линии огня». В этом проявляется, без сомнения, первостепенное значение литературы для становления личности, для формирования ценностных ориентации, нравственных убеждений и идеалов. Согласно закону, открытому ещё в античные времена: «Книги имеют (обретают) свою судьбу в головах читателей», - книги живут и бесконечно обновляются в читательском сознании, в них открываются новые грани, новые связи с действительностью; их содержание и значение не могут быть сведены даже к самым глубоким истолкованиям: нечто неопознанное, неожиданное всегда остаётся в них.
Чтобы человеку стать человеком, нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире во всех подробностях, мелочах, красках, оттенках, мелодиях, тембрах. А всё начинается с детства. И очень важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий, и человеческих ценностей. Ребёнок будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли он помогать бедным, престарелым, родным и друзьям? Отзовётся ли по-доброму его душа на нужды и беды общества? Именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, чести и справедливости. Личность рождается в детстве, если стремление ребёнка к независимости и внутренней свободе находит поддержку. «Личность есть дело рук самого человека, продукт его самовоспитания...поскольку личность никогда не дана готовой, но всегда созидается, она есть не пассивная вещь, но творческий процесс» (С.И.Гессен).
Гуковский Григорий Александрович видел в учителе учёного - исследователя и был убеждён, что путь читателя под руководством такого педагога - путь живой, творческий. Художественное произведение формирует духовный мир человека и вместе с тем самообогащается за счёт общения с ним - с читателем, слушателем, зрителем. Взаимодействие между художественным произведением и воспринимающей его личностью - это творческое взаимодействие. В процессе творческой деятельности развивается самостоятельность, инициатива, активность, способность к самообучению, саморазвитию. В процессе творческого взаимодействия с текстом у читателей появляется мотивация к овладению новыми знаниями, развиваются эмоции, чувства. Творчество помогает проявлять лучшие человеческие качества -способность к сопереживанию, любовь к ближнему, желание доставить радость окружающим результатами своего труда.
Учебное исследование текста способно «осветлить» атмосферу уроков литературы, воздействовать на все стороны, все приёмы преподавания. Скажем, анализ художественного текста может проводиться как на уровне самостоятельных, весьма полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне «маленьких открытий», позволяющих по -новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину. И даже чисто репродуктивная работа - подбор цитат, изобразительного материала, заучивание - делается не скукой. Не с внутренним сопротивлением, а увлечённо и потому относительно легко, если понимается как этап на пути к заманчивой цели, к работе ответственной и желанной, позволяющей утвердить свою личность каким - то добрым и полезным делом.
Учитель с учащимися исследует художественный текст. Важно, что слово «текст» помнит своё изначальное значение: слово «текст» заимствовано в 18 веке из немецкого языка, где означает «словесное единство», «ткань», «тку». Поэтому учитель - исследователь, приступая к работе с текстом, даёт возможность учащимся прикоснуться к словесной ткани произведения, почувствовать, чем она пронизана.
Отрадно после каждого урока - исследования чувствовать интерес, «творческий огонь в душе» воспитанников, видеть, как пробивается наружу «думающее чувство» у читателей, которое способствует творческому восприятию текста художественного произведения.
Пожалуй, самое главное, что может сделать исследовательская деятельность - это пробудить желание перечитать произведение и подумать о нём. Метафора - «умение думать самому» синонимична понятию «осознавание» и может служить основной предпосылкой для обоснования содержания компетентности будущего учителя. Учебное исследование помогает формированию творческого отношения к профессиональной деятельности, где студенты творчески подходят к подготовке уроков литературного чтения, понимая, что от этого зависит не только результат учебной деятельности, но и детская душа маленького читателя, умеющего слушать и слышать «уроки жизни» художественного текста.
Литература:
- Арутюнова,Н.Д.Типыязыковыхзначений.Оценка.Событие.Факт/Н.Д.Арутюнова.–М.:Наука,1988.–338с.
- Гальперин,И.Р.Тексткакобъектлингвистическогоисследования/И.Р.Гальперин.–М.:КомКнига,2007.–Изд.5-е стереотип.–144с.
- Гессен С.И. «Основы педагогики. Введение в прикладную философию»–М.:Наука,1984.–264 с.
- Гуковский Г.А. «Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике» –М.:Наука,1991.–138с.
- Ревзина О. Г. «Методы анализа художественного текста» –М.:Наука,2004.–156с.