Изучение произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на уроках литературы в 10-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 22.07.2023

Статья просмотрена: 544 раза

Библиографическое описание:

Абильдинова, Ж. Б. Изучение произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на уроках литературы в 10-м классе / Ж. Б. Абильдинова, П. К. Османова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/476/105031/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается специфика изучения творчества А. С. Пушкина в старших классах на примере произведения «Евгений Онегин», предлагаются методы обучения, направленные на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории романа в стихах, знакомство с различными интерпретациями текстов.

Ключевые слова: литература, художественное произведение, метод, способ изучения, старшие классы.

В условиях трансформации современного общества реализация модели эффективного обучения становится особенно актуальной. В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике [1, с. 42]. Обновленное содержание РК требует пересмотр «самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов, методов обучения» [2]. В этой связи на сегодняшний день практика школьного образования должна представлять собой смешанный формат обучения — интеграцию традиционных методов обучения и современных педагогических технологий, а также применение цифровых технологий.

Учебный предмет «Русская литература» занимает важное место в системе образования Казахстана наряду с другими дисциплинами общественно-гуманитарного цикла, которые раскрывают проблему человека и его места в мире [3]. Литературное образование в контексте обновленного содержания ставит перед собой задачу обогатить речевую культуру школьников, приобщить учащихся к богатству русской, казахской и мировой классики, привлечь внимание к волнующим их нравственным проблемам, расширить и углубить жизненные впечатления, формировать нравственные принципы школьников.

Александр Сергеевич Пушкин является классическим писателем в русской литературе. Его произведения являются эталоном образца не только русской, но и мировой литературы. А. С. Пушкин не создавал свои произведения специально для детской аудитории, однако творчество данного поэта и писателя уже на протяжении долгого времени является образцом того формата художественных работ, которые посвящены общечеловеческим ценностям и считаются основным объектом, подходящим для изучения в школьной программе. Произведения известного писателя изучаются в казахстанских школах на самых различных уровнях образовательного процесса, начиная с младших классов и заканчивая высшими учебными заведениями.

Одним из уникальных произведений А. С. Пушкина является реалистический роман в стихах «Евгений Онегин», который занимает центральное место в творчестве поэта. Данный роман является крупным художественным произведением, оказавшим наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Он создавался около восьми лет (с 1823 по 1831), а в 1833 г. вышел в свет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 г. (во времена правления Александра I). При создании данного романа писатель вдохновлялся окружающей его действительностью. Основой для создания произведения «Евгений Онегин» явилась жизнь современников поэта в деревенской обстановке, Петербургские модные рестораны и светские салоны. Все это позволяет автору создать и максимально развить тот самый колорит, который был присущ жизни его окружения и современников. Уникальность романа подчеркивается также оригинальностью содержания с точки зрения его интеграции в виде единства и комплексности. Это подчеркивается мнением одного из критиков — Виссариона Белинского, который считал, что данное произведение можно назвать полноценной энциклопедией русской жизни [4, с. 15–25].

Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» изучается согласно обновленной типовой учебной программы как для общественно-гуманитарного, так и для естественно-математического цикла в 10-м классе, что объясняется относительной сложностью некоторых фрагментов данного произведения для детей классов помладше. Следовательно, данное произведение ориентировано на то, чтобы полноценно быть изучено детьми старшего школьного возраста. Такая сегрегация уровней школьного образования объясняется стабильностью уровня сформированности психического развития у учащихся старших классов, ориентированностью к целостному восприятию отдельных фрагментов и происходящих событий на каждом этапе романа. Стихотворная форма является важнейшей характеристикой произведения, позволяющей целостно производить восприятие самостоятельно сформированных элементов в составе единого [5, с. 55–57].

В учебнике по «Русской литературе» для 10 класса естественно-математического и общественно-гуманитарного направлений (авторы: Ж. Х. Салханова, А. С. Демченко) произведение «Евгений Онегин» представлено в разделе «Лишние люди». Контент данного раздела, как и всех последующих разделов построен согласно таксономии Блума, которая позволяет проверить глубину знаний учащихся, имеет четкую структуру и ориентирует школьников на умение анализировать идейно-художественное содержание, учитывая социально-исторический и духовно-эстетический аспекты произведения. Учащиеся знакомятся с такими теоретико-литературными понятиями, как «авторская позиция», «лишний человек», «литературный тип», «роман в стихах», «онегинская строфа» и т. д. В данном разделе предусмотрено изучение творческой истории романа, жанровых особенностей и композиции романа, представления пушкинской эпохи, образов главных героев, образа автора, отзыва романа в литературной критике, значения творчества Пушкина для мировой литературы и культуры. Примечательно, что в разделе в рамках изучаемой темы представлены рубрики «Читаем и анализируем», «Составляем и оцениваем», «Дневник вдумчивого читателя», «Составляем структурные таблицы», «Вдумчивое письмо», «В глубь строки», «Составляем кластер», «Проблемный вопрос», «Литературный кроссворд», «Авторитетное мнение», «Лист раздумий», в которых задания направлены на развитие когнитивных навыков и стратегий, способствующих формированию критического мышления учащихся. Рубрика «Декламируем стихи» группирует задания, направленные на развитие памяти и творческих навыков учащихся: «Подготовьте чтение наизусть письма Татьяны к Онегину и письма Онегина к Татьяне», «Проведите в классе конкурс чтецов на лучшее прочтение отрывков из романа в стихах «Евгений Онегин» [6; 7]. Рубрика «Казахстан в мире художественной литературы» направлена на развитие умений прослеживать взаимосвязи между русской и казахской культурой, а также развитие навыков письменной речи — учащимся предлагается составить текст-повествование о пребывании Пушкина в Оренбургском крае, текст-рассуждения о переводах произведения писателя на казахский язык.

В ходе проведения анализа содержания раздела «Лишние люди» было установлено, что при изучении произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин находят проявления такие методы как:

— проведение сравнительного анализа отдельных сюжетных линий произведения;

— интерпретация контента с точки зрения отдельных элементов и целостности произведения;

— контент-анализ отдельных сюжетных линий и фрагментов текста произведения.

В качестве дополнительных методических подходов при изучении данного произведения можно предложить следующие:

— использование методики написания эссе. Данный способ позволяет подойти творчески к изучению художественной работы и провести подробный анализ всего романа целостно. Эссе дает возможность к развитию творческого потенциала учеников для воспитания в них способностей к критической оценке литературных произведений;

— применение аудио-визуальных способов анализа произведения, заключающиеся в просмотре фильмов, видео-роликов, подкастов, которые позволят с другой стороны взглянуть на изучаемое произведение и определить не только его черты с другой позиции, но и интерпретировать имеющиеся данные в альтернативном формате. Введение аудио и видеоматериалов в цикл офлайн- и онлайн-занятий по роману в стихах «Евгений Онегин», дает возможность познакомиться учащимся с различными интерпретациями текстов других ученых и экспертов, занимающихся изучениями в данной области, логически выстроить собственные умозаключения с учетом неоднозначности заложенного в тексте смысла, вырабатывая интерес к чтению, эстетический вкус и стремление к познанию и пониманию художественной литературы;

— при желании оценить степень сформированной лексической стороны произведения можно применять методы анализа и синтеза относительно языка произведения. Лексический контент целесообразно анализировать в формате групповой работы с подкреплением имеющихся уже знаний у учеников. Коллективная работа позволяет получить оптимальные результаты, путем охвата всех учеников и непосредственной работы с ними.

— использование творческого подхода к произведению путем создания презентации, постеров и других работ творческого формата, что позволит ученикам раскрыть свой творческий потенциал и интерпретировать собственное восприятие произведения в другом формате. Предоставление ученикам возможности для самостоятельной творческой работы формирует для них основу целостного восприятия отдельных составных элементов романа в стихах, что создает почву для отдельной интерпретации элементов, которые воспринимаются учениками.

Один методический подход или формат изучения художественного произведения не позволяет полноценно охватить весь объем произведения поскольку для различных сюжетных линий целесообразно применять разные методы изучения. Это позволит охватить не один конкретный компонент или элемент художественной работы, а подойти к его изучению целостно, комплексно, объединяя в себе множество отдельных составляющих.

Таким образом, применение комплексного подхода с использованием традиционных и инновационных методов обучения, современных цифровых технологий, способствует эффективному достижению задач и целей обучения, позволяет развить предметные компетенции учащихся.

Литература:

  1. Иткулова А. С., Кайсина Г. М. Актуальные вопросы обновленного содержания образования республики Казахстан// Вестник Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева. Серия Педагогика.- № 1(42)- 2019 — с. 42–46
  2. Можаева О. И. О трансляции опыта Назарбаев интеллектуальных школ в рамках обновления содержания общего среднего образования// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // https://open-school.kz/glavstr/ tema_nomera /tema_ nomera_142_1.htm
  3. Локтионова Н. П., Забинякова Г. В. Новые школьные учебники по литературе в контексте обновления содержания образования // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //https://ulagat.com/2020/11/27/новые-школьные-учебники-по-литературе/
  4. Бродский H. Т. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина: Пособие для учителя. 5-е изд. / H. T. Бродский. — М.: Просвещение, 1964. — 415 с.
  5. Лахостский К. П. «Евгений Онегин». Роман в стихах А. С. Пушкина / К. П. Лахостский. — Л., 1962. — 72 с.
  6. Салханова Ж. Х., Демченко А. С. Русская литература [Для 10 классов естественно-математического направления]: учебник — Алматы: Мектеп, 2019. — 184 с.
  7. Салханова Ж. Х., Демченко А. С. Русская литература [Для 10 классов общественно-гуманитарного направления]: учебник — Алматы: Мектеп, 2019. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, Пушкин, роман, мировая литература, русская литература, художественная литература, художественная работа, художественное произведение, целостное восприятие, школьное образование.


Похожие статьи

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Методика преподавания русской поэзии XX века на уроках литературы в 11-м классе

Данная статья посвящена методике преподавания современной русской поэзии на уроках литературы в 11-м классе общеобразовательной школы РК. В статье подробно проводится анализ учебника, выявляются основные этапы работы над лирическими произведениями, т...

Сравнительный анализ разделов «Любовь» в учебниках русской литературы для 8-х и 9-х классов

Исследование темы посвящено описанию и сравнению разделов «Любовь» в учебниках русской литературы 8 и 9 классов. Описано изучение темы «Любовь» на уроках русской литературы с учетом возрастных особенностей.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе

В статье автор выявляет роль сопоставительного анализа на уроках литературы для формирования культуры чтения у обучающихся, целостного отношения к мировой литературе, литературно-эстетического образования школьников.

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе

В настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе.

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Похожие статьи

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Методика преподавания русской поэзии XX века на уроках литературы в 11-м классе

Данная статья посвящена методике преподавания современной русской поэзии на уроках литературы в 11-м классе общеобразовательной школы РК. В статье подробно проводится анализ учебника, выявляются основные этапы работы над лирическими произведениями, т...

Сравнительный анализ разделов «Любовь» в учебниках русской литературы для 8-х и 9-х классов

Исследование темы посвящено описанию и сравнению разделов «Любовь» в учебниках русской литературы 8 и 9 классов. Описано изучение темы «Любовь» на уроках русской литературы с учетом возрастных особенностей.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе

В статье автор выявляет роль сопоставительного анализа на уроках литературы для формирования культуры чтения у обучающихся, целостного отношения к мировой литературе, литературно-эстетического образования школьников.

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе

В настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе.

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Задать вопрос