В данной статье рассматривается вопрос о необходимости учёта возрастных особенностей при обучений русскому языку и литературе в школах, что делает процесс обучения персонализированным, ставя акцент на уникальность каждого обучающегося. Учет возрастных особенностей, делая образовательный процесс личностно ориентированным, способствует качественному обучению детей в школах Казахстана.
Ключевые слова: образование, возрастные особенности, самодеятельность, развитие, школа.
Возрастные особенности — это физиологические и психологические качества, которые проявляются и присуще каждому определенному возрасту человека. Ученые сумели изучить онтогенез человека и разбили жизнь на несколько этапов, где у каждого из них есть своё определение и характеристика. От момента рождения до года малыш учится простейшим вещам, его сознание еще не отделено от природы. От года и до трех лет активно накапливается социальный опыт и появляются навыки коммуникации. В возрасте пяти-шести лет дети начинают объединятся в группы по интересам, где среди них выделяются лидеры, которые руководят остальными. С наступлением школьного возраста учеба становится для детей важной деятельностью. В этот период важна психологическая подготовка ребенка к школе, так как процесс адаптации к новым условиям достаточно сложный. Также значительное влияние на становление и развитие детей в начальных классах играет роль классного руководителя. Если учитель выделяет лучших учеников и уделяет им больше внимания и времени, то остальные дети могут испытывать стресс [1]. В среднем же школьном возрасте, с развитием ребенка как личности, в классах начинают выделятся лидеры и аутсайдеры, увеличивается интерес к новым и неизведанным вещам, что в большей степени связано с гормональными изменениями в организме ребенка. В подростковом периоде развивается ощущение взрослости и социальной значимости, так же дети активно ищут «себя» в разных сферах, субкультурах и интересах.
Детский возраст имеет большое значение для дальнейшего развития, ведь все знания и навыки складываются в детстве, и становление возрастной психологий началась именно с изучения детских возрастов. По мнению французского историка Ф. Ариеса открытие детства началось с 13 в., а наиболее полное представление получило в 16–17 вв. И только в конце 19 в. появилась детская психология, в чем большая заслуга принадлежит немецкому ученому В. Прейру, написавшему работу «Душа ребенка». Проблему исторического происхождения детства изучали и многие советские ученые, такие как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б. Элькони и др. Развитие — процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных и качественных изменений и преобразований в психике и поведений человека. Л. С. Выготский различал различные типы развития: префомированное и непреформированное. Как отмечал Д. Б. Эльконин, первоначально детская психология была описательной наукой, основным методом было наблюдение. Наблюдения за детьми оформлялись в виде записей, дневников матери, протоколов наблюдений. Чаще всего наблюдения велись в условиях семьи. В 1925 году была открыта клиника нормально развивающихся детей под руководством Н. М. Щелованова, где велось круглосуточное наблюдение за детьми [2, с. 8]. Зарубежная психология утверждает, что ключевое значение для взросления детей имеет опыт, который они получают в первые годы жизни, точнее до пяти лет. Поэтому специалисты говорят не столько о стадиях или этапах, сколько об ориентирах развития [3]. Ориентиры развития — это то, что ребенок может делать к определенному возрасту. У большинства детей навыки и способности развиваются примерно в одном и том же порядке. Однако нельзя забывать об уникальности каждого ребенка.
Образовательная реформа в Республике Казахстан направлена на повышение педагогического мастерства учителей путем обновления учебных программ и внедрения систем оценки, основанных на критериях. В рамках этой инициативы используется спиральный подход к образованию, основанный на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная модель предполагает, что повторное изучение и углубление материала с течением времени способствует большему развитию учащихся по сравнению с традиционными методами. Ключевые характеристики включают в себя повторение темы на протяжении всей учебной программы, повышение сложности с каждой итерацией и увязку новых и старых знаний в контексте. Преподавание русской литературы, проводимое на русском языке, в казахстанских школах развивается по спирали, с каждым годом усложняясь в соответствии с парадигмой спирального образования.
В пятом классе учащиеся знакомятся с фундаментальными теоретическими и литературными концепциями, адаптированными к их уровню развития [4]. Методисты разработали учебную программу таким образом, чтобы заинтересовать учащихся и одновременно дать им новые знания. Ожидается, что к концу учебного года учащиеся овладеют такими ключевыми понятиями, как художественная литература, фольклор, героический эпос, эпопея, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, конфликт, герой, рассказчик, а также различными литературными приемами, включая эпитеты, сравнения и аллегории. Им предлагается участвовать в дискуссиях, формулировать свои мысли и чувства, сравнивать произведения искусства в разных жанрах, оценивать устные и письменные высказывания и углублять свое понимание посредством изучения более легких, не объемных произведений, таких как «Былины: цикл об Илье Муромце», «Сказание о царе Берендее» В. Жуковского, «Снежная королева» Г. Х. Андерсена и «Соловей и роза» О. Уайльда. По окончании курса литературы для пятого класса учащиеся должны уметь под руководством учителя определять основные темы произведения, анализировать его художественные элементы, интерпретировать их визуально, определять точку зрения автора на персонажей и создавать творческие работы, вдохновленные текстом [5].
В шестом классе учащиеся углубляют изучение теоретических и литературных концепций, расширяя свое понимание. Вводятся дополнительные термины, такие как миф, мифологические образы, художественный мир, рассказ, роман, портрет, пейзаж, метафора, персонификация и различные литературные жанры, которые опираются на фундамент, заложенный в пятом классе. Если в пятом классе учащиеся полагались на помощь учителя при выполнении заданий, то в шестом классе они в основном работают самостоятельно. Учащиеся развивают способность оценивать действия главных героев, определять жанры, анализировать драматические и прозаические повествования, интерпретировать визуальные средства массовой информации и формулировать свое понимание текстов. Однако они по-прежнему зависят от преподавателей в выявлении сходств и различий между произведениями, а также в оценке устных и письменных высказываний. В программу шестого класса включены более сложные произведения, такие как мифы, легенды и обширные литературные произведения. В качестве примеров можно привести «Мифы Древней Греции», «Муму» И. Тургенева и «Песню о друге» В. Высоцкого.
К седьмому классу учащиеся самостоятельно выполняют задания, знакомясь с различными литературными жанрами и углубляя понимание выразительных элементов в этих жанрах. Такие сложные понятия, как сатира, юмор, гротеск, художественные детали, а также знакомство как с известной, так и с незнакомой информацией, становятся неотъемлемой частью их обучения. Опираясь на навыки, приобретенные в предыдущих классах, учащиеся развивают новые способности, в том числе формулировать аргументы, отстаивать свою точку зрения и участвовать в критическом дискурсе.
В восьмом классе учащиеся приступают к изучению «высокой» литературы, вникая в более сложные произведения и рассматривая их в контексте. Они знакомятся с такими понятиями, как символизм, трагедия, психологический параллелизм, архетип и автобиография. Продолжая анализировать литературные произведения, учащиеся сталкиваются с дополнительными сложностями, требующими более глубокого изучения. Их анализ выходит за рамки поверхностных тем и персонажей и включает в себя детальное изучение мотиваций персонажей, структуры повествования и авторской точки зрения. Более того, студенты сравнивают эти произведения с произведениями мировой литературы, учитывая нюансы национальной культуры. В учебную программу включены лирические произведения и объемные рассказы, такие как «Уроки французского» В. Распутина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и «Мцыри» М. Лермонтова, что еще больше обогащает их литературные познания. Девятый класс представляет собой кульминацию среднего уровня и переход к старшему уровню образования. На этом этапе учащиеся интегрируют свои приобретенные знания, навыки и умения в контекст реальной жизни, что особенно заметно при выполнении заданий, связанных с анализом литературных произведений. Перед учащимися ставится задача выявить особенности характеров персонажей, выявить их социальную и межличностную динамику и оценить актуальность тематических вопросов, представленных в тексте. Кроме того, они критически оценивают индивидуальные приемы и стилистические решения, используемые авторами.
В девятом классе учащиеся знакомятся с отрывками из классических русских романов или полными рассказами, углубляясь в более сложные произведения, имеющие глубокое значение. Примерами могут служить «Бедные люди» Ф. Достоевского, «Мертвые души» М. Гоголя и «Гранатовый браслет» А. Куприна.
Индивидуализация образования, учитывающая возрастные, личностные, психологические и педагогические особенности учащихся, наряду с литературными и методологическими аспектами, становится необходимостью для повышения литературного развития каждого учащегося. Повышение уровня владения чтением у выпускников и их общей культурной осведомленности не только способствует позитивным преобразованиям в обществе, но и способствует гуманизации образования и развитию интуиции, что имеет решающее значение в различных областях знаний. Успешное литературное развитие побуждает учащихся к гуманному, социально сознательному и эстетически ценному восприятию мира, общества и искусства. В пятом классе отбор литературных произведений проводится по тематической принадлежности, при этом основное внимание уделяется жанру литературы. Принцип организации литературных курсов с VI по VIII класс — жанрово-хронологический, при котором учащиеся изучают лучшие произведения классической литературы, соответствующие их возрасту и читательским интересам. На уроках русской литературы в каждом классе знакомятся с новыми писателями и поэтами. Включение произведений разных исторических эпох и художественных течений в программу каждого класса, начиная с пятого, позволяет последующим классам углубиться в изучение литературных направлений и получить более глубокое представление о классицизме, романтизме и реализме [6]. В пятом классе усилия направлены на воспитание страсти к чтению при одновременном изучении художественных тонкостей как фольклорных, так и литературных произведений. Акцент делается на понимании идеологической и художественной структуры произведений, включая темы, персонажей и сюжеты, наряду с анализом художественного языка, его нюансов, визуальных и выразительных средств (таких как метафора, сравнение, эпитет), их значимости в тексте и эмоциональной глубины. С VI по VIII класс это изучение становится еще более интенсивным, и в каждом классе основное внимание уделяется отдельным научным и дидактическим аспектам изучения литературы, что формирует содержание программы, структуру, методологию, отбор материала и циклический подход, а также определение литературных и теоретических концепций, которыми должны овладеть учащиеся. Изучение литературных произведений осуществляется на основе целенаправленного и систематического подхода. Начиная с девятого класса, в учебной программе используется линейный, исторический и литературный подход, хотя и с более глубоким анализом художественных текстов по сравнению с предыдущими классами.
Литература:
- Шишканова Е. Н., Бородачева Е. Н., «Возрастные особенности обучающихся. Их учёт в учебном процессе», Тихорецк, 2019.
- Кручинин В. А., Комарова Н. Ф., «Психология развития и возрастная психология» учебно-методическое пособие, Нижний Новгород, 2016.
- Бадмаева Б. Б., «Возрастные особенности современных школьников 10–12 лет» 2014.
- Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. «Методика преподавания литературы». М., 1999.
- Брунер Дж.С. «Процесс воспитания». М., 1960.
- Постановление «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования», 2023.