Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе
Автор: Борисова Марина Юрьевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.
Дата публикации: 06.01.2020
Статья просмотрена: 1378 раз
Библиографическое описание:
Борисова, М. Ю. Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе / М. Ю. Борисова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4782/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, активные методы обучения.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта традиционная система обучения претерпела определенные изменения. Сегодня важнейшая задача учителя — научить ребенка мыслить самостоятельно, грамотно формулировать свое мнение и аргументировать его.
С изменением педагогических методик и приемов, требований к освоению образовательных программ, содержание самих образовательных программ практически не изменилось. Особенно это качается таких консервативных предметов как литература. В эпоху интернета дети зачастую теряют интерес к чтению, тем более произведения классической литературы малопонятны для школьников. В 5–7 классах на помощь приходит работа с иллюстрациями, творческие конкурсы (создание серии иллюстраций или комиксов к произведениям, написание собственных сказок, стихотворений, басен и т. п.), дидактические игры. Примерно к 14–15 годам (в 8–9 классах) интерес к вышеперечисленным активным методам обучения уже пропадает. Зачастую к этому моменту уже мало кто из обучающихся читает программные произведения. При прочтении значение многих слов и смысл всего произведения может остаться непонятным для подростка.
Что делать в такой ситуации? Стимулировать интерес к чтению? Но как это сделать? Анализ произведения, характеристика главного героя, авторская позиция — эти слова не помогут в данном случае, они скорее запутают девятиклассников. ФГОС предусматривает новый метод активного обучения — проект.
Само слово ПРОЕКТ от немецкого Projekt, что в свою очередь происходит от латинского projectus — выступающий, выдающийся вперед [4]. С. И. Ожегов определяет значение слова «проект» как замысел, план [3]. В образовательном процессе проект относится к активным методам обучения. Проектная деятельность помогает сформировать не только предметные УУД, но и личностные и метапредметные. Такой вид самостоятельной работы помогает мобилизовать внимание, планировать весь процесс деятельности, организовывать не только индивидуальную работу, но и групповую (в т. ч. с учителем).
Что качается практического применения такого метода обучения. Как показал мой педагогический опыт, учащиеся 5–7 классов выполняют скорее мини-проекты при активной помощи учителя, большинство методов исследования для них сложны. Девятиклассники уже способны проводить более сложные исследования, используя такие методы, как моделирование, эксперимент, логический метод, классификация, описательный метод с использованием приемов синтеза, анализа, обобщения, аналогии и т. п. При создании проектов по предмету литература предпочтение отдается описательному методу [1].
Впервые совместно с девятым классом мы реализовали групповой длительный проект на уроке литературы. Направление было выбрать непросто. При изучении романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» большинство учащихся испытывали затруднения в понимании самого текста произведения. На помощь пришел проект. Подросткам не интересно, почему Печорин приносил всем своим знакомым только несчастья. Для них важнее (и согласитесь, полезнее) знать, как не стать жертвой подобного человека в жизни и как самим не превратиться в печориных. Современному подростку необходимо понимать, ради чего он ходит в школу, какова конечная цель процесса обучения.
При помощи хорошо успевающих учеников была сформулирована тема проекта: «Образ лишнего человека в русской литературе XIX века». Далее обучающимися были определены:
актуальность темы исследования: проблема «лишнего человека» в русской классической литературе не имеет четкой формулировки, не существует четкого определения героя типа «лишний человек»; проблема «лишнего человека» актуальна и по сей день не только в литературе, но и в реальной жизни;
цель исследования: выявление и описание сходств и различий героев типа лишний человек, как реальных людей;
объект исследования: произведения русской литературы XIX века («Горе от ума А. С. Грибоедова», «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Обломов» И. А. Гончарова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова);
предмет исследования: образы героев типа лишний человек;
задачи исследования:
изучить типологию героев произведений русской литературы XIX века;
изучить отличительные черты героя типа «лишний человек», описанные в справочной литературе;
изучить критику к произведениям: «Горе от ума А. С. Грибоедова», «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Обломов» И. А. Гончарова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова;
составление характеристик главных героев изучаемых произведений;
выявление характерных и нетипичных черт героев типа лишний человек;
составление каталога-описания героев типа лишний человек;
метод исследования описательный, с применением анализа, синтеза, группировки, классификации, моделирования;
ожидаемый результат (гипотеза): в русской литературе XIX века не существует единого образа лишнего человека.
Для работы над проектом учащиеся были разделены на три группы:
Первая группа занималась сбором и систематизацией сведений из теории литературы о типологии героев и герое «лишнем человеке», а так же сбором сведений о выбранных произведениях и анализом критических статей.
Вторая группа занималась разработкой параметров характеристики и шкалы сравнения.
Третья группа изучала непрограммные произведения — романы «Отцы и дети», «Обломов» (в программе 9 класса отсутствуют).
При этом очень важно правильно разделить учащихся на группы в зависимости от творческих и исследовательских способностей и интересов, не создавать «сильных» и «слабых» звеньев. В группах должен присутствовать баланс.
Для характеристики литературных героев как реальных людей были выбраны следующие параметры:
происхождение, социальное положение, возраст;
соответствие взглядов героя своей эпохе;
характерные отличия от других героев произведения;
поведение и поступки героя;
отношение героя к людям и обществу;
отношение других действующих лиц к герою;
пострадал ли кто-то от действий героя (умышленно или не умышленно);
отношение автора к своему герою;
тип героя (основной и дополнительный);
судьба героя в конце произведения;
в чем выражается «лишнесть» героя.
Девятиклассниками был определен такой параметр как «лишнесть». Такого слова не существует, однако словотворчество в проектной деятельности допустимо. Под «лишнестью» обучающиеся подразумевали конкретное вещественное проявление того, что этот человек в произведении и в сложившихся обстоятельствах оказался лишним. Например, Онегин вынужден оставшиеся годы жить в одиночестве, страдать от невозможности быть с любимой. «Лишнесть» выражается в именно в этом.
Конечным продуктом проектной деятельности является каталог-характеристика героя. Каталог содержал сводные (только сводные) аналитические таблицы и шкалу сравнения. Слабоуспевающим обучающимся было предложено составить характеристику по указанным параметрам в форме кластера (рис. 1).
Рис. 1. Кластер «Характеристика Чацкого»
Шкалы сравнения каждый учащийся составлял самостоятельно. Наиболее популярной оказалась «Шкала опасности» или «Шкала безвредности». Героев расположили в порядке возрастания или убывания вреда, причинённого другим героям произведения. Самым опасным и самым «лишним» стал Григорий Печорин.
Каталог-описание был дополнен иллюстрациями к произведениям, фотографиями-фрагментами из фильмов по выбору учащихся. Наличие материального результата работы и понимание его реальной полезности (в данном случае каталога, который в будущем будет полезен другими учащимися) усиливает мотивацию.
Таким образом, каждый принял участие в реализации проекта. Уроки с применением проектной технологии пробуждают в учениках интерес к исследовательской самостоятельной творческой деятельности [2]. В отличие от работы «по шаблону», самостоятельная разработка плана действий, выбор методик и способов выполнения способствуют приобретению коммуникативных умений, развивают системное мышление, позволяют вести работу по обогащению речевой культуры. При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности [2], учитель только направляет. Кроме того, проект как метод активного обучения помогает обучающимся осознать связь сюжета классических произведений и событий реальной жизни. Это стимулирует читательский интерес, расширяет кругозор, развивает логическое мышление, помогает лучше ориентироваться в жизни (что так важно для современного подростка).
Литература:
- Новиков А. М. Новиков Д. А. Методология. — М.: СИНТЕГ, 2007. — 668 с.
- Огнева М. Ю. Использование проектной технологии на уроках литературы как условие обеспечения современного качественного образования // Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования. Сборник статей участников XIV Межрегиональной научно-практической конференции. 2018. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. — С. 81–85.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Оникс, 2010. — 736 с.
- Толковый словарь иностранных слов / под ред. Крысина Л. П. —М.: Знак, 2008. — 320 с.
Похожие статьи
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах
В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.
Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе
В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.
Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе
В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ
В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.
Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса организации проектной деятельности на уроках английского языка.
Реализация проектных задач в рамках урока литературного чтения в начальной школе
Статья посвящена проблеме реализации проектных задач в рамках урока литературного чтения. Рассматривается теоретическое и практическое значение проектной задачи как эффективного средства развития выразительности речи. Обозначены дальнейшие перспектив...
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Похожие статьи
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах
В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.
Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе
В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.
Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе
В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ
В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.
Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса организации проектной деятельности на уроках английского языка.
Реализация проектных задач в рамках урока литературного чтения в начальной школе
Статья посвящена проблеме реализации проектных задач в рамках урока литературного чтения. Рассматривается теоретическое и практическое значение проектной задачи как эффективного средства развития выразительности речи. Обозначены дальнейшие перспектив...
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.