Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности (на примере социального сообщества «Фин-Ботики») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Парыгин, Н. С. Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности (на примере социального сообщества «Фин-Ботики») / Н. С. Парыгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117154/ (дата обращения: 16.08.2024).



В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с выявлением роли социального сообщества ВКонтакте «Фин-Ботики» в повышении мотивации у студентов при обучении финансовой грамотности. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКонтакте, замечена эффективность данной формы работы для проведения учебных (внеучебных) занятий по дисциплине «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела».

Ключевые слова: социальные сети, мотивация, обучение, финансовая грамотность, социальная сеть ВКонтакте, «Фин-Ботики», учебный процесс, учебное задание, интерактивные задания.

В настоящее время социальные сети стали неотъемлемой частью нашей действительности. Социальные сети активно развиваются, предлагая пользователям новые функции и услуги, тем самым делая виртуальное общение разнообразным и привлекательным для различных групп пользователей.

Действительно, среди молодежи едва ли можно найти человека, который не имел бы аккаунта в той или иной социальной сети, поэтому социальные сети могут и должны активно использоваться при обучении финансовой грамотности.

Неоспоримым является то, что мотивация играет значимую роль в изучении основ финансовой грамотности, часто это ведущий фактор, влияющий на успех в освоении новой дисциплины (предмета). Таким образом, мотивы — это то, что побуждает действовать, а в случае с обучением — что направляет и заставляет активнее усваивать тот или иной материал [1].

В современном мире очень много социальных сетей, где люди создают аккаунты. В России самым популярным сайтом и социальной сетью является «ВК». Это бесплатная площадка для организации учебной деятельности, которая позволяет обучаться в дистанционном режиме, комфортном для обучающихся: одновременно выдвигать идеи, решать задачи, обсуждать вопросы и общаться [2].

Элементы финансовой грамотности включены в федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях образования. В КГБ ПОУ «Хабаровском автомеханическом колледже» в основные профессиональные образовательные программы добавлена учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела» по всем специальностям и профессиям. Для того, чтобы повысить мотивацию обучающихся к учебной дисциплине «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела» на базе колледжа было создано в социальной сети «ВКонтакте» сообщество «Фин-Ботики».

Официальная дата старта сообщество «Фин-Ботики» ноябрь 2023 года. Основная цель информационно-просветительского ресурса — повышение мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности. Сообщество предназначено для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике, финансах, страховании и т. д. В материалах сообщества в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый — от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Это не прямое руководство к действиям, а лишь вспомогательная информация, которую можно учитывать, чтобы не оказаться в неблагоприятной ситуации и не упустить из виду что-нибудь важное при принятии финансовых решений.

Участниками данного сообщества являются обучающиеся 1–4 курсов колледжа, а также преподаватели. Охват аудитории сообщества «Фин-ботики» в социальной сети «ВКонтакте» составляет более 270 подписчиков. В сообществе регулярно в красочной форме выкладываются «посты», весь контент статьи и картинки на тематику финансов (финансовой культуры), а также опросы. Сообщество является публичной страницей, что отображает ее на страницах пользователей. Ссылка на социальное сообщество «Фин-Ботики «ВКонтакте»: https://vk.com/club223356243 .

Достигнутые результаты следующие: 1) проведен онлайн-вебинар для студентов «Дропы. Как стать крутым и испортить себе жизнь» (подключений 123); 2) проведено онлайн-викторин, онлайн-игр, розыгрышей для студентов более 134 (количество участников более 1682); 3) проведение еженедельной рубрики «Пятничная викторина» (количество участников более 1215).

Поимо этого в сообществе «Фин-ботики» регулярно публикуется информация о различные мероприятия для обучающихся, в которых они активное принимают участие. Достигнутые следующие результаты: участие в онлайн-уроках Банка России по финансовой грамотности для школьников, студентов средних профессиональных организаций (количество участников более 1847).

«Встроение» финансового сообщества «Фин-Ботики» в учебную дисциплину «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела» положительно влияют на формирование знаний и умений обучающихся: повышают мотивацию обучающихся к учебной деятельности, развивают познавательный интерес и творческие способности, способствуют легкому и быстрому получению, освоению и использованию непрерывно обновляющейся информации в области финансовой грамотности. С помощью данного сообщества преподавателю удается «прививать» финансовую культуру обучающимся.

С целью выяснить отношение целевой аудитории к социальному сообществу «Фин-Ботики» «ВКонтакте» проведен опрос. Метод формирования выборочной совокупности — случайный. Объем выборки 208 человек. Опрос проводился среди обучающихся 1–4-х курсов колледжа, подписанных на социальное сообщество «Фин-Ботики».

Среди респондентов подавляющее большинство оказалось мужского пола — 64,9 %, соответственно 35,1 % это женщины. Возраст респондентов: 79,8 % — от 18 до 21 года, от 14 до 17–15,9 %, от 22 до 25–4,3 %. Посещают обучающиеся сообщество: ежедневно — 61 %, раз в неделю — 26 %, несколько раз в месяц — 13 %.

На вопрос «С какой целью вы посещаете сообщество»? ответы распределились следующим образом: быть в курсе новостей в области финансовой грамотности — 53,8 %, принимать участие в различных конкурсах, викторинах (интерактивах) — 46,2 %.

На вопрос «В каких мероприятиях за последнее время вы принимали участие в сообществе»? ответы следующие: большинство опрошенных онлайн-уроках организованные ЦБ РФ, викторины по финансовой грамотности, вебинары, интеллектуальные игры, розыгрыши, конкурсы и олимпиады по финансовой грамотности. Информация, публикуемая в сообществе, оказалась для большинства опрошенных скорее полезной, что составило 94 %. Благодаря социальному сообществу: 54,8 % опрошенных стали лучше ориентироваться в финансовых услугах, 59,1 % знают, как распознать и защитить себя от мошенников, и 34,6 % научились вести учет своих доходов и расходов.

На вопрос «Как социальное сообщество «Фин-Ботики» повлияло на вашу мотивацию при изучении дисциплины «Основы финансовой грамотности»? ответы следующие: 63,2 % опрошенных появился интерес к дисциплине, у 36,8 % успеваемость по дисциплине «Основы финансовой грамотности» повысилась. Помимо этого, опрошенные отметили еще одну не мало важную форму мотивации, как поощрение (бонусы) обучающихся за участие в различных онлайн-мероприятиях, проводимых сообществом «Фин-Ботики»: превалирующее количество составили именные сертификаты — 82 %, билеты в кино (театр) — 10 %, лотереи — 5 %, страховые полисы — 3 %.

На первоначальном этапе социальное сообщество «Фин-Ботики» не стремиться к быстрому росту численности подписчиков, тут идет уклон на повышение заинтересованности среди обучающихся (молодежи). В какой-то степени можно назвать ее сейчас элитарной. Данное сообщество полностью выполняет свое предназначение и является важным инструментом по вовлечению студентов в учебный процесс и повышению их мотивации при обучении финансовой грамотности.

Литература:

  1. Абрамова О. М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 1055–1057.
  2. Азизова Д. О. Влияние социальных сетей на формирование личности ребенка / Д. О. Азизова // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — Режим доступа: URL: https://www.scienceforum.ru/2014/768/22
  3. Использование социальных сетей в образовательной среде. — Режим доступа: URL: https://infourok.ru/statya-natemu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.htm
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, социальное сообщество, социальная сеть, сообщество, обучающийся, учебный процесс, мотивация обучающихся, обучение, учебная деятельность, финансовая культура.


Ключевые слова

мотивация, социальные сети, обучение, учебный процесс, финансовая грамотность, интерактивные задания, социальная сеть ВКонтакте, «Фин-Ботики», учебное задание

Похожие статьи

Задать вопрос