«Финансовый волонтер»: блокнот-помощник по финансовой грамотности для обучающихся
Автор: Иоха Наталья Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 30.05.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Иоха, Н. С. «Финансовый волонтер»: блокнот-помощник по финансовой грамотности для обучающихся / Н. С. Иоха. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9257/ (дата обращения: 18.07.2024).
В статье представлена авторская разработка линейки блокнотов-помощников «Финансовый волонтер» для повышения интереса обучающихся к вопросам финансовой грамотности, стимулированию у них процессов самообразования и самовоспитания в этой области, применению теоретических знаний в повседневной жизни.
Ключевые слова: волонтеры финансового просвещения, финансовая безопасность, финансово грамотный человек, технология сотворчества.
На сегодняшний день вопросам финансовой грамотности в нашей стране уделяется большое внимание. Различные государственные структуры заинтересованы в том, чтобы граждане более ответственно относились к своим финансам, не копили долгов и не попадали в руки мошенников. Финансовая грамотность стимулирует принятие адекватных решений, минимизирует риски, повышает финансовую безопасность. Она помогает думать более рационально и тем самым планировать свое будущее. Особенно актуальной в этих условиях становится проблема воспитания современной молодежи, способной системно мыслить и принимать грамотные финансовые решения, ведь сегодняшние студенты — это завтрашние активные участники финансового рынка.
При поступлении в учебные заведения и отрываясь от родителей молодые люди совершают первые шаги к самостоятельной финансовой жизни. Им приходится учиться планировать свои денежные средства, вести учет доходов и расходов, избегать ненужных трат, создавать сбережения и ориентироваться в непростых продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Этому всему студенты учатся в рамках дисциплины «Основы финансовой грамотности», осваивая общие компетенции, получая определенные знания и умения. Однако возникает резонный вопрос: применяют ли они полученные знания в своей практической жизни?
В поисках ответа на него мы провели исследование среди обучающихся Хабаровского технологического колледжа и установить, что большинство опрошенных нами обладают базовыми знания в области финансовой грамотности, имеют представления о том, кто такой финансово грамотный человек, умеют формулировать финансовые цели и определять пути их достижения. Однако, применяют они эти знания в повседневной жизни малоэффективно. Многие обучающиеся подвержены совершению спонтанных покупок, не умеют экономить и сберегать, не ведут учет собственных доходов и расходов. Мало их интересуют вопросы социальных выплат, оформление материнского капитала и размер их будущей пенсии.
Рис. 1. Опрос среди обучающихся КГА ПОУ ХТК
Мы решили попытаться восполнить этот пробел и разработать линейку блокнотов «Финансовый волонтер», направленную на расширение у обучающихся знаний в области финансовой грамотности и приобщению их к навыкам практического применения этих знаний в повседневной жизни.
Однако на этой стадии возник новый вопрос: как заинтересовать студентов, которые практически не расстаются со смартфонами, использовать бумажный носитель в формате блокнота, да еще и что-то в нем читать и записывать? Мы предположили, что ответ нам могут дать сами студенты и решили использовать технологию сотворчества «Преподаватель — студенты», которая привела к образованию в стенах нашего колледжа кружка дополнительного образования «Финансовый гений».
![Команда волонтеров финансового просвещения кружка «Финансовый гений» КГА ПОУ ХТК](https://moluch.ru/th/blmcbn/9257/9257.002.png)
Рис. 2 Команда волонтеров финансового просвещения кружка «Финансовый гений» КГА ПОУ ХТК
Его участниками и одновременно волонтерами финансового просвещения стали обучающиеся профессии «Графический дизайнер». Проведя опрос, они выяснили, что очень многие студенты нашего колледжа наряду с электронными книгами читают и бумажный их вариант, имеют рукописные конспекты лекций, а свои планы и мысли зачастую фиксируют в купленных в магазинах ежедневниках. И главное, они готовы к расширению своих знаний по финансовой грамотности, через предлагаемый нами продукт. Так мы приступили к разработке блокнотов по финансовой грамотности.
Мною был определен круг основных тем. Логика выпусков строилась по принципу от простых и понятных студентов, к сложным и практикоориентированным. Каждый участник кружка был в праве выбрать наиболее заинтересовавшую его тему, после чего получил ряд заданий по оформлению и наполнению блокнота. Дизайнерское оформление — это индивидуальное видение студента-разработчика, его творчество и креативность, а наполняемость блокнота осуществлялась под руководством и контролем педагога.
Рис. 3. Обложки линейки блокнотов «Финансовый волонтер»
Вся серия блокнотов включает в себя двенадцать выпусков, каждый из которых по-своему оригинален и имеет индивидуальное дизайнерское решение. Большинство блокнотов состоят из одной части выпуска, но есть и такие, которые включают несколько взаимосвязанных разделов. В структуре блокнотов есть теоретический блок, который соответствует названию выпуска и содержит в себе основные элементы темы, также есть практические задания, для закрепления изученного материала.
В блокнотах есть раздел для особо любознательных студентов, желающих расширять свой кругозор в сфере финансовой грамотности. Он называется «Саморазвитие — что посмотреть, что почитать» и содержит научно-популярную литературу и ссылки на видеоформат. В каждом выпуске этот раздел обновляется.
На первых страницах блокнота представлены высказывания известных людей, соответствующие тематике выпуска. Они акцентируют внимание студентов и заставляют задуматься о том, что в данном случае имел в виду автор. Заключительная страница блокнота также представлена фразой какого-то известного человека, но уже содержит в себе некую загадку, заставляющую студента предположить, какой теме будет посвящен следующий выпуск.
В каждом блокноте есть блок расчета доходов и расходов, позволяющий студентам фиксировать свои траты в течение месяца, а потом анализировать, от каких покупок можно было отказаться и, где можно было сэкономить. Мы умышленно составили этот блок только на месяц, для того чтобы увлечь студентов и развить у них интерес к выходу следующего номера, для продолжения ведения записей и сравнения их с предыдущим месяцем.
Распространение созданных блокнотов происходит на мероприятиях по финансовой грамотности, которые проходят в нашем колледже ежемесячно в первый рабочий день. Проведение таких мероприятий происходит в сотворчестве педагогов и волонтеров финансового просвещения, силами студенческого научного общества «Мы — будущее» и участниками кружка «Финансовый гений». Все форматы мероприятий разные и представлены в специально разработанном нами календаре мероприятий по финансовой грамотности. На этих мероприятиях обучающиеся имеют возможность общаться между собой, задавать вопросы спикерам, обмениваться информацией и опытом. Это происходит как в научном, так и игровом формате, в зависимости от темы мероприятия.
Рис. 4. Календарь финансовых праздников КГА ПОУ ХТК
Для определения эффективности разработанного продукта мы используем метод фокус-группы. Он позволяет студентам дискутировать между собой, определять проблемные точки, высказывать предположения по решению различных задач, а нам получать информацию по модернизации и совершенствованию блокнотов.
С помощью данного метода мы смогли определить: что около 80 % обучающихся, которые посещают наши мероприятия — регулярно заполняют блокнот, а значит планируют свои доходы и расходы, ставят финансовые цели и определяют пути их достижения. Более 60 % — стали меньше совершать спонтанных покупок, а при посещении торговых точек ориентируются на предварительно составленный список необходимых трат. Многие стали задумываться о своем финансовом благополучии завтра и необходимости формирования «подушки безопасности». Женская половина обучающихся колледжа активно обсуждает вопросы начисления и выплаты материнского капитала.
В целом участники наших мероприятий с удовольствием на них приходят, поскольку это всегда новый и интересный формат, а также возможность получить очередной выпуск блокнота «Финансовый волонтер», а значит сделать еще один шаг к саморазвитию и самовоспитанию в области рационального управления собственными финансами.
Литература:
1. Брехова Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 400 с.
2. Ильчибакиева, Р. А. Финансовая грамотность студентов / Р. А. Ильчибакиева, И. С. Мухамадеева, С. С. Абасова, А. И. Арслангереев // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 246–249.
3. Смирнов С. Н. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Финансовые риски». 10–11 классы общеобразоват. орг., СПО / С. Н. Смирнов, А. И. Сидоренко. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с.
4. Финансовая грамотность и финансовое просвещение населения: атлас российских практик: [монография] / Н. В. Аликперова [и др.]; отв. ред. Н. В. Аликперова. — М.: ФНИСЦ РАН, 2021–177 с.