Основы финансовой грамотности для первокурсников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (217) август 2018 г.

Дата публикации: 07.08.2018

Статья просмотрена: 4474 раза

Библиографическое описание:

Бойченко, Е. В. Основы финансовой грамотности для первокурсников / Е. В. Бойченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 83-87. — URL: https://moluch.ru/archive/217/52274/ (дата обращения: 16.12.2024).



Быть финансово грамотным сегодня — это модно?... это престижно?... это выгодно? Или это необходимость и действительность сегодняшних дней…

Цель финансового просвещения студентов — доставка понятной качественной информации до каждого нуждающегося в ней потребителя.

Финансовая грамотность — это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни.

Чтобы не быть голословным, в подтверждение вышесказанному предлагаем вашему вниманию любопытную информацию. В ноябре 2015 года, международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s исследовало уровень финансовой грамотности в разных странах. И выяснилось, что по этому важнейшему показателю Россия находится на одном уровне с Мадагаскаром, Камеруном, Кенией, ОАЭ, Сербией и Беларусью (Россия занимает 55-е место в рейтинге стран с финансово грамотным населением, в нашей стране всего 38 % взрослого населения являются финансово грамотными) [1].

По этой же причине в последние 10 лет в России уделяется значительное внимание повышению уровня финансовой грамотности. Повышение финансовой грамотности рассматривается как важнейший фактор, способствующий развитию инвестиционного потенциала, экономического развития всех субъектов РФ, а также повышению качества жизни населения.

Грамотность в сфере финансов, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Современная школа обучает школьников всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Далее, поступая в колледж, молодые люди думают, что они взрослые, так как имеют незначительную самостоятельность в принятии своих решений. Но не имея опыта и определенных знаний в сфере финансовой грамотности бывшие школьники делают много ошибок даже не осознавая, что их совершают.

Однако уроки финансовой грамотности очень важны и как нельзя актуальны в современных российских условиях. Нынешние российские школьники уже активно пользуются «благами» капитализма — покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они уже с довольно раннего возраста переходят в категорию потребителей. Умение пользоваться деньгами для них уже крайне важно, так как именно детский мозг больше всего подвержен влиянию рекламы, и транснациональные корпорации уже вовсю наживаются на детях и подростках. [2].

Современному студенту необходимо принимать огромное количество решений, в том числе и связанных с деньгами. А как правильно распоряжаться их не научили не в школе, ни родители. Так как большинство родителей сами живут от зарплаты до зарплаты, берут кредиты, которые загоняют семью в «долговую яму». Ведь практика ведения семейного бюджета и ежемесячное подведение итогов доходов и расходов в семье — это не часто встречающее явление в российских семьях. Зачастую дети не понимают ценности деньгам, а родители не понимают, почему их дети не экономят их тяжело заработанные деньги.

Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

На занятиях по «Основам экономике» для первокурсников, много внимания уделяется основным экономическим понятиям, основам современной рыночной экономике, механизмам функционирования микроэкономике, проблемам национальной экономике и только несколько занятий посвящено изучению семейного бюджета, правильному формированию доходов и расходов семьи.

Общеобразовательная Учебная дисциплина Экономика, как базовая основа финансовой грамотности, должна формировать у первокурсников:

– представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

– владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

– владение приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

– умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

– сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России

Сегодняшних студентов необходимо ориентировать в финансовых продуктах, которые помогут сформировать инвестиционные проекты, помочь накопить сбережения, чтоб достичь финансовых целей:

– научить составлять личный финансовый план и делать необходимые расчеты;

– научить вести учет и тщательное планирование своих финансовых средств;

– научить знаниям, какие финансовые продукты помогут сформировать долгосрочные накопления;

– научит владению навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;

– научить применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);

– научить оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам.

Поэтому для реализации таких умений необходимо на занятиях применять «жизненно-имитационные» ситуации для описания или разрешения которых, учащиеся используют различные предметные знаний и способы деятельности из своего личного опыта. Только тогда, когда студент оценивает ситуационную задачу на личном примере, он сможет реально оценить и сопоставить все решения за и против и в конце принять единственно правильное решение. Истории из жизни плюс практические советы на занятиях будут полезны и пригодятся в дальнейшей жизни студента: как выбирать товар в супермаркете, чтобы не купить лишнего, как сэкономить деньги до следующей стипендии, как научиться экономить (например, на проезде, на еде).

Для реализации комплекса мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности у студентов на занятиях по Экономике я, как преподаватель применяю несколько методов, для более качественной подготовки студентов.

Экономику на первом курсе изучают 92 студента, из разных уголков Ростовской области и Краснодарского края.

Мною проводится анкетирование и опрос студентов в сфере финансовой грамотности. Актуальность опроса, а в дальнейшем и обучение рассматриваемой возрастной группы возрастает в связи с очень низкой осведомленностью студентов в финансовых вопросах. Результаты анкетирования показывают, что молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют задолженность, берут деньги взаймы, покупают много лишнего товара, не ведут подсчет расходов и доходов и не задумываются о финансовом благополучии. Результаты опроса студентов первокурсников представлены в диаграммах.

Анкетирование проводилось в начале учебного года и в конце. Данные в конце года существенно отличаются от начального анкетирования студентов. Это говорит о том, что за год студенты узнали много нового в сфере финансовой грамотности.

Рис. 1. Диаграмма анкетирования студентов

Рис. 2. Диаграмма анкетирования студентов

Рис. 3. Диаграмма анкетирования студентов

Также на занятиях по «Экономике» студентам в начале и в конце года дается одно и тоже задание: Составить свой личный семейный бюджет за месяц и проанализировать, какие статьи бюджета составляют большую часть расходов и какие внешние факторы влияют на это. И сделать вывод является ли бюджет профицитным или же он дефицитный.

Анализируя работы студентов первокурсников в начале года, можно сделать вывод, что они тратят все деньги, которые получают независимо от источников дохода (стипендии, помощи родителей). И с большой уверенностью, что в следующем месяце будет все также. Большую часть расходов они тратят на питание до 60 % и собственные нужды 40 % (оплата мобильной связи, проезд, развлечения).

Анализируя работы студентов в конце учебного года, можно увидеть небольшой прогресс в формирование личного бюджета. Особо порадовало появление такой статьи, как сбережение. За год учебы методом проб и ошибок большая часть студентов (это 35 %) пришла к выводу, что можно определенную сумму откладывать, для осуществления своих целей. Некоторые студенты это около 10 % научились экономить на проезде. Около 15 % студентов научились экономить на еде, покупая только здоровую пищу и не покупая вредные для здоровья товары (чипсы, сухарики, газированную воду). Расходы на питание уменьшилось на 10 % и составляют в среднем около 50 %, расходы на собственные нужды (оплата мобильной связи, проезд, развлечения) также уменьшились и составляют около 35 %. Оставшиеся 15 % от дохода студенты предпочитают экономить, тратя на личные нужды.

Рис. 4. Диаграмма работ студентов на начало учебного года и конец учебного года

Правильно планировать свой личный бюджет пригодится студентам в их дальнейшей жизни, это первая ступень в познание финансовой грамотности.

Также в колледже проводятся олимпиады по экономике. Студенты, набравшие большее количество баллов, выходят в финальную часть соревнований и также соревнуются между собой, выявляя победителя среди первокурсников олимпиады по «Экономике».

Главное, что должны донести до студентов занятия по финансовой грамотности — деньги нужно зарабатывать и уметь тратить так, чтобы они принесли максимальную пользу, а не сиюминутное удовлетворение. [2].

Для начинающих постигать основы финансовой грамотности, обязательными к прочтению являются книги следующих авторов: Бодо Шеффер, Наполеон Хилл, Владимир Савенок, Джордж С. Клейсон, Роберт Кийосаки.

Нужно также прочитать следующую литературу: Даниэль Голди и Гордон Мюррей «Инвестиционный ответ. Как защитить свое финансовое будущее». Томас Дж. Стэнли и Уильям Д. Данко «Ваш сосед — миллионер». Дэниел Канеман «Думай медленно, решай быстро». Карл Ричардс «Психология инвестиций. Как перестать делать глупости со своими деньгами». А. Горяев, В. Чумаченко «Финансовая грамота». Джо Домингес, Вики Робин, Моник Тилфорд «Кошелек или жизнь? Вы контролируете деньги, или Деньги контролируют вас». Экер Харв «Думай как миллионер». Бенджамин Грэхем «Разумный инвестор» [1].

Литература:

  1. http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html
  2. Нестерова И. А. Финансовая грамотность в школе // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/finansovaya-gramotnost-v-shkole.html
  3. Кузина О. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129–148
  4. Всемирный Банк [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.worldbank.org
  5. Доклад о финансовой грамотности, PISA 2012
  6. Александра Воздвиженская Поле чудес. В школах введены уроки финансовой грамотности [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2016/09/07/v-shkolah-vveli-uroki-finansovoj-gramotnosti.html
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, Деньга, студент, диаграмма анкетирования студентов, Россия, мобильная связь, повышение уровня, ранний возраст, семейный бюджет, финансовое образование.


Задать вопрос