Актуальность темы исследования: особенности экономического сознания подростков, их финансовой грамотности и их участия в экономическом росте страны взаимосвязаны с их отношением к деньгам. Уровень финансовой грамотности населения касается не только несовершеннолетних. Это крупная общегосударственная проблема, от которой напрямую зависит развитие экономики. Там, где финансовая грамотность небольшая, возможности экономического роста неизбежно ограничены. Как в начале ХХ века страна не могла совершить индустриальный рывок, не ликвидировав неграмотность, так и сегодня мы не можем войти в постиндустриальное общество с низким уровнем экономической культуры.
Сегодня эти подростки – школьники, завтра они создадут свои семьи, станут специалистами в какой-то области или предпринимателями. Поэтому, чем раньше появится финансовая привычка управлять своими финансами, тем быстрее появится возможность повысить уровень своего благосостояния и спланировать свою жизнь и карьеру.
Исследователи экономисты считают, что главными ресурсами будущего станут информация и знания. Тогда знания какого характера нам, несовершеннолетним, пригодятся больше всего? Какую информацию можно будет считать действительно актуальной и нужной? В условиях рыночной экономики, по моему глубокому убеждению, знать то, как заработать деньги, рационально ими воспользоваться, быть грамотным в финансово-экономическом плане и, наконец, ясно понимать то, как реально функционирует экономика - это не просто важно, а порой жизненно необходимо.
Мир экономики – это мир, в котором мы живем, учимся и работаем. И понимание законов этого мира помогает людям принимать некоторые наиболее важные в их жизни решения. Знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста. По-моему мнению, чем раньше несовершеннолетние начнут изучать и понимать закономерности экономической жизни, тем успешнее они смогут построить свое будущее. Изучение экономики помогает сформировать начальное представление об экономике как целостной системе хозяйственной деятельности человека, осуществляемой в основных экономических сферах: потреблении, производстве, обмене, а также о роли государства в экономике.
С проблемами экономической социализации сегодня сталкиваются не только дети, но и взрослые. Кто из нас не хотел бы жить обеспеченно? Многие думают о том, как увеличить свои финансовые потоки в жизни. Другие – как правильно их распределять и инвестировать. Слово «экономика» - реальность в мире человеческих отношений. В газетах и на телеэкранах мелькают «рентабельность», «конкурентоспособность», «инвестиции», «доллар», «евро», а дома, на работе или на улице «сколько стоит», «одолжи на месяц», «где взять деньги»... Вечная нехватка денег — вот та проблема, которая стоит перед подавляющим большинством людей не только нашей необъятной Родины, но и всего мира. Нехватка денег рождается оттого, что каждый день мы совершаем одни и те же ошибки снова и снова, а потом удивляемся — почему же нам вечно не хватает денег. Во все времена перед человеком всегда возникали конкретные жизненные, в том числе и экономические ситуации и проблемы. Очевидно также, что материальные блага играют важную роль в нашей повседневной социальной жизни – причем не только в рекламе и телевизионных программах, но также и в способах нашего восприятия самих себя и других людей. Социально-экономический кризис общественного развития втягивает в экономические отношения и подрастающее поколение. У несовершеннолетних возникают ответно-защитные реакции подростков на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей. Быть финансово грамотным важно в наши дни для всякого человека, независимо от возраста и от того, трудится ли он на государственном предприятии, учится в школе, занят ли собственным бизнесом или вообще не работает. Хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку не только для достижения его финансовых целей и обеспечения жизненного цикла. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от финансовой грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность и процветание экономики и общества в целом.
«Экономика» - это слово знакомо несовершеннолетнему с детства, ибо с этим понятием он связывает определенные свои и иные материальные блага. А с понятием, что такое финансовая грамотность и как несовершеннолетний может участвовать в экономическом росте своей страны, не каждый сумеет определиться. В ситуации экономической неопределенности важно помочь несовершеннолетним овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.
Задачи исследования предопределили структуру моей работы. Внимание к проблеме невысокого уровня финансовой грамотности большинства людей в России остается пристальным на протяжении как минимум пяти последних лет: в стране реализуется около 20 самых разных программ. Тем не менее, проблема остается, а вопрос об осведомленности жителей, особенно несовершеннолетних России в области финансов встает вновь и вновь. При исследовании данной темы мною проведен анализ формирования финансовой грамотности несовершеннолетних по теоретическим источникам, Интернет ресурсам и по результатам исследования среди подростков г. Элисты. Выделены, пожалуй, две главные причины формирования финансовой грамотности: как минимум - обеспечить свою финансовую безопасность, как максимум - желание повысить уровень жизни.
Источниками формирования финансовой грамотности несовершеннолетних становятся: образовательные учреждения, личный опыт подростка и его наблюдения за окружающим миром, семья, средства массовой информации.
Здесь могут быть отмечены две особенности: 1) По мере взросления детей приоритетность источников финансовых знаний смещается от семьи к средствам массовой информации, при наличии его личного опыта; задача взрослых как можно раньше научить подростка правильно относиться к рекламе, разбираться с ней. Необходимо объяснить детям, что в рекламе идет защита далеко не лучшего товара, кто делает рекламу, какие профессии нужны для работы в рекламном агентстве. Многие родители могут вспомнить случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой косметики, электротоваров и др.); 2) Семья становится полноценным источником финансовых знаний для несовершеннолетних только в той мере, в какой этими финансовыми знаниями обладают родители. Хотелось отметить на один из аспектов формирования финансовой грамотности подростка – это так называемые карманные деньги. Некоторые родители решают этот вопрос радикально: покупают проездной, телефонную карточку, оплачивают питание в столовой. Нет ни копейки денег, которые ребенок мог бы потратить сам. Вряд ли это правильный метод. Делая самостоятельные покупки, подросток приобщается к миру взрослых, ощущает себя значимым, практикуется в математике и учится распоряжаться финансами, что весьма ему пригодится в будущем.
Финансовая грамотность – залог развития и здоровья экономики. В современный период проблема становления финансовой грамотности у подростков становится важной стратегической проблемой и приобретает наибольшую актуальность в связи с объективным процессом увеличения роли рыночных отношений в обществе.
В процессе работы определены основные направления участия несовершеннолетних в экономическом росте страны как их участие в трудовой сфере, как активные потребители товаров и услуг, которые в свою очередь, создают в бюджете страны налогооблагаемую базу и улучшают качество жизни несовершеннолетних. Исключение составляет отрицательное направление участия несовершеннолетних в экономическом росте страны как потребителей пива и сигарет.
Все больше число несовершеннолетних России в свободное время от учебы работают или подрабатывают в разных сферах и таким образом увеличивают экономический потенциал страны. Любой хочет иметь в своем кармане, хотя бы 50 честно заработанных рублей. Труд подростков – явление не новое, и ранее старшеклассники ХХ века участвовали в оплачиваемом труде. В РФ необходим закон, позволяющий проводить регистрацию несовершеннолетних в службе занятости и получение статуса безработного для лиц в возрасте 16-18 лет по степени трудовой занятости - совмещение обучения и работы.
Несовершеннолетние ХХI века хотят работать и зарабатывать, им не нужны подачки и кредиты. Они не имеют надежд на патерналистскую поддержку государства, не связывают свое будущее только с материальным достатком родительской семьи. Настрой на обретение высокого уровня и достойного места в жизни нередко сочетается в их представлении с разными, в том числе не всегда законными средствами.
Во все времена несовершеннолетние испытывают потребность в развитии социальной активности, гражданской инициативы, предприимчивости, способности к активному выстраиванию своего будущего в реальных условиях. Вместе с тем, подростки в большинстве настроены на активное освоение социального пространства. Государство обязано эффективно решать проблемы участия несовершеннолетних в экономике, ведь именно они – это будущее России.
-
- Литература:
- Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М., 1987.
Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации молодежи в современных условиях. //http://aitp.khb.ru/project/psy/young.html
- Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2001—2005 годы)»: эффективность и перспективы. Аналитический Вестник Совета Федерации. № 31 (251), М., 2006
- Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодёжь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. М., 2000.
- Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодёжь в обществе риска. М.: Наука, 2001.