«ФинБезБот»: чат-бот по финансовой безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Аливанцев, П. А. «ФинБезБот»: чат-бот по финансовой безопасности / П. А. Аливанцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117111/ (дата обращения: 16.08.2024).



В статье описываются результаты создания и запуска чат-бота, который поможет развить у студентов интерес к изучению вопросов личной финансовой безопасности и сформировать понимание рационального поведения в мире финансов. Приводятся количественные и качественные результаты внедрения чат-бота, такие как количество пользователей чат-бота и количество правильных ответов на вопросы по финансовой безопасности.

Ключевые слова: финансовая безопасность, финансовая грамотность, чат-бот.

В многочисленных исследованиях финансовой грамотности студентов относительно мало внимания уделяется анализу их потребностей в сфере финансовой безопасности, включая приоритетные темы и информационные источники. Молодые и активные люди стремятся к получению знаний в формате интернет-ресурсов, доступ к которым возможен в любое время и из любой точки в мире. Поэтому назрела необходимость создания ресурса (программного обеспечения), который будет предоставлять исчерпывающую информацию о финансовой безопасности.

Понятие «финансовая безопасность» складывается из многих факторов: умения человека планировать свой бюджет и контролировать свои расходы (вне зависимости от уровня и источников его доходов), создавать финансовую «подушку безопасности», а также способности защищать свои финансовые интересы, отстаивать свои права в различных конфликтных ситуациях с поставщиками услуг.

В многочисленных публикациях по финансовой грамотности подчеркивается важность предоставления знания и навыков в соответствии с запросами потребителей финансовых услуг [3].

С целью определения потребностей студентов техникума в сфере финансовой безопасности был проведен опрос на определение тематических направлений по личной финансовой безопасности и каналы получения информации по финансовой безопасности. Анкета разработана Аналитическим центром НАФИ и апробирована нами в техникуме [1].

Блок содержательных вопросов включал вопросы, нацеленные на решение таких задач, как:

— самооценка достаточности своих знаний для собственной безопасности и готовность узнавать новое и совершенствовать свои навыки в этой сфере;

— оценка реальных знаний в сфере финансовой безопасности, а также выявление поведенческих характеристик, раскрывающих отношение к деньгам;

— изучение потребностей студентов в информации, касающейся финансовой безопасности, с точки зрения тематики и формы подачи материала.

Всего в анкетировании приняли участие 100 человек в возрасте от 16 лет до 21 года и старше (1-й — 4-й курсы студентов).

Согласно нашим исследованиям можно сделать следующие выводы:

— на вопрос о самооценке достаточных знаний для собственной безопасности показал, что более половины опрошенных оценивают свои знания достаточными, а 45 % считают, что не достаточны. Отсутствие знаний никем не заявлено;

— анализ финансовых привычек по безопасному использованию услуг в цифровой среде показал хороший уровень финансовой (цифровой) грамотности студентов;

— тестирование о способах мошенничества показал, что не все в полной мере осознают угрозы цифровой среды, студенты знают про финансовую грамотность и безопасность, но им всё равно не хватает знаний.

С целью определения потребностей студентов техникума в сфере финансовой безопасности был проведен опрос на определение тематических направлений по личной финансовой безопасности и каналы получения информации по финансовой безопасности.

Наибольший интерес студенты выражают к темам финансовой безопасности, которые связаны с их личными правами и безопасностью личных данных. Так, в приоритетные темы вошли: защита прав человека в финансовой сфере (76 %); защита биометрических персональных данных. (70 %); финансовая безопасность в социальных сетях и онлайн-играх (68 %); информационная безопасность личности в финансовой сфере (68 %); размещение информации в интернете и риски личной безопасности (67 %).

Среди большого числа источников информации, в которых можно почерпнуть сведения о правилах финансовой безопасности, студент прежде всего будет выбирать те, что интегрированы в их привычный образ жизни или тесно связаны с профессиональными институтами защиты прав.

Рейтинг самых популярных источников информации в сфере финансовой грамотности у студентов: социальные сети (37 %); обучение в техникуме по тематике финансовой безопасности (33 %); чат-бот — как способ получения информации (33 %); каналы в Tелеграм (29 %); тематические сайты со статьями и видео (28 %); обучение в техникуме по тематике финансовой безопасности и финансовой грамотности (33 %).

Результаты проведённого опроса студентов техникума показали, что они ориентированы на повышение своих знаний в сфере финансовой безопасности, а изобилие информации, представленной в интернете и в социальных сетях не дает возможности студенту получить мгновенно исчерпывающий ответ.

Телеграм чат-боты становятся все более популярными и незаменимыми инструментами, которые упрощают общение с компьютерной системой. Они удобны в использовании и позволяют сэкономить время и ресурсы. Поэтому стоит попробовать использовать телеграм чат-бот, чтобы оценить все его преимущества. [2]

С учетом обстоятельств было принято решение разработать чат-бота под названием «ФинБезБот», задачей которого будет помощь студентам в освоении финансовой грамотности через предоставление полезных советов по обеспечению их личной финансовой безопасности.

В результате получилось: 2 раздела, 6 различных тематических блоков и 24 развёрнутых структурированных ответа на вопросы по теме финансовой грамотности и финансовой безопасности. Опираясь на полученные сведения о тематике по финансовой безопасности и финансовой грамотности определились с информацией, которая будет полезна для пользователей чат-бота.

Перспективным направлением для дальнейшего исследования представляется возможность развития функционала чат-бота (регулярные обновления и улучшения, основанные на данных об использовании и обратной связи), внедрение его в образовательный процесс.

Апробацию чат-бота провели в форме эксперимента. Материалом исследования явились ответы участников исследования, собранные в рамках вводного и выходного тестирования по финансовой безопасности при самостоятельном обучении. Для этого создали блок с тестом для самопроверки.

Бот был протестирован на группе из 20 студентов, которые показали в среднем 56 % правильных ответов на предварительном тесте. После двух недель использования бота средний процент правильных ответов на пост-тесте группы достиг 76 %. Результаты оказались статистически значимыми и подтвердили эффективность бота как инструмента улучшения финансовой безопасности.

Если проанализировать сведения об аудитории, то в течение первой недели запуска чат-бота было 15 подписчиков, далее благодаря внедрению, количество увеличилось до 100. Целевая аудитория пользователей чат-бота — студенты, а также школьники и другие категории населения.

Вовлеченность пользователей подтвердит интерес к изучению вопросов личной финансовой безопасности и поможет сформировать понимание рационального поведения в мире финансов.

На основании исследования использования чат-бота сделаны следующие выводы:

— чат-бот может предоставлять обучающие материалы и задания в интерактивной форме, что делает процесс более увлекательным и доступным для пользователей;

— бот может адаптировать контент и задания под уровень знаний и потребностей каждого конкретного пользователя;

— чат-бот доступен в любое время;

— бот может предупреждать пользователей о распространенных методах финансового мошенничества и давать рекомендации по защите от них, что способствует повышению финансовой безопасности;

— чат-бот может предоставить информацию по разным темам, что поможет улучшить финансовые знания пользователей;

— социальная значимость: разработка и использование такого бота способствует повышению уровня финансовой грамотности общества, что может снизить количество финансовых проблем и мошенничества;

— удобство и доступность для различных аудиторий: бот может быть использован для обучения различных возрастных групп и уровней подготовки, делая образование в области финансов доступным для всех.

Таким образом, чат-бот является весьма полезным, а также интересным и удобным в использовании ресурсом. Помимо всего прочего, он отвечает запросам представителей молодого поколения, получающих знания в условиях цифровизации.

Литература:

  1. Макаренко Е. Н., Евлахова Ю. С. Исследование потребностей студентов в сфере финансовой безопасности / Е. Н. Макаренко, Ю. С. Евлахова // Финансовые исследования. — 2023. — № 1 (78).
  2. Что такое телеграм чат бот [Электронный ресурс]. — URL: https://uchet-jkh.ru/i/cto-takoe-telegram-cat-bot
  3. Галанов В. А., Галанова А. В. Финансовая грамотность, финансовая вера и финансовое мошенничество / В. А. Галанов, А. В. Галанова // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. — 2020. — № 3 (111).
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая безопасность, финансовая грамотность, личная финансовая безопасность, студент, канал получения информации, мир финансов, рациональное поведение, собственная безопасность, финансовая сфера, цифровая среда.


Похожие статьи

Задать вопрос