Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 23.04.2021

Статья просмотрена: 2894 раза

Библиографическое описание:

Язецкий, Е. Ю. Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса / Е. Ю. Язецкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80327/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются чат-боты, использующиеся в образовательном процессе уже сейчас. Также проведено сравнение одного из таких чат-ботов с одной из текущих разработок.

Ключевые слова: чат-бот, образование.

Чат-бот — это программа, которая с помощью текстовых и аудио сообщений имитирует общение с человеком. Чаще всего чат-боты используются в мессенджерах (программа для мгновенной отправки сообщений).

Чат-боты используются в различных сферах, в том числе и в образовательной. Таким образом, перед педагогами образовательных учреждений открываются новые возможности установления быстрого контакта с обучаемыми и передачи информации в сжатом виде [1]. Например, чат-боты можно использовать как инструмент автоматического тестирования студентов, где преподаватель составляет тест, после чего студенты проходят его и результаты тестирования отправляются преподавателю. Также не стоит забывать, как сказано выше, чаще всего чат-боты используются в мессенджерах, а значит можно в режиме реального времени переписываться с преподавателем на прямую, задавая возникающие вопросы. Помимо прямого общения между студентом и преподавателем, боты могут работать в режиме сценария, например, отвечать на часто задаваемые вопросы, такие как: «Какое расписание на сегодня?», «Есть ли новые задания?», «Кто преподает математику» и другие.

Использование чат-ботов не ограничивается описанными ранее функциями, существует множество различных чат-ботов, которые помогут студентам в самообразовании, например, поиск необходимых книг, обучение нового языка, поиск курсов для прохождения и многое другое. Некоторые из таких чат-ботов, которые уже используются в образовательном процессе, представлены ниже:

— Flow.ai — платформа позволяющая преподавателю в простом интуитивно понятном интерфейсе создать бота. Представляет собой сайт, в котором с помощью блоков проектируется логика работы бота. Тестирование студентов по определенному предмету — это одна из задач, которую может сделать преподаватель, после чего проверить результаты, присланные студентов. Удобство заключается в том, что не обязательно знать какой-либо язык программирования, достаточно освоить интуитивно понятный интерфейс. Также у данной платформы имеется большой выбор приложений, с которыми данная платформа может интегрироваться, например, WhatsApp, Telegram.

— AndyRobot — известный чат-бот для изучения английского языка. Он не только отправляет новые слова и упражнения, а может поддерживать разговор на разные темы используя естественный язык. Конечно, он не может заменить реального собеседника, но способен помочь начинающим начать использовать английский язык.

— YTranslateBot — чат-бот переводчик, работающий на технологиях от Яндекс. Понимает фразы и переводит их целиком (рисунок 1), в отличие от других бот-словарей.

— StepicBot — чат-бот, помогающий искать открытые онлайн-курсы и образовательные материалы на сайте stepic: от уроков по развитию рационального мышления до продвинутого изучения языка программирования. К сожалению, транслировать такую программу в мессенджер невозможно — само изучение возможно только в браузере.

YTranslateBot

Рис. 1. YTranslateBot

— DeLorean_bot — Простое приложение позволяющее делать заметки. Просто сообщить боту «что и когда» и в нужное время и дату придет уведомление от бота.

— BuchBookBot — в процессе обучения, по некоторым предметам задают различные книги для прочтения, чтобы точно прочитать книгу до определенной даты, то этот бот поможет прочесть ее. Каждый день в назначенное время, бот будет отправлять небольшие отрывки из книги. Если отрывок кажется слишком коротким, всегда можно попросить у бота еще один отрывок, и он его предоставит.

— Pomodoro Bot — бот для работы с техникой тайм-менеджмента «помидор», которая помогает сохранять концентрацию и поддерживать продуктивность. Суть его в том, чтобы разделить задание на равные блоки, где определенное время отведено на отдых. Например, 25 минут работы, 5 минут перерыва. О начале и конце отдыха, бот напишет сообщение прямо в чат мессенджера (рисунок 2).

— E-book-finder — чат-бот для поиска, скачивания и подбору книг. Из заявленных возможностей — это: поиск книг по названию и автору; подбор книг, которые похожи на другие; показывает новинки, вышедшие недавно; показывает хиты недели; на каждую книгу есть рецензия, и данный бот ее тоже покажет; как приятный бонус, бот может предложить купоны на скидку для покупки книг.

Pomodoro Bot

Рис. 2. Pomodoro Bot

— University Schedule Bot — чат-бот позволяющий просматривать расписание в университете. Из заявленных функций бота можно выделить следующие: выбор группы/преподавателя для просмотра определенного расписания; просмотр расписания на каждый день недели (понедельник, вторник, …, суббота, воскресенье); получение уведомление с расписания на сегодня в конкретное время. Пример расписания представлен на рисунке 3.

University Schedule Bot

Рис. 3. University Schedule Bot

Так как функционал бота «University Schedule Bot» (первый) совпадает с разработкой к моей выпускной квалификационной работой (второй), произведем сравнение по функционалу. Первое, что нужно отметить — это конкретная задача: предоставить студентам и преподавателям доступ к расписанию в мессенджере. С этой задачей оба чат-бота справляются отлично. Помимо основной задачи, всегда присутствуют и дополнительные, в которых есть плюсы и минусы у каждого и ботов. Рассмотрим основные:

— Выбор группы/преподавателя — в первом боте выбор группы/преподавателя основывается на списках, т. е. сначала выдается список факультетов, далее список групп/преподавателя. Следовательно, если в университете много групп/преподавателей, то поиск конкретной станет неприятным делом. Во втором же имеется функция поиска, а значит введя номер группы/имя преподавателя, сразу же выбирается необходимая группа/преподаватель, при точном совпадении. И если в введенной группе не найдено точных совпадений, то выведется список с приближенными к введенным данным;

— Расписание за период — в первом, как было написано выше, расписание можно выдать за любой день недели, но за прошлые недели нельзя. Во втором же боте такой проблемы нет, введя промежуток дат, бот выведет расписание за необходимый промежуток времени. Но в втором боте нельзя посмотреть расписание за определенный день недели, что удобно;

— Оповещения — каждый из ботов присылает оповещения о расписании. Первый присылает расписание каждый день в определенное время, которое можно настроить. Второй же настроек не имеет, и присылает новое расписание сразу, как только оно обновилось/произошли изменения;

— Поиск — в первом боте отсутствует поиск по какому-либо признаку. Во втором же имеется поиск по предмету/преподавателю/группе, например, расписание на неделю у преподавателя Иванова.

Как итог по сравнению двух ботов, можно сказать, что у каждого из ботов есть минусы, но у второго бота минусов меньше, к тому же он еще в разработке и все оставшиеся минусы будут исправлены.

Каждый из рассмотренных чат-ботов имеет свою задачу, которую полноценно выполняет, предоставляя студентам и преподавателям удобные инструменты для упрощения повседневных задач. В ближайшем будущем, развивайте искусственного интеллекта, позволит выполнять все больше задач связанных с образовательным процессом. Например, автоматическую проверку сочинений, лабораторных работ, курсовых работ и т. д. Это позволит упростить работу многим в образовательной отрасли.

Литература:

1. Использование чат-ботов в образовательном процессе / А. С. Аристова, Ю. С. Безносюк, П. К. Ведикер, Н. Е. Воронович // II Международная конференция «Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования»: Материалы конференции, Екатеринбург, 05–06 декабря 2019 года. — Екатеринбург: Ústav personalistiky, 2020. — С. 95–99.

Основные термины (генерируются автоматически): бот, преподаватель, расписание, выбор группы, образовательный процесс, английский язык, второе, день, подбор книг, понятный интерфейс.


Ключевые слова

образование, чат-бот

Похожие статьи

Применение чат-ботов в образовательном процессе

В статье рассмотрены особенности применения искусственного интеллекта в образовательном процессе на примере чат-ботов.

Искусственный интеллект в строительной сфере: современное положение и перспективы будущего

Данная статья представляет собой попытку дать общее представление о том, что такое искусственный интеллект (ИИ). Также авторами рассматриваются некоторые способы применения систем с искусственным интеллектом в строительной отрасли: мониторинг деятель...

Использование Telegram-ботов в образовательном процессе (на примере ГУО СШ № 38 г. Гомеля)

В статье рассматриваются возможности использования в образовательном процессе чат-ботов в мессенджере Telegram, как один из способов повышения познавательной и учебной активности учащихся, а также более тесного взаимодействия учитель — ученик.

Использование чат-ботов в различных сферах повседневной жизни

В настоящей статье приводится обзор систем, использующих чат-боты, в зависимости от сферы и целей их применения. Рассматриваются платформы и сервисы для их создания и интеграции с мессенджерами и приложениями.

Разработка веб-сервиса для интерактивного создания чат-ботов

В статье рассмотрены роль и проблемы совершенствования веб-сервисов на основе создания и внедрения интерактивного конструктора чат-ботов, позволяющего существенно повысить качество и эффективность взаимодействия пользователей, не владеющих профессион...

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Применение игры The Sims 4 студентами в сферах архитектуры и дизайна

В статье исследуется возможность применения компьютерных игр в области архитектуры и дизайна. Автор рассматривает использование игры The Sims 4 как возможность для воспроизведения студентами своих архитектурных проектов и дизайнерских решений.

Чат-бот как современное средство интернет-коммуникаций

В данной статье речь пойдет о чат-ботах как современных средствах интернет-коммуникаций, имеющих способность выстроить новую линию взаимоотношений между бизнесом и потребителями.

Внедрение машинного обучения в блокчейн-системы

В данной работе предложены способы реализации и внедрения моделей машинного обучения в блокчейн-системы с учетом особенностей последних. Рассмотрены такие варианты, как подключение сторонних сервисов и реализация моделей непосредственно в самом блокч...

Сервис Wordwall в образовательном процессе

В статье рассматриваются методические аспекты использования сервиса Wordwall в учебном процессе. выделены особенности и формы работы с сервисом. проанализированы наиболее эффективные шаблоны для использования на уроках.

Похожие статьи

Применение чат-ботов в образовательном процессе

В статье рассмотрены особенности применения искусственного интеллекта в образовательном процессе на примере чат-ботов.

Искусственный интеллект в строительной сфере: современное положение и перспективы будущего

Данная статья представляет собой попытку дать общее представление о том, что такое искусственный интеллект (ИИ). Также авторами рассматриваются некоторые способы применения систем с искусственным интеллектом в строительной отрасли: мониторинг деятель...

Использование Telegram-ботов в образовательном процессе (на примере ГУО СШ № 38 г. Гомеля)

В статье рассматриваются возможности использования в образовательном процессе чат-ботов в мессенджере Telegram, как один из способов повышения познавательной и учебной активности учащихся, а также более тесного взаимодействия учитель — ученик.

Использование чат-ботов в различных сферах повседневной жизни

В настоящей статье приводится обзор систем, использующих чат-боты, в зависимости от сферы и целей их применения. Рассматриваются платформы и сервисы для их создания и интеграции с мессенджерами и приложениями.

Разработка веб-сервиса для интерактивного создания чат-ботов

В статье рассмотрены роль и проблемы совершенствования веб-сервисов на основе создания и внедрения интерактивного конструктора чат-ботов, позволяющего существенно повысить качество и эффективность взаимодействия пользователей, не владеющих профессион...

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Применение игры The Sims 4 студентами в сферах архитектуры и дизайна

В статье исследуется возможность применения компьютерных игр в области архитектуры и дизайна. Автор рассматривает использование игры The Sims 4 как возможность для воспроизведения студентами своих архитектурных проектов и дизайнерских решений.

Чат-бот как современное средство интернет-коммуникаций

В данной статье речь пойдет о чат-ботах как современных средствах интернет-коммуникаций, имеющих способность выстроить новую линию взаимоотношений между бизнесом и потребителями.

Внедрение машинного обучения в блокчейн-системы

В данной работе предложены способы реализации и внедрения моделей машинного обучения в блокчейн-системы с учетом особенностей последних. Рассмотрены такие варианты, как подключение сторонних сервисов и реализация моделей непосредственно в самом блокч...

Сервис Wordwall в образовательном процессе

В статье рассматриваются методические аспекты использования сервиса Wordwall в учебном процессе. выделены особенности и формы работы с сервисом. проанализированы наиболее эффективные шаблоны для использования на уроках.

Задать вопрос