Использование Telegram-ботов в образовательном процессе (на примере ГУО СШ № 38 г. Гомеля)
Автор: Жигалов Роман Игоревич
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)
Дата публикации: 22.01.2022
Статья просмотрена: 753 раза
Библиографическое описание:
Жигалов, Р. И. Использование Telegram-ботов в образовательном процессе (на примере ГУО СШ № 38 г. Гомеля) / Р. И. Жигалов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 48-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16922/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются возможности использования в образовательном процессе чат-ботов в мессенджере Telegram, как один из способов повышения познавательной и учебной активности учащихся, а также более тесного взаимодействия учитель — ученик.
Ключевые слова: чат-боты, Telegram, образовательный процесс, мессенджеры, цифровизация.
Одним из последних трендов в современном образовании является процесс его цифровизации и информатизации. Повсеместное распространение сети-интернет и современных технологий передачи данных, а также последние события, связанные с распространением COVID-19, потребовали от систем образования различных стран серьезных изменений в подходах к цифровизации образовательной среды и более глубокому внедрению современных технологий в образовательный процесс. От глобальных трендов не отстает и система образования Республики Беларусь, которая динамично развивается и обогащается новыми практиками и способами обучения учащихся, взаимодействия учителя и ученика, а также повышения познавательной активности обучающихся.
В ГУО СШ № 38 г. Гомеля на протяжении 2020/2021 и 2021/2022 учебных годов реализуется проект по широкому использованию чат-ботов в образовательном процессе по предметам «Всемирная история» и «История Беларуси». Чат-бот представляет из себя автоматическую систему для общения с пользователями, которая использует текстовые или аудиосообщения и может быть представлена как в различных социальных сетях и мессенджерах, так и на сайтах, и в мобильных приложениях [9].
Выбор мессенджера Telegram в качестве основной площадки для размещения чат-бота и последующего его внедрения в образовательный процесс, обуславливается рядом факторов. Во-первых, мессенджер Telegram является одним из самых распространенных на территории Беларуси, прост в использовании и регистрации, а также активно используется учениками в личных и учебных целях. Во-вторых, данная платформа отличается удобством и практичностью с точки зрения создания чат-ботов и их последующей эксплуатации и подходит как для новичков, так и для более опытных пользователей. В-третьих, внутренний функционал данной платформы предоставляет большое количество возможностей для взаимодействия между учеником и учителем, а также реализации различных идей, связанных с образовательным процессом.
В качестве инструмента по созданию чат-бота выступает платформа Sendpulse, позволяющая быстро и качественно создать чат-бот и разместить в нём необходимую информацию. Данный сервис предоставляет возможность бесплатного создания чат-ботов, при этом не ограничивая их функционал и возможности, что подходит для учебных заведений и учителей, так как не требует дополнительных расходов [3].
Чат-бот History38 размещен по адресу https://t.me/his38_bot и представляет из себя единую платформу для взаимодействия ученика и учителя. Принцип работы с чат-ботом достаточно простой: достаточно написать сообщение в чат и бот автоматически выдаст приветственное сообщение, инструкцию, а также меню бота. Меню является основной чат-бота и представлена тематическими ссылками и подпунктами [1].
При определении направленности бота, а также той информации, которая должна быть доступна ученикам и учителям, мы исходили из принципа доступности всего учебного материала, который ученики усваивают и с которым взаимодействуют в процессе обучения, а также необходимости предоставить обучающимся возможность изучить дополнительный материал. Стояла также задача разработать и внедрить такие методы дистанционного обучения и взаимодействия, которые бы позволили обучающимся проверить степень усвоения ими изученного материала.
Телеграм-бот History38 представлен несколькими главными элементами меню. Разделы меню «Текущие отметки» и «Домашнее задание» позволяют учащимся ознакомиться с результатами их текущей аттестации на уроках и в четверти, просмотреть комментарии учителя к отметкам, а также посмотреть домашнее задание на следующий урок, а в случае отсутствия учащегося — самостоятельно изучить тему к следующему уроку [1].
Раздел меню «Онлайн-уроки» представлен ссылками на тематические онлайн-уроки для 8–9 классов, которые размещены на платформе «Google-сайт» на тематическом сайте проекта, где собраны все материалы [1], [2]. Каждый онлайн-урок является авторским и разработан учителям ГУО СШ 38 г. Гомеля и соответствует учебной программе и требованиям, предъявляемыми образовательным стандартом. Онлайн-урок представляет из себя тематический текстовый материал, посвященный изучаемой теме, а также содержит различные дополнительные материалы, необходимые для более глубокого и всестороннего изучения темы (тематические презентации, видео, тесты, дополнительные материалы) [1], [7]. Данный раздел может использоваться как в качестве способа самостоятельного изучения учебного материала, так и в качестве дополнительного источника информации и способа по контролю за усвоением знаний.
Разделы «Тестовые задания» и «Практические задания» содержат задания и тесты для контроля за усвоением учебного материала и оценки знаний обучающихся. Тестовые задания размещены на платформах «Google Формы» и Online Test Pad и представлены как тестовыми заданиями, так и заданиями на соотношение, запись правильного определения, составлению хронологических цепочек и т. д. [1], [5]. Возможности интернет-платформ позволяют составлять хронологические задачи, вписывать развернутые и краткие ответы по теме, выстраивать причинно-следственные связи и соотносить явления, даты и события.
Раздел «Материалы к урокам» содержит ссылки на облачное хранилище, где к каждому уроку представлены необходимые практические и теоретические материалы, фотографии, карты, иллюстрации, различные источники, тексты, тестовые и иные задания, а также всё то, что используется как на уроках, так и может выступать в качестве дополнительного источника информации [1], [4].
Помимо вышеназванных разделов, в Телеграм-боте представлен раздел «Олимпиада/ЦТ/Экзамены», где представлены различные материалы для подготовки к олимпиадам, централизованному тестированию, а также школьному экзамену после 11 класса. Раздел «Олимпиада» представлен ссылками на непосредственно задания олимпиад для различных классов и различных этапов, проводимых на протяжении последних 10 лет. Учащиеся могут самостоятельно выполнять данные задания, а также сверять их с ответами [1], [6].
Раздел «ЦТ» представлен тематическим материалом (видео, книги, пособия), который выступает в качестве одного из способов подготовки к централизованному тестированию [1], [8]. Раздел «Экзамены» представлен билетами, в которых содержится материал, способствующий подготовке к выпускному экзамену и более глубокому изучению и усвоению материалов [1], [10].
Данный Телеграм-бот, а также информация в нём размещенная, широко используется в образовательном процессе как в ходе уроков, так и в качестве одного из способов выполнения и проверки домашнего задания, а также как способ дополнительного изучения материалов. Дети могут самостоятельно, в подходящем им режиме и ритме, вновь пройти материал урока, изучить презентации, просмотреть тематические видеоролики и проверить усвоение материала с помощью тестов.
При этом надо отметить, что данный Телеграм-бот не выступает в качестве полноценной замены или альтернативы классно-урочному обучению. Данная платформа является дополнением существующих методов, форм и способов обучения и позволяют более эффективно наладить взаимодействие между учеником и учителем, а также внедрять новые способы изучения материала и усвоения умений, навыков и знаний.
На базе чат-ботов можно реализовывать полноценные тематические онлайн-квесты, посвященные различными темам, а также в различной форме подавать новый материал, развивать коммуникацию между учителем и учеником, вовлекать учеников в новые формы познавательной и учебной деятельности.
В качестве итога можно отметить, что развитие информационных технологий требует от системы образования Республики Беларусь мобильности и быстрой адаптации под изменяющиеся реалии. Стремительное проникновение социальных сетей и мессенджеров во все сферы жизни учеников, является вызовом для педагогов всех ступеней обучения. От того насколько эффективно и быстро педагоги смогут освоить новые способы взаимодействия и коммуникации с учениками, как быстро смогут адаптироваться к изменяющимся условиями и внедрить их в образовательный процесс –зависит развитие нашей системы образования, а вместе с ней и всего государства в целом.
Литература:
- History38 [Электронный ресурс] / Telegram. — Режим доступа: https://t.me/his38_bot. — Дата доступа: 14.12.2021.
- History38 [Электронный ресурс] // Главная страница History38. — Режим доступа: https://sites.google.com/view/history38. — Дата доступа: 14.12.2021.
- SendPulse — сервис чат-ботов [Электронный ресурс] // SendPulse. — Режим доступа: https://sendpulse.by/. — Дата доступа: 14.12.2021.
- Беларусь в период Отечественной войны 1812 г. [Электронный ресурс] / Материалы к урокам / Onedrive. — Режим доступа: https://1drv.ms/u/s!AqWad_f96ZcfnDA4A2GLgmAA0Yjq?e=keUBKR. — Дата доступа: 14.12.2021.
- Великобритания в XIX — начале XX в. [Электронный ресурс] / Google-формы. — Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScsHO5PvIkZk2RUl23SX27dL3Y99MBvoz9rfofPEjQIJaCmTg/viewform. — Дата доступа: 14.12.2021.
- Олимпиады [Электронный ресурс] / History38. — Режим доступа: https://sites.google.com/view/history38/ %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %BC %D0 %BF %D0 %B8 %D0 %B0 %D0 %B4 %D1 %8B. — Дата доступа: 14.12.2021.
- Положение белорусских земель в составе Российской империи в конце XVII — начале XIX в. [Электронный ресурс] / History38. — Режим доступа: https://vk.cc/c91I4y. — Дата доступа: 14.12.2021.
- ЦТ [Электронный ресурс] / History38. — Режим доступа: https://sites.google.com/view/history38/ %D1 %86 %D1 %82. — Дата доступа: 14.12.2021.
- Чат-бот [Электронный ресурс] / Что такое Чат-Бот: Определение и Руководство // SendPulse. — Режим доступа: https://sendpulse.by/support/glossary/chatbot. — Дата доступа: 14.12.2021.
- Экзамены [Электронный ресурс] / History38. — Режим доступа: https://sites.google.com/view/history38/ %D1 %8D %D0 %BA %D0 %B7 %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %8B. — Дата доступа: 14.12.2021.
Похожие статьи
Использование социальных сетей в образовательном процессе
В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.
Компьютерные сети в практике образовательного процесса
В работе приводится статистика пользователей социальных сетей по различным признакам; рассматриваются основные социальные сети, которые используются и могут применяться в образовательном процессе, выделяются их особенности; затрагивается вопрос о дис...
Разработка чат-бота — помощника в изучении географии для детей школьного возраста
В статье рассмотрены проблемы в изучении школьниками 6–7 классов общеобразовательных школ предмета «География», применение программных средств в общеобразовательных школах, способы повышения мотивации учеников к обучению. Сделан вывод об актуальности...
Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах
Статья посвящена проблеме использования преподавателями социальных сетей в учебном процессе в российских ВУЗах. Проанализированы возможности соцсетей на предмет их использования при обучения студентов в высших учебных заведениях Выявлены достижения и...
Применение чат-ботов в образовательном процессе
В статье рассмотрены особенности применения искусственного интеллекта в образовательном процессе на примере чат-ботов.
Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста
В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...
Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников
Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...
Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности (на примере социального сообщества «Фин-Ботики»)
В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с выявлением роли социального сообщества ВКонтакте «Фин-Ботики» в повышении мотивации у студентов при обучении финансовой грамотности. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКо...
Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах
Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...
Использование информационно-коммуникативных технологий (компьютерных программ, мессенджеров и др.) для проектирования и проведения занятий
В статье авторы объясняют, что такое информационно-коммуникативные технологии, формулируют цели и результаты их использования.
Похожие статьи
Использование социальных сетей в образовательном процессе
В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.
Компьютерные сети в практике образовательного процесса
В работе приводится статистика пользователей социальных сетей по различным признакам; рассматриваются основные социальные сети, которые используются и могут применяться в образовательном процессе, выделяются их особенности; затрагивается вопрос о дис...
Разработка чат-бота — помощника в изучении географии для детей школьного возраста
В статье рассмотрены проблемы в изучении школьниками 6–7 классов общеобразовательных школ предмета «География», применение программных средств в общеобразовательных школах, способы повышения мотивации учеников к обучению. Сделан вывод об актуальности...
Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах
Статья посвящена проблеме использования преподавателями социальных сетей в учебном процессе в российских ВУЗах. Проанализированы возможности соцсетей на предмет их использования при обучения студентов в высших учебных заведениях Выявлены достижения и...
Применение чат-ботов в образовательном процессе
В статье рассмотрены особенности применения искусственного интеллекта в образовательном процессе на примере чат-ботов.
Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста
В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...
Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников
Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...
Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности (на примере социального сообщества «Фин-Ботики»)
В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с выявлением роли социального сообщества ВКонтакте «Фин-Ботики» в повышении мотивации у студентов при обучении финансовой грамотности. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКо...
Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах
Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...
Использование информационно-коммуникативных технологий (компьютерных программ, мессенджеров и др.) для проектирования и проведения занятий
В статье авторы объясняют, что такое информационно-коммуникативные технологии, формулируют цели и результаты их использования.