Профориентационный чат-бот ProfiYou
Авторы: Перегоедова Мария Александровна, Шиверская Евгения Андреевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 08.06.2023
Статья просмотрена: 508 раз
Библиографическое описание:
Перегоедова, М. А. Профориентационный чат-бот ProfiYou / М. А. Перегоедова, Е. А. Шиверская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8455/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются этапы создания и принцип работы авторского профориентационного чат-бота ProfiYou на языке программирования Python.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, искусственный интеллект, виртуальный собеседник, язык программирования Python.
Проблемы современного образования и впоследствии проблемы в подготовке специалистов технического профиля уходят своими корнями в момент определения школьников своей будущей профессии. Важность правильного выбора — залог качественных специалистов на рынке труда. Однако практика показывает, что за последнее время в нашей стране увеличилось количество выпускников общеобразовательных школ, не имеющих такого профессионального намерения, что свидетельствует о необходимости активизации работы по профессиональной ориентации учащихся, причем эта деятельность должна совершенствоваться с учетом современных достижений в области информационных технологий.
На сегодняшний день содержание и технология проведения профориентации для учащихся школ с точки зрения практики разработана недостаточно. Следовательно, необходим поиск новых форм, методов организации и средств проведения профориентационной работы.
Социальные сети представляют собой мощный инструмент взаимодействия образовательного учреждения с его целевой аудиторией. Они позволяют доносить до целевой аудитории (потенциальных абитуриентов) любую информацию оперативно и в нужном объеме. Абитуриенты, не выходя из дома, могут получить всю необходимую информацию о колледже, специальностях. Также они имеют возможность увидеть, какие события происходят в колледже, посмотреть различный видеоматериал, осуществить виртуальную экскурсию по колледжу посредством выхода на сайт учреждения образования.
В настоящее время чат-боты как инструменты коммуникаций стали широко использоваться во многих сферах жизнедеятельности человека с целью установления контакта с пользователями сети Интернет. Наибольшее значение чат-боты имеют в формировании такой модели поведения, которая будет максимально приближена к человеческой. Чат-бот способен выступать в качестве виртуального собеседника, повторять и воспроизводить письменный набор знаков человека, предоставляя запрограммированный ответ на заданные действия.
Такая программа интернет-коммуникации как чат-бот основана на современных технологиях, в ее основе лежат такие информационно-коммуникационные технологии как искусственный интеллект, нейронные сети, что позволяет приближать коммуникации чат-ботов к человеческому виртуальному общению и решать с их помощью коммерческие и маркетинговые задачи [3].
Исходя из всего вышеизложенного, появилась идея разработки и внедрения профориентационного чат-бота в образовательную среду колледжа. Основная цель инновационного продукта: помочь школьникам в выборе своей будущей профессии, правильно выбрать колледж; познакомить учащихся с разнообразным миром современных профессий; пробудить интерес к самопознанию и желание развиваться профессионально; оказать квалифицированную помощь школьникам и их родителям в случае возникновения сложностей с самоопределением и выбором учебного учреждения.
Для реализации проекта был составлен план разработки чат-бота «ProfiYou»: провести регистрацию нового бота в мессенджере; установить Питон-библиотеку для работы с Telegram; добавить библиотеку в программу с тестированием; научить bot реагировать на сообщения в пределах чата; прописать там же кодификацию, которая отвечает за кнопки выбора вариантов ответа; сделать так, чтобы в результате отображалась информация о выборе профессии; протестировать работоспособность чат-бота; настроить беспрерывную работу бота [1, 2].
Была выбрана программная средаPython, которая имеет следующие преимущества: функциональность; разделение итоговой кодификации на блоки, что позволяет значительно повысить ее читаемость; поддержка длинной арифметики; кроссплатформенность; огромное количество библиотек, которые смогут выручить в любое время; понятный синтаксис.
Этапы разработки чат-бота ProfiYou
Шаг 1. Регистрация бота платформе Telegram. Для этого используется сервис BotFather — это главный сервис, через который происходит регистрация всех пользовательских ботов. На любой аккаунт можно зарегистрировать неограниченное количество ботов, единственное условие — это уникальный юзернейм с приставкой «bot», например, «ProfiYou_bot». После регистрации был получен уникальный токен, который будет использоваться для подключения и обмена сообщениями.
Шаг 2. Для дальнейшей работы установлен язык программирования Python и дополнительная библиотека telebot, которая позволяет нашему боту взаимодействовать с пользователем через мессенджер, используя полученный ранее токен. Библиотека telebot установлена при помощи команды: $ pip install pytelegrambotapi.
Шаг 3. Для дальнейшей работы сформирована структура данных в формате JSON, которая содержит результаты тестирования (map.json), а также вопросы и принадлежность ответов к той или иной категории склонности согласно методике (questions.json).
Шаг 4. В файле profibot.py описывается логика поведения бота, который подгружает json файлы, принимает от пользователя команды и варианты ответов, а по завершению опроса подсчитывает результаты и выдает категорию пользователя.
Шаг 5. На следующем шаге производится тестирование и проверка работоспособности бота.
Шаг 6. Настройка и проверка работы профориентационного чат-бота и вывода результатов в мессенджере Telegram.
В чат-боте предусмотрено несколько функций: 1) тестирование, по итогам которого определяются близкие школьнику профессиональные отрасли; 2) возможность узнать про каждую отрасль (например, если интересны биотехнологии, можно нажать на кнопку и увидеть, в тренде ли сейчас это направление, перейти по полезным ссылкам на авторитетные источники и почитать о его перспективах); 3) список возможных профессий в выбранной отрасли и подробная информация о них [4, 5].
Целевой аудиторией, разработанного авторами чат-бота ProfiYou, являются школьники, родители, будущие абитуриенты.
Апробация профориентационного чат-бота проводилась на родительских собраниях, классных часах, ярмарках профессий, мероприятиях, проводимых в рамках каникулярных школ.
Внедрение чат-бота в практику профориентационной работы позволило решить следующие задачи: ведение информационной работы с учащимися; получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи в самостоятельном выборе профессии; консультационная помощь родителям, заинтересованным в выборе будущей профессии своих детей.
Через чат-бот будущие студенты могут ознакомиться с подробной информацией о специальностях и профессиях колледжа (сроки обучения, профессиональная направленность, возможности трудоустройства и т. д.).
Разработанный чат-бот ProfiYou является виртуальным помощником для мотивации студентов к получению профессии. Хочется отметить, что использование средств коммуникации, таких, например, как авторский программный продукт чат-бот, является современным трендом осуществления коммуникации для достижения определенных целей, то есть новый взглядом на старые проблемы.
Литература:
- Джанарсанам С. Разработка чат-ботов и разговорных интерфейсов: учеб-пособие / Джанарсанам С. — М.: ДМК-Пресс, 2019. — 340 с.
- Жуков Р. А. Язык программирования Python: практикум / Р. А. Жуков. М.: ИНФРА-М, 2019. — 216 с.
- Зильберман, Н. Н. Технологии виртуальных собеседников и формы речевого взаимодействия. / Н. Н. Зильберман // Гуманитарная информатика. — 2015. — № 5. — С.80–85.
- Бот в Telegram на Питоне от А до Я. — [электронное издание]. — URL: https://otus.ru/journal/bot-v-telegram-na-pitone-ot-a-do-ya/
- Чат-боты в Telegram на Python. — [электронное издание]. — URL: https://skillbox.ru/media/code/chatboty-v-telegram-na-python-chast-1/
Ключевые слова
профессиональная ориентация, искусственный интеллект, виртуальный собеседник, язык программирования PythonПохожие статьи
Этапы разработки блога «Все для учебы»
В статье рассматриваются этапы разработки блога с помощью технологии ASP.NET. Разработанный блог используется для онлайн общения преподавателей со студентами, содержит учебную информацию по изучаемым дисциплинам и ссылки на электронные ресурсы.
Опыт использования сайта duolingo.com в обучении английскому языку студентов технического ВУЗа
В статье рассматривается экспериментальный опыт использования образовательного интернет-ресурса Duolingo с целью расширения интереса к внеаудиторной работе у студентов неязыковых специальностей в техническом ВУЗе.
Разработка веб-сервиса для интерактивного создания чат-ботов
В статье рассмотрены роль и проблемы совершенствования веб-сервисов на основе создания и внедрения интерактивного конструктора чат-ботов, позволяющего существенно повысить качество и эффективность взаимодействия пользователей, не владеющих профессион...
Разработка чат-бота Volunteurio для организации и управления волонтерскими проектами
В данной статье рассматривается разработка чат-бота, помогающего в организации волонтерских проектов, рассматривается его актуальность, анализ конкурентов, новизна предлагаемого решения и текущие наработки по проекту.
Использование платформы Umaigra в работе с учащимися на уроках литературы
Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Umaigra на уроках литературы для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разработки за...
Использование электронного приложения Canva на уроке русской литературы
Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Canva на уроках русского языка для подготовки задания. Дано инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения.
Возможности разработки электронного образовательного ресурса в Visual Basic 10.0 Express
В данной статье рассматриваются основные проблемы и этапы разработки электронных образовательных ресурсов, а также возможности создания ресурса в объектно-ориентированной среде программирования Visual Basic 10.0 Express.
Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ
Статья посвящена применению в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в проц...
Сервис Wordwall в образовательном процессе
В статье рассматриваются методические аспекты использования сервиса Wordwall в учебном процессе. выделены особенности и формы работы с сервисом. проанализированы наиболее эффективные шаблоны для использования на уроках.
Универсальный Telegram-бот для магазина розничной торговли
В статье автор описывает принципы работы универсального Telegram-бота для магазина розничной торговли.
Похожие статьи
Этапы разработки блога «Все для учебы»
В статье рассматриваются этапы разработки блога с помощью технологии ASP.NET. Разработанный блог используется для онлайн общения преподавателей со студентами, содержит учебную информацию по изучаемым дисциплинам и ссылки на электронные ресурсы.
Опыт использования сайта duolingo.com в обучении английскому языку студентов технического ВУЗа
В статье рассматривается экспериментальный опыт использования образовательного интернет-ресурса Duolingo с целью расширения интереса к внеаудиторной работе у студентов неязыковых специальностей в техническом ВУЗе.
Разработка веб-сервиса для интерактивного создания чат-ботов
В статье рассмотрены роль и проблемы совершенствования веб-сервисов на основе создания и внедрения интерактивного конструктора чат-ботов, позволяющего существенно повысить качество и эффективность взаимодействия пользователей, не владеющих профессион...
Разработка чат-бота Volunteurio для организации и управления волонтерскими проектами
В данной статье рассматривается разработка чат-бота, помогающего в организации волонтерских проектов, рассматривается его актуальность, анализ конкурентов, новизна предлагаемого решения и текущие наработки по проекту.
Использование платформы Umaigra в работе с учащимися на уроках литературы
Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Umaigra на уроках литературы для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разработки за...
Использование электронного приложения Canva на уроке русской литературы
Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Canva на уроках русского языка для подготовки задания. Дано инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения.
Возможности разработки электронного образовательного ресурса в Visual Basic 10.0 Express
В данной статье рассматриваются основные проблемы и этапы разработки электронных образовательных ресурсов, а также возможности создания ресурса в объектно-ориентированной среде программирования Visual Basic 10.0 Express.
Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ
Статья посвящена применению в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в проц...
Сервис Wordwall в образовательном процессе
В статье рассматриваются методические аспекты использования сервиса Wordwall в учебном процессе. выделены особенности и формы работы с сервисом. проанализированы наиболее эффективные шаблоны для использования на уроках.
Универсальный Telegram-бот для магазина розничной торговли
В статье автор описывает принципы работы универсального Telegram-бота для магазина розничной торговли.