В данной статье представлено описание разработки чат-бота в мессенджере Telegram, содержащего список предприятий общественного питания (кафе и рестораны), разделенные по виду кухонь, что позволяет пользователям принимать обоснованные решения о выборе места для посещения на основе предоставленных данных.
Ключевые слова: чат-бот, платформа, пользователь, технологии.
В настоящее время информационные технологии (ИТ) целиком и полностью проникли в нашу жизнь. Чат-боты представляют собой одну из наиболее динамично развивающихся областей ИТ и перспективную форму коммуникации на рынке. Они захватили практически все сферы бизнеса, включая образование, здравоохранение и развлечения [1].
В качестве объекта исследования в статье рассматриваются кафе и рестораны Центрального района г. Воронежа и процесс выбора людьми этих заведений для последующего посещения.
Чат-боты могут быть созданы на различных платформах, например, Вконтакте, Telegram, TikTok, OK, What’sup, Facebook[*]. Каждая платформа уникальна и дает абсолютно разный результат. Поэтому каждый для себя выбирает платформу самостоятельно исходя из своих финансовых возможностей, целей и предпочтений [2].
Чтобы выбрать платформу для создания бота, необходимо понять, какое приложение пользуется большей популярностью. На рис. 1 представлена статистика использования Telegram в городах РФ [2, 4, 5].
Рис. 1. Статистика использования мессенджера Telegram в городах РФ
На основе результатов опроса по состоянию на начало 2024 года самым популярным мессенджером среди жителей центрально-черноземного региона является Telegram. Проведенное исследование, позволило сделать вывод, что данная платформа подходит для реализации проекта «Чат-бот для выбора кафе и ресторанов Центрального района г. Воронеж».
Для реализации проекта было проведено анкетирование до использования бота. В социологическом опросе участвовало 103 человека в возрасте от 14 до 60 лет. Результаты опроса представлены на рис. 2–7.
Рис. 2. Анализ ответов на вопрос «Сколько вам лет?»
Рис. 3. Анализ ответов на вопрос «Считаете ли вы удобным в использовании приложение Telegram?»
Рис. 4. Анализ ответов на вопрос «Как часто вы используете Telegram?»
Рис. 5. Анализ ответов на вопрос «Часто ли вы посещаете рестораны и кафе?»
Рис. 6. Анализ ответов на вопрос «Сталкиваетесь ли вы с проблемами в выборе заведения?»
Рис. 7. Анализ ответов на вопрос «Удобны ли Яндекс карты при выборе заведения?»
В контексте создания бота, который ориентирован на удобство пользователей, необходимо внимательно рассмотреть все варианты и оценить их положительные и отрицательные стороны, чтобы обеспечить максимальное удовлетворение потребностей пользователей. Варианты классификаций представлены в табл. 1
Таблица 1
Варианты классификации ресторанов
№ п/п |
Критерии |
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
1 |
Количество посетителей |
Этот критерий позволяет оценить популярность заведения и его загруженность, что может свидетельствовать о качестве обслуживания и популярности |
Количество посетителей может изменяться в зависимости от времени суток и дня недели, поэтому эта информация может быть не всегда точной и актуальной |
2 |
Основная кухня |
Позволяет определить, соответствует ли кухня заведения предпочтениям конкретного пользователя |
Некоторые заведения могут предлагать разнообразие кухонь, что делает классификацию по основной кухне более сложной для реализации |
3 |
Расположение |
Удобное расположение близко к месту нахождения пользователя может существенно повысить удобство посещения заведения. |
Заведения в центре города могут быть более дорогими, а заведения на окраине — менее популярными |
4 |
Алфавит |
Алфавитный порядок удобен для систематизации списка заведений и быстрого поиска. |
Он не отражает никаких факторов кроме алфавитного порядка, таких как качество обслуживания или тип кухни |
5 |
Средний чек |
Помогает оценить ценовую доступность заведения и соответствие бюджету пользователя. |
Средний чек может быть изменчивым и зависеть от различных факторов, таких как сезонность, специальные предложения и т. д. |
Проанализировав все варианты выбор пал на классификацию ресторанов по основной кухне, ведь данный критерий является самым информативным и не имеет минусов, усложняющих процесс использования нашего продукта.
Данный чат бот реализован с помощью стека технологий:
— скриптовый язык программирования — «Python»
— API Telegram
— вида создания — способ написания кастомного кода
После реализации чат-бота был проведен опрос среди пользователей. Результаты опроса представлены на рис. 8–10.
Рис. 8. Анализ ответов на вопрос «Удобен ли чат бот «Рестонавигатор» в использовании?»
Рис. 9. Анализ ответов на вопрос «Стал ли проще выбор кафе и ресторанов при помощи чат-бота?»
Рис. 10. Анализ ответов на вопрос «Стоит ли посещать заведения после появления чат-бота в вашей жизни?»
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что создание чат-бота в Telegram для выбора кафе и ресторанов на основе рассмотренных критериев классификации, является эффективной разработкой, помогающей жителям Воронежа в выборе места для посещения, соответствующего их вкусам и предпочтениям.
Литература:
- Князева В. И., Городецкая О.Ю Использование чат-бота в качестве информационной системы ресторанного бизнеса/ Хроноэкономика. 2020. № 4(25). С.57–61.
- Седова М. А., Лукьянова Н. Ю. Обоснование выбора платформы для создания чат-бота в гостиничном бизнесе/Молодой ученый.2021. № 16 (358). С. 191–193.
- vc.ru. Что такое чат-боты и как ими пользоваться: подробный гайд [Электронный ресурс] // vc.ru. 2023. 8 сентября. URL: https://vc.ru/u/620957-anatoliy-milov/828232-chto-takoe-chat-boty-i-kak-imi-polzovatsya-podrobnyy-gayd
- Аудитория Telegram и каналы// Информационный квартал. Исследование аудитории Telegram 2023 - research-2023?ref=vc.ru
- Mediascope . Исследование активности приложений в России [Электронный ресурс] // Mediascope. 2023. 01 июня. URL: https://mediascope.net/upload/СОЦСЕТИ %20(1HY2023)_короткая_fin %20(2).pdf (дата обращения: 07.04.2024).
[*]Продукты компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.