Использование мобильных коммуникаций на мега-уроке информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 22.01.2017

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Масалыгина, А. С. Использование мобильных коммуникаций на мега-уроке информатики / А. С. Масалыгина, Д. Н. Холмирзоев, Т. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38547/ (дата обращения: 19.10.2024).



Рассматриваются педагогические возможности и эффекты использования мобильных коммуникаций на мега-уроке — инновационной модели обучения информатике учащихся общеобразовательных школ в сетевом образовательном кластере.

Ключевые слова: мобильные коммуникации, инновационные модели обучения, информатика

На базе кафедры ИИТвО КГПУ им. В. П. Астафьева реализуется образовательный проект «Мега-класс». В рамках данного проекте организуется образовательный кластер, объединяющий несколько муниципальных общеобразовательных учреждений из различных регионов Красноярского края, студенты и преподаватели института математики, физики и информатики педагогического университета, представители IT-бизнеса, известные специалисты и ученые в области информационных технологий [1].

Проект «Мега-класс» ставит своей целью объединить усилия учителей школ и педагогов высшего образования, студентов вуза и школьников общеобразовательных школ в поиске новых моделей школьного и высшего педагогического образования в интегрированном сетевом информационном образовательном пространстве для достижения каждой группой участников личностно-значимых образовательных и профессиональных результатов:

– повышение квалификации учителя в предметной области;

– подготовку студентов педагогических вузов к профессионально-ориентированной педагогической деятельности;

– вовлечение учащихся в инновационный образовательный процесс, в независимости от местонахождения образовательного учреждения. [1]

С точки зрения образовательной деятельности «Мега-класс» — это методическая система учебно-воспитательного процесса разных школ в информационно-образовательной среде облачных сервисов на основе интеграции научного, учебного и воспитательного процессов педвуза, общеобразовательных учреждений, муниципальных управлений образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Посредством образовательного кластера «школа-педвуз» происходит интеграция в единый учебный процесс обучение школьников и студентов. Мега-урок проводится в режиме телеконференции одновременно во всех школах участвующих в данном проекте. Сценарии мега-уроков разрабатываются и проводятся мега-учителем — сообществом учителей общеобразовательных школ, педагогов и студентов вуза, с привлечением специалистов и ученых в области ИТ.

Одним из важнейших условий эффективной реализации мега-уроков одновременно в образовательных учреждениях кластера в дистанционном режиме является создание соответствующей материально-технической базы и телекоммуникационной среды (компьютерные классы, ресурсные центры, сети и коммуникации). Невысокая пропускная способность интернет-каналов и слабая оснащенность телекоммуникационным оборудованием в образовательных учреждениях резко снижает качество коммуникаций между участниками мега-урока. Использование мобильных устройств и коммуникаций позволяет решить данную проблему.

В современном обществе мобильные устройства используются в различных сферах жизнедеятельности. Мобильные приложения становятся частью цифровой жизни, как взрослого человека, так и детей. За последние пять лет число детей пользующимися мобильными устройствами постоянно возрастает. Мобильные компьютерные технологии позволяют расширить возможности учебного интерактивного взаимодействия.

Большинство пользователей привыкли к таким мессенджерам как WhatsApp, Viber для общения. Данные приложения сейчас имеют высокую популярность, но мало кто знает, что по удобству и защищенности они уступают мессенджеру Telegram. Telegram — бесплатный мессенджер для смартфонов и ПК под управлением всех наиболее распространенных на сегодняшний день операционных систем, позволяющий обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и различными медиафайлами (картинки, музыка, архивы, текстовые документы и пр.) [2]. Рассмотрим плюсы и минусы данного приложения.

Плюсы:

– осуществляется защита несанкционированного чтения;

– Secret Chat — опция переписки в «секретном чате»;

– передачи файлов больших размеров;

– скорость передачи данных высока. Отсутствуют задержки, имеющие у аналогов.

Отдельно стоит отметить «привязку к номеру телефона». Приложение WhatsApp, Viber функционирует, если сим-карта, к которой привязано приложение, установлена в устройство (смартфон, планшет). Telegram отказался от такого способа привязки. Не требуется наличие сим-карты с номером в устройстве, к которому привязано приложение. Это очень удобно, к примеру, у вас сел телефон, в таком случае общение можно будет продолжить по планшету под тем же мобильным номером, с теми же контактами и с сохраненной историей чата.

Минусы:

– программу нужно русифицировать, процесс несложный, но многих отталкивает этот момент;

– в отличие от конкурентов, Telegram не поддерживает голосовые звонки. Это существенный минус, который сказывается на популярности приложения.

Таблица 1

Функции Telegram, которыми можно воспользоваться во время проведения мега-урока

1) Добавление файлов.

Может быть — передача текстовых файлов, графических и фото-изображений и картинок

2) Голосовое сообщение.

3) Редактирование уже отправленного сообщения.

4) Создание чатов.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\2017-01-19 22.22.08.png

5) Снятие мгновенного снимка, для загрузки в общий чат.

D:\Cloud\Файлы\2017-01-19 22.19.24.PNG

6) Быстрый доступ ко всем файлам.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\2017-01-19 22.20.25.png

Данная система удобна для использования во время мега-урока на этапе выполнения учащимися различных заданий урока для взаимной коммуникации участников межшкольных групп между собой и тьюторами. Мобильные коммуникации позволяют взаимодействовать учащимся в привычной для них среде, а также решает одну из самых важных проблем — это сбой связи при общении, в случае прерывании видеоконференции и доступа к интернету, учащиеся всегда могут оставаться на связи и продолжать свои работы в группах.

Эксперимент по использованию мобильной системы показал, что ученики с большим интересом работают в данной среде. Всем участникам урока заблаговременно была выслана инструкция по установке и использованию приложения. Учащиеся самостоятельно на своих мобильных телефонах установили приложение Telegram.

Тьютором была создана конференция со всеми участникам межшкольной команды (рисунок 1). Тем самым все участники были объединены в единую группу, для организации мобильного взаимодействия.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\2017-01-19 21.51.02.png

Рис. 1. Участники мега-урока (группа № 1)

Каждая группа вела активный диалог с тьюторами, как во время самого урока, в процессе решения задач или выполняя учебный проект, так и во внеурочное время, выполняя домашнее задание (рисунок 2).

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\2017-01-19 21.45.57.png

Рис. 2. Диалог межшкольной группы

При взаимодействии учащихся в данной среде каждый ученик смог проявить себя. Если при общении с преподавателем и тьютором в режиме конференцсвязи присутствует некоторая «зажатость» учащихся и потеря времени, то мобильные коммуникации позволяют раскрепоститься любому ученику и экономить время урока. Приэтом, не было выявлено нарушений сетевого этикета со стороны учеников, соблюдались правила общения как с тьютором, так и между самими учащимися.

Для студентов, выступающих в качестве модератора и тьюторов на мега-уроке, подобное общение с учащимися потребовало мобилизации собственных предметных и методических знаний, способствовало приобретению реального опыта педагогического взаимодействия в условиях сетевых коммуникаций.

Использование мобильных приложений признано преподавателями кафедры ИИТвО одним из перспективных направлений в реализации образовательного проекта Мега-класс; планируются дальнейшие исследования в этом направлении.

Литература:

  1. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2014. — 196 с.
  2. Что Такое Телеграмм (Telegram), Зачем Он Мне И Как Им Пользоваться // URL: http://protelegram.ru/telegram_faq/ (дата обращения: 08.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): приложение, инновационная модель обучения, коммуникация, образовательный кластер, образовательный проект, студент вуза, устройство, участник мега-урока, учащийся.


Ключевые слова

информатика, мобильные коммуникации, инновационные модели обучения

Похожие статьи

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Программная реализация системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье предложен вариант программной реализации системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специализированной виртуальной аудитории на ...

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Похожие статьи

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Программная реализация системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье предложен вариант программной реализации системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специализированной виртуальной аудитории на ...

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Задать вопрос