Проблема психологических барьеров у обучающихся средних общеобразовательных учреждений в изучении иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 25.06.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Леснова, Т. И. Проблема психологических барьеров у обучающихся средних общеобразовательных учреждений в изучении иностранного языка / Т. И. Леснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115879/ (дата обращения: 30.06.2024).



Процесс изучения иностранного языка в современном мире является необходимостью, поэтому его начинают изучать ещё в начальной школе. Однако, обучающиеся могут столкнуться с проблемой психологических барьеров, снижающих мотивацию и эффективность образовательного процесса. В данной статье рассматриваются виды психологических барьеров, возможные причины их возникновения и способы решения этой проблемы.

Ключевые слова: языковой барьер, психологический барьер, иностранный язык, стратегии преодоления.

The process of learning a foreign language is a necessity in the modern world, so children begin to study it at primary school. However, students may face problems of psychological barriers that reduce motivation and effectiveness of the educational process. This article discusses the types of psychological barriers, the causes of their occurrence and ways to overcome them.

Keywords: language barrier, psychological barrier, foreign language, coping strategies.

Образование играет огромную роль в нашей жизни, поскольку высокий уровень его развития обеспечивает эволюцию человечества. Изучение иностранных языков является неотъемлемой частью образования в современном обществе. Знание языков служит средством коммуникации людей из разных стран, что обеспечивает обмен опытом и знаниями в различных сферах общественной жизни. В школах изучение языка направлено на развитие речи, критического мышления, воображения и, конечно, памяти. Для подростков изучение иностранного языка составляет большую сложность, поскольку для них открывается совершенно новый мир, со своими лингвистическими и культурными особенностями. На фоне такого стресса у обучающихся возникают психологические барьеры. Они выступают в качестве формы защиты от неприятных и негативных эмоций. Многие обучающиеся испытывают трудности в изучении иностранных языков именно из-за психологических барьеров, которые могут проявляться как тревожность, страх допустить ошибку, чувство стыда при произношении иностранных слов, нерешительность, боязнь осуждения со стороны учителя [5]. Все вышеуказанные признаки могут сопровождаться заниженной самооценкой и даже агрессией. Данные барьеры являются основной из причин спада мотивации к изучению иностранных языков, следовательно, эффективность обучения значительно уменьшается [2]. Психологические барьеры при изучения иностранных языков можно классифицировать на три основные группы: аффективные, когнитивные и социокультурные.

Барьеры, связанные с эмоциями и мотивацией обучающихся, называются аффективными. Они включают в себя несколько аспектов. Первый, по совместительству самый распространенный, — тревожность, которая возникает вследствие страха перед совершением ошибок, общением на иностранном языке или неудачей. Следующим аспектом выступает стресс, возникающий из-за давления на подростка со стороны учителя или родителей при изучении иностранного языка. Особенно ярко он выражается в условиях ограниченного времени, например, при устных ответах или проверочных работах, а также ему способствуют завышенные ожидания к успехам в изучении. Также сюда относят низкую самооценку, причиной которой является неуверенность в своих способностях в изучении иностранных языков, сравнение себя с другими [4]. Данный аспект — последствие недостаточной поддержки со стороны родителей и учителя, ранее неудачный опыт подростка в изучении иностранного языка, всеобщее оглашение результатов обучения обучающихся. Отсутствие мотивации также относят к аффективным барьерам. Причиной этого может послужить недостаточная заинтересованность ребенка в изучении языка, а также отсутствие понимания цели обучения.

Когнитивные барьеры, прежде всего, связаны с мыслительными процессами обучающихся. К ним относят: ограниченные убеждения, возникшие из-за стереотипов или негативных убеждений о своих способностях к изучению языков, что может возникнуть в результате необоснованной критики со стороны родителей или учителей или их фраз: «Ты ничего не добьёшься», «Это не твоё» и др.; негибкое мышление, когда ребёнок испытывает трудности с адаптацией к новым способам мышления и коммуникации на иностранном языке; проблемы с памятью, из-за которых возникают сложности с запоминанием новой лексики и грамматических правил [6].

Социокультурные барьеры — часто встречающаяся проблема у обучающихся, затрагивающая культурный контекст в изучении языка. Языковой шок — наиболее распространённая форма социокультурного барьера, проявляющаяся как чувство дискомфорта или дезориентации при столкновении с новой языковой и средой, а также непонимание и непринятие культурных норм и ценностей, связанных с изучаемом языком.

Преодоление психологических барьеров при изучении иностранного языка требует комплексного подхода, который включает в себя различные стратегии.

Для борьбы с аффективными барьерами используют, например, техники релаксации, такие как глубокое дыхание, медитации, йога. Это может поспособствовать уменьшению тревоги и снятию стресса. Установка небольших реалистичных целей и вознаграждение себя за их достижение также являются способами борьбы с аффективными барьерами, поскольку это повышает мотивацию и помогает устранить психологическое давление на обучающегося [1]. Также необходимо развивать позитивное отношение к ошибкам и «плохим» отметкам, так как они являются неотъемлемой частью процесса обучения. Подростка необходимо научить воспринимать их как возможности для роста, а не быть обескураженным. Общение с носителями языка в безопасной и поддерживающей среде также может помочь преодолеть психологические барьеры, поскольку этот процесс повышает уверенность и уменьшает тревожность.

Чтобы побороть когнитивные барьеры используют различные методы обучения, такие как чтение, аудирование, письмо и разговорная речь. Это помогает вовлечь различные когнитивные процессы и улучшить скорость запоминания. Также крайне необходимо определить и оспорить все негативные убеждения обучающегося о собственных возможностях к изучению языков. Их следует заменить на позитивные и реалистичные [7]. Использование мнемонических приёмов, таких как ассоциации, визуализация и песни могут улучшить память и сделать процесс изучения более увлекательным и интересным, что поднимет мотивацию обучающегося.

Для того, чтобы справиться с социокультурными барьерами, следует начать с изучения истории страны изучаемого языка, её обычаев, норм и ценностнй. Это поможет обучающемуся лучше понять язык. Учителю необходимо развивать у подростков осознанность культурных различий разных народов, во избежание культурного шока и недоразумений при общении с носителями языка.

Литература:

  1. Нурмухамбетова С. А., Фролов С. С. Технология преодоления психологических барьеров студентами в изучении иностранного языка // Дискуссия. 2013. № 7 (37). — / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-preodoleniya-psihologicheskih-barierov-studentami-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 17.03.2024).
  2. Редькина Л. В., Абдалина Л. В. Общая характеристика психологических барьеров в изучении иностранного языка и здоровье студента // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 5. — / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-psihologicheskih-barierov-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka-i-zdorovie-studenta (дата обращения: 18.03.2024).
  3. Сергеева А. В., Чаплыгина О. В. Проблема психологических барьеров при изучении иностранного языка // Концепт. 2019. № 6. — /URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskih-barierov-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka/viewer (дата обращения: 17.03.2024).
  4. Шамсутдинова Я. Р., Психологические барьеры в процессе изучения иностранного языка // Символ науки. 2022. — / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-bariery-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 16.03.2024).
  5. Dörnyei Z. The psychology of the language learner: Individual differences in second language acquisition // Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 2005. — / URL: https://cstn.files.wordpress.com/2009/11/the-psychology-of-the-language-learner-3haxap.pdf (дата обращения 16.03.2024).
  6. Dörnyei Z. Conceptualizing motivation in second language acquisition: Defining the psychological construct. Language Learning. 1990. — / URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/ba734f_0bcac700ff6f4f98a7a73c907b6fb4c9.pdf?index=true (дата обращения 16.03.2024).
  7. Oxford R. L. Language learning strategies. New York: Oxford University Press. 2009. — / URL: https://www.researchgate.net/publication/254446824_Language_learning_styles_and_strategies_An_overview (дата обращения 16.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, барьер, изучение, изучение языка, язык, изучение языков, носитель языка, процесс изучения, сторона родителей, сторона учителя.


Ключевые слова

иностранный язык, психологический барьер, языковой барьер, стратегии преодоления

Похожие статьи

Задать вопрос