Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса, особенно в студенческой среде. Основной задачей, которая была поставлена автором в данной статье — было рассмотреть отдельные аспекты проблемы стресса, исследовать стрессоустойчивость студентов, выявить пути коррекции предэкзаменационного стресса, оказать психологическую помощь тем студентам, которые оказались в трудной ситуации в рамках образовательного пространства.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, коррекция, тревожность, эмоциональная неустойчивость.
В век всеобщей глобализации и интеграции проблема эмоционального благополучия людей все острее встает перед обществом Трудности социального, экономического плана приводят к ухудшению как физического, так и психического здоровья. Стресс — весьма короткое слово, но проблемы, которые возникают при этом, мешают человеку адаптироваться в обществе, влияют на его взаимоотношения в коллективе и т. д.
Сегодня как никогда встает перед нами вопрос о своевременной диагностике стресса, выявления стрессоустойчивости людей. Обучение на педагогическом факультете, подготовка к профессиональной деятельности психолога в системе образования, поставило меня перед задачей выявить основные причины стресса и постараться исследовать данную проблему в системе высшей школы. Передо мной была поставлена задача рассмотреть особенности проявления стресса у студентов первого курса, состояние предэкзаменационного стресса, разработать программу выхода из данного состояния, организовать работу в рамках центра оказания психологической помощи студентам нашего вуза.
Прежде чем перейти к экспериментальной части исследования, мне представилось необходимым рассмотреть само понятие стресса, виды стресса, остановиться на самом понятии стресс. Общеизвестно, что термин стресс был впервые использован Г. Селье. Однако, в дальнейшем учеными было предложено достаточно много определений стресса. Но, на наш взгляд, определение стресса как реакция организма на какие-либо внешние события, достаточно лаконично определяет суть данного состояния. История разработки и исследования стресса представлена противоречивыми мнениями, различными подходами к данной проблеме. Мы остановимся лишь на некоторых из них.
Нам показался интересным подход Щербатых Ю. В., который весьма компактно представил и описал механизм формирования психологического стресса [7, с. 27].
Определяя стресс другой известный психолог — Немов Р. С. пишет: «Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку» [5, с. 442].
С точки зрения русского ученого, физиолога Ю. И. Александрова, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья» [6, с. 326].
Не менее интересные исследования были проведены Китаевым-Смык [4], который проанализировал не только факторы, приводящие к стрессу, но и предложил способы коррекции стресса, необходимые для восстановления здоровья человека в жизненных неурядицах. Данное состояние приводит к определенным изменениям состояния человека: меняется поведение, меняется настрой, происходят изменения на уровне физиологических и психологических процессов.
В азербайджанской науке данная проблема занимает определенное место в трудах таких психологов, как: Алиев Б. Г. [1], Байрамов А. С. [2], Джаббаров Р.В [3].
Анализ литературы по данной проблеме позволил нам четко разграничить виды стресса: долговременный, кратковременный, положительный и негативный стресс (стресс — дистресс), физиологический, психоэмоциональный, информационный и т. д.
Для того, чтобы понять как стресс отражается на студентах нашего вуза, мы попытались провести экспериментальное исследование, суть которого заключалась в следующем:
— Диагностика стрессоустойчивости студентов;
— Проведение анкетирования;
— организация и проведение семинара на тему «Стресс: за и против»
Диагностирование состояния студентов было осуществлено с помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона [8]. Результаты данного теста были распределены следующим образом:
Как видим, хорошая стрессоустойчивость была выявлена лишь у 24 человек, что составило 34, 1 % от общего числа респондентов.
На следующем этапе нами был проведен опрос среди студентов первого курса факультета «социально-психологическая служба в образовании» (анкета разработана нами), причем данный опрос был проведен перед сессией. Вопросы, на которые мы получили ответы, были разделены на 2 группы: вопросы, носящие информационный характер предполагали знание студентов о стрессе и следующий блок вопросов непосредственно связанные с наличием у каждого обследуемого предэкзаменационного стресса. Так полученные нами результаты были распределены следующим образом:
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ |
1. Когда у Вас начинается состояние, которое можно охарактеризовать как стресс? |
За неделю до экзамена -15 (36,5 %.); За месяц — 9 (21,9 %); такое состояние постоянно — 6 (14,6 %). |
2. В чем конкретно проявляется стресс у Вас? |
Плохое настроение –28 (68,2 %); Тревожность, замкнутость -13 (31.7 %). |
3. Как Вы считаете, от чего зависит появление стресса конкретно у Вас? |
Неуверенность в знаниях -18 (43,9 %) Плохое самочувствие — 13 (31,7 %) Проблемы в семье — 10 (24,3 % |
4. Можете ли Вы влиять на свой стресс? |
Да — 14 (34,1 %) Нет — 18 (43,9 %) Иногда — 9 (21,9 %) |
5. Какими приемами Вы пользуетесь, чтобы смягчить влияние стресса на Вас в период экзамена? |
Общаюсь с друзьями, подругами — 11 (26,8 %) Прогулка на воздухе -14 (34,1 %) Слушаю музыку — 16 (39 %) |
- Самый высокий показатель по первому вопросу — 36,5 % (15чел.) был зафиксирован у студентов, которые считают, что у них стресс начал появляться за неделю до экзамена, на втором месте — 21,9 % (9) — за месяц до экзамена, на последнем месте — 14,6 % (6), у данной группы студентов такое состояние носит постоянный характер.
- Снижение настроения и тревожность, граничащая с замкнутостью — таковы ответы студентов на второй вопрос.
- Радует тот факт, что студенты объективно и искренне отметили факт неуверенности в своих знаниях, отвечая на 3 пункт анкеты.
- Неумение справиться со стрессом и помочь себе в стрессовой ситуации составило большую часть ответов на четвертый вопрос, что, на наш взгляд, объясняется новой социальной ситуацией, трудностями адаптации и первой сессией, к которой готовились студенты.
- Ввиду того, что студенты, которые участвовали в анкетировании, обучались на факультете, который тесто связан с изучением психологии, были отмечены положительные ответы, которые являются свидетельством того, что студенты получили достаточные знания о формах воздействия на стресс: (релаксация, аутотренинг, дыхательные упражнения и т. д.).
После полученных результатов, нами был организован семинар, на котором мы более подробно рассмотрели вопросы, связанные с путями выхода из стресса, проработали упражнения, которые необходимы студентам не только в период экзамена, но и для того, чтобы стресс не вредил нашему здоровью во все времена.
Таким образом, нами была проведена работа по выявлению сущность стресса, диагностика стресса у студентов и разработана программа по снятию напряжения в период сессии.
Литература:
- Алиев Б. Г. Алиева К. Р. Джаббаров Р. В. Педагогическая психология. — Б.: Образование, 2011. — 256 с.
- Байрамов А. С. Психология. Учебник для вузов. — Б.: Çinar-Çap, 2009. — 622 с.
- Джаббаров Р. В. Экзаменационный стресс в образовании и пути его коррекции / /Научные исследования НАНА, № 4, 2006.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект, 2009. — 944 с.
- Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 688 с.
- Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2014. — 464 с.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. -256 с.
- http://rasstanovki-rostov.ru/?page_id=2469