В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.
Ключевые слова: стресс, физические и эмоциональные состояния, страх, напряжение, тревога, здоровье .
Стресс — это часть нашей жизни в виде физической или умственной реакции организма на предъявляемые к нему требования. Термин «стресс» был введен венгерско-канадским врачом-эндокринологом Хансом Селье для обозначения определенных состояний человека.
Присутствие небольшого количества стресса в жизни не оказывает пагубного влияние на людей. Но когда человек начинает испытывать стресс в течение длительного периода времени, он может стать риском для здоровья, поэтому необходимо вовремя заметить это состояние и научиться управлять им [3].
В современной жизни стрессы играют значительную роль в жизни каждого человека, так как оказывают влияние на его поведение, здоровье, работоспособность, а также взаимоотношения с окружающими людьми.
Студенты медицинских образовательных организаций во время интенсивного обучения также испытывают критические состояния и стрессы, что отражается на психическом здоровье. Наиболее подвержены стрессу студенты первого курса, это связано со сменой обстановки, принятием нового коллектива, уровнем сложности обучения и многими другими факторами. Особенно психическое здоровье страдает в первые месяцы обучения, в период, когда студенты слабо ориентируются в новой обстановке и обычно медленно приспосабливаются (адаптируются) к новым условиям. Замечено, что неблагоприятное эмоциональное состояние отрицательно сказывается на успешности обучения, снижает интерес к обучению, может вызвать конфликты с преподавателями и привести к разочарованию в выборе профессии.
Также подобные состояния усугубляются во время экзаменационной сессии, когда страх, напряжение, тревога оказывают дезорганизующее влияние на мысли, память, поведение, внимание и прочее процессы, так необходимые для успешной подготовки к экзаменам.
Данное исследование направлено наизучение стресса как психофизиологического феномена и его влияние на психоэмоциональное состояние студентов во время обучения.
Сегодня слово «стресс» находится на пике популярности и исследуется большим количеством ученых: психологов, физиологов, социологов, медиков. Ряд исследований доказывают, что стресс вызывает болезни сердечнососудистой системы и даже может привести к образованию раковых клеток. Другие доказывают, что такая встряска психики может привести к невралгии и депрессии. Так или иначе, психологи призывают к борьбе со стрессом.
В период экзаменационной сессии студенты сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями, поскольку за короткий промежуток времени необходимо повторить большой объем материала, сдать экзамены по нескольким предметам, общаться с экзаменаторами. Если студент оказывается в сильном стрессовом состоянии, которое длится продолжительное время, то происходит снижение его адаптационных возможностей. Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию, уменьшить интенсивность подготовки, процедуру проведения экзамена невозможно, однако возможно помочь созданию позитивного эмоционального настроя студентов на экзамен, снизить экзаменационные страхи, тревоги, обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов, тем самым способствовать сохранению психологического здоровья учащихся [4, 5].
Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования:
- Активное реагирование . Перед нервным событием у части обучающихся происходит учащение пульса, повышается артериальное давление.
- Пассивное реагирование. У некоторых студентов, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает артериальное давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус.
Авторами проведен опрос обучающихся студентов 1 курса в период первой экзаменационной сессии. В опросе приняли участие 56 студентов, из них 16 юношей и 40 девушек, возраст опрашиваемых 17–19 лет.
Использовались следующие диагностические методики:
- Диагностика психологической компоненты состояний студентов: методика оперативной оценки самочувствия, активности, настроения САН (разработанная В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай, М. П. Мирошниковым). Методика ДАТ (К. Н. Яхина и Д. М. Менделевич), направленная на выявление невротических состояний: депрессивность, астения, тревожность. Методика для выявления ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина).
- Диагностика физиологической компоненты состояний студентов: измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС); артериального давления (АД) — систолического и диастолического.
- Диагностика свойств темперамента: опросник структуры темперамента В. М. Русалова.
В результате опроса нами получены следующие результаты.
В психофизиологических состояниях студентов в повседневной учебной деятельности и в ситуации экзамена существуют значимые различия по всем показателям. При этом наиболее высокий уровень значимости различий связан с физиологическими показателями: ЧСС — частота сердечных сокращений и АД — артериальное давление. Наблюдалась как артериальная гипертензия — синдром повышения артериального давления (57 % опрошенных), так и артериальная гипотензия — снижение давления (29 %).
Значимые различия в психологической компоненте свидетельствуют о том, что у студентов перед экзаменом снижаются активность, настроение, повышается ситуативная тревожность, возрастают показатели триады невротических проявлений: депрессивности, астении, тревожности. Значимые различия выявлены также в прогнозе и реальной оценке. Средние значения этих переменных показали, что студенты склонны занижать свои возможности (68 % опрошенных считали, что не готовы к экзамену и проявляли высокий уровень тревожности). 87 % опрошенных жаловались на состояние эмоционального истощения, панические атаки, нарушение сна и другие негативные состояния.
Также студенты отмечали следующие симптомы стресса:
— физиологические симптомы: усиление кожной сыпи; головные боли; тошнота; диарея; мышечное напряжение; углубление и учащение дыхания; учащенный пульс; перепады артериального давления.
— эмоциональные симптомы: чувство общего недомогания; растерянность; паника; страх; неуверенность; тревога; депрессия; подавленность; раздражительность.
Авторы считают, что причинами экзаменационного стресса являются: интенсивная умственная деятельность, повышенная нагрузка, нарушение режима сна и отдыха, отрицательные переживания (главный фактор).
Чтобы пережить подготовку, сохранив уровень стресса на «полезном» и безопасном уровне, и, конечно, сдать экзамен, стоит придерживаться нескольких правил.
- Высыпайтесь. Когда мы спим, информация переходит из кратковременной памяти в долговременную, мы успокаиваемся и заряжаемся на учебу, а когда слишком долго бодрствуем — наоборот, теряем концентрацию, становимся раздражительными и хуже усваиваем материал.
- Готовьтесь эффективно. Процесс подготовки не должен быть хаотичным — лучше составить план и стараться придерживаться его. Ощущение контроля поможет справиться со стрессом, а из-за возросшей концентрации и эффективности вы закончите готовиться (а значит, испытывать стресс) раньше.
- Не требуйте от себя большего, чем можете выполнить. Постройте реалистичный план и не переживайте из-за того, что ничего не успеете. Лучше сконцентрируйтесь на части вопросов (лучше начать с тех, которые будет проще выучить) и морально приготовьтесь к возможной пересдаче. И воспримите это не как провал, а как полезный урок — в следующий раз начнете готовиться заранее.
- Репетируйте экзамен в голове. Если вас заставляют волноваться сами атрибуты экзамена — взгляд и голос преподавателя или запах, стоящий в аудитории — стоит попробовать к ним привыкнуть. Моделируйте ситуацию экзамена в голове, представляя моменты от входа в аудиторию до диалога с экзаменатором. Сбросив иррациональный страх (ведь атрибуты никак не влияют на ваш уровень подготовки), вам будет проще сконцентрироваться. Избежать волнений по поводу подготовки тоже можно с помощью «репетиций» — вытягивайте вопросы случайным образом сами или попробуйте найти онлайн-экзамен по нужному предмету в интернете. Успешное прохождение пробного теста заставит вас поверить в себя.
- Занимайтесь физическими упражнениями умеренной интенсивности. Данные упражнения приводят к увеличению частоты сердечных сокращений, в результате чего организм выделяет эндорфины —химические вещества, действующие как естественное болеутоляющее и способствующие улучшению настроения. После упражнений человек испытывает естественный эмоциональный подъём [1].
Подготовка к любому экзамену — нелегкая, но неизбежная часть студенческой жизни. Это всегда психологический и физиологический стресс, который сопровождается повышением функциональной активности всех жизненно важных систем и мобилизует нас к действию. В этом, безусловно, заключается полезное влияние стресса. Стресс повышает наше внимание, сосредоточенность, выносливость, улучшает память, активизирует нас физически и умственно.
Авторы считают, что понимание механизмов стресса будет способствовать контролю психоэмоционального состояния и формированию целенаправленной психокоррекционной работы по развитию стрессоустойчивости, что, несомненно, пригодится не только во время обучения, но и в будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Бароненко В. А., Рапопорт, Л. А. Здоровье и физическая культура студента. — М.: Инфра-М, 2006. — 352 с.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988. — 322 с.
- Бодров В. А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. — 2006. — № 2. — С. 113–123.
- Геворкян Э. С. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели и ритм сердца студентов // Журнал высшей нервной деятельности. — 2003. — Т. 53. — № 1. — С. 46–47.
- Водопьянова. Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.