Основные ошибки при воспитании детей с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 09.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Русакова, Г. В. Основные ошибки при воспитании детей с расстройством аутистического спектра / Г. В. Русакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120200/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье на основе собственного профессионального опыта работы с детьми, имеющими диагноз «расстройство аутистического спектра», а также их родителями, определены шесть основных ошибок в воспитании, которые совершает большинство родителей. Данные ошибки значительно затрудняют коррекционную работу, а следовательно, должны быть обязательно учтены при организации воспитательного процесса.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра (РАС), родители, воспитание, коррекция, ошибки.

Ежегодно по всему миру увеличивается количество детей, у которых диагностируются расстройства акустического спектра (далее — РАС). И, безусловно, для каждого родителя воспитание ребенка с таким диагнозом является серьезным испытанием, требующим особого подхода. Ситуация усложняется еще и тем, что родители, какими бы заботливыми и любящими они не были, не владеют необходимыми компетенциями (теоретическими знаниями и практическими навыками) в данном вопросе, что приводит к широкому спектру различных ошибок. В настоящем материале определены основные, наиболее распространенные ошибки родителей, воспитывающих детей с диагнозом «РАС».

Первая ошибка — это неправильное понимание диагноза «Расстройство аутистического спектра», а также подмена диагноза.

В данном случае имеются две проблемы. С одной стороны, достаточно распространенной является практика, когда специалисты ставят детям неверный диагноз и вместо аутизма диагностируют умственную отсталость или даже шизофрению. Как следствие, используются неэффективные для детей с РАС коррекционные подходы, которые в лучшем случае могут не дать никакого результата, а в худшем — навредить. С другой стороны, многие родители склонны видеть проявления аутизма у своих детей даже в их малейшей отстраненности или сосредоточенности на каком-то деле, что нередко выливается в панику.

Здесь следует отметить, что постановка диагноза РАС в России осуществляется исключительно психиатром на основании шести симптомов из диагностического списка Международной классификации болезней (МКБ-10), входящего в описание трех синдромов: нарушения социального взаимодействия, изменение коммуникации, наличие ограниченных и повторяющихся стереотипных шаблонов в поведении, интересах, деятельности (как минимум два — из области социального взаимодействия, из двух других критериев — как минимум по одному) [1].

Кроме того, проявления РАС могут весьма разниться между собой, от трудностей в выстраивании отношений с окружающими до полного отсутствия реакций на внешние раздражители. В частности, О. Н. Никольской и соавторами выделены четыре группы аутизма, где первая — наиболее тяжелая группа, при которой взаимодействие с окружающими полностью отсутствует, а четвертая — наиболее легкая, при которой ребенок вполне способен контактировать с другими людьми [2].

Таким образом, чтобы выбрать для ребенка правильную, целесообразную и эффективную коррекционную программу, нужно четко понимать его диагноз. А поставить его может только квалифицированный психиатр.

Вторая ошибка — игнорирование индивидуальных особенностей детей с РАС при организации коррекционной работы.

Важно понимать, что наличие у ребенка диагноза «расстройство аутистического спектра» не дает возможности применения какой-то единой, одинаково эффективной для всех детей коррекционной методики, которую ищут многие родители.

Как было отмечено выше, диагноз «РАС» может иметь различные проявления и степень тяжести. Кроме того, классификация данного расстройства достаточно широка. Так, в соответствии с МКБ-10 в РАС входят: детский аутизм (синдром Каннера, детский психоз), атипичный аутизм, синдром Ретта, другое дезинтегративное расстройство детского возраста, гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями, синдром Аспергера [1].

Следует также отметить, что любой ребенок, даже не имеющий какого-либо диагноза, имеет свои личностные особенности (кто-то легко сходится с другими детьми и находит друзей, кто-то очень стеснителен и для того, чтобы близко сойтись с окружающими, ему требуется время). Кроме того, в каждой семье отличаются стили воспитания: где-то нормой является авторитарный стиль, где-то — попустительский. Все это также накладывает свой отпечаток на характер ребенка.

Соответственно те индивидуальные особенности, которые мы наблюдаем у нормотипичных детей, также характерны и для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), в том числе и детей с РАС.

В связи с этим прежде, чем приступать к какой-либо коррекционной работе ребенка с РАС, как на уровне семейного воспитания, так и в рамках коррекции, осуществляемой специалистом, важно провести его глубокую диагностику.

Здесь также следует заметить, что дети, относящиеся к третьей и четвертой группам по классификации О. С. Никольской, т. е. имеющие легкую степень аутизма, как правило, имеют какие-то увлечения (интересуются динозаврами, лошадками, любят рисовать, лепить или строить замки из кубиков). Зная эти увлечения, можно использовать их в коррекционной работе (например, вести диалог с ребенком от имени его любимой лошадки), тем самым вызывая у него эмоциональный отклик и интерес, а, следовательно, значительно повышая эффективность коррекционной работы.

Кроме того, принципиально важным является отсутствие сравнения родителями своего ребенка с другими детьми. Делая это, родители могут испытывать разочарование и даже стыд. Но важно понимать, что всегда в окружении будут как более, так и менее талантливые, развитые и умные дети. В погоне за «нормальной» жизнью, родители могут пытаться изменить поведение ребенка, не принимая его индивидуальности. Важно ценить уникальность и особые качества, которые характерны для каждого ребенка.

Таким образом, задача каждого родителя — это знать, а самое главное, принимать своего ребенка, его физиологические и личностные особенности, увлечения и интересы. Это именно тот фундамент, который может помочь скорректировать поведение ребенка и найти свое место в социуме.

Третья ошибка — упущение возможности раннего вмешательства.

Научно доказанным является тот факт, что чем раньше при РАС ребенку начнет оказываться специализированная помощь, тем эффективней она будет. При этом расстройства аутистического спектра может быть определено уже в возрасте 2,5–3 лет.

Однако многие родители не замечают или осознанно игнорируют нетипичное поведение своего ребенка, списывая его на избалованность, ограниченность социального контакта лишь членами семьи или другие причины. Основанная задача каждого родителя — это обеспечить физическое и психическое здоровье своего ребенка. Соответственно, при обнаружении даже незначительных отклонений в его развитии необходимо сразу же обратиться к специалисту, чтобы опровергнуть свои опасения или, при их подтверждении, как можно раньше начать коррекционное вмешательство.

Четвертая ошибка — ожидание быстрых и видимых результатов.

Довольно часто родители при обращении к специалистам (особенно если специалист зарекомендовал себя как высокий профессионал и имеет множество рекомендаций), ждут быстрых и видимых результатов, а порой и вовсе снятия диагноза. Да, безусловно, в медицинской практике известны случаи, когда диагноз «РАС» снимался. Однако за этим стоит очень длительная, последовательная и непрерывная работа. Как правило, до десяти занятий у специалиста уходит только на то, чтобы установить контакт с ребенком и получить от него какую-то обратную связь. При этом его первая положительная реакция на коррекцию может казаться слабой, однако иметь огромное значение (например, появление возможности контакта глаз между ребенком с РАС и другим человеком).

Здесь также следует отметить, что скорость получения видимых результатов во многом зависит от личностных особенностей ребенка, а также от отнесенности его к той или иной группе РАС. В частности, логично предположить, что у ребенка, имеющего расстройства аутистического спектра, сочетающиеся с умственной отсталостью результаты коррекции будут значительно ниже и позже, нежели у ребенка с РАС с сохраненным интеллектом.

Пятая ошибка — перекладывание коррекционной работы с детьми на специалистов.

Безусловно, квалифицированные учителя-дефектологи обладают огромным багажом знаний и практики и способны оказать детям с РАС качественную помощь. Однако важно понимать, что коррекционная работа не ограничивается еженедельным или даже ежедневным посещением специалиста. Это процесс, который осуществляется ежесекундно, и во многом именно от того, как выстраивают жизненный уклад ребенка с РАС родители, зависит успешность коррекции. Так, например, одной из ошибок родителей детей с РАС является закрытие ребенка-аутиста от социума. Негативно влияет на его развитие и слишком строгая рутина. И хотя предсказуемость важна и дает ребенку необходимых психологический комфорт, чрезмерная строгость в распорядке дня может лишить ребенка возможности адаптироваться к изменениям и развивать гибкость мышления.

В данном аспекте чрезвычайно важно, чтобы деятельность учителя-дефектолога и родителей были четко согласованы и взаимодополняли друг друга. В частности, если специалист дает семье задание на дом, важно понимать, что оно является логическим продолжением работы в кабинете и обязательно к выполнению.

Шестая ошибка — сосредоточенность на ребенке и «потеря» себя.

Очень часто родители, сталкиваясь с диагнозом «РАС», особенно в тяжелой форме его проявления, посвящают свою жизнь ребенку, полностью игнорируя свои потребности и интересы. Это приводит к эмоциональному истощению, а порой — и к психическим нарушениям. В этой связи важно помнить, что родители смогут наполнить своего ребенка и сделать его жизнь комфортной и счастливой, несмотря на диагноз, только в том случае, если сами будут счастливы. А для этого родителям жизненно необходим отдых и проведение времени для себя. Для того, чтобы ощутить, как прекрасна жизнь и тем самым донести эту красоты до своего ребенка. Ведь несмотря на то, что ребенок не способен реагировать на внешние раздражители, он вполне способен уловить на каком-то глубоко подсознательном уровне любовь родных и их эмоциональное состояние.

Таким образом, нами были рассмотрены шесть основных ошибок, которые совершают родители при воспитании детей с аутизмом. В заключение хотелось бы отметить, что воспитание ребенка — это серьезный труд. Воспитание ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе и связанные с расстройством аутистического спектра — труд вдвойне сложный. И, разумеется, в решении этой непростой задачи родители склонны совершать множество ошибок. Однако какие бы это ни были ошибки, самое главное, чтобы в их сердцах всегда была любовь к своем чаду, несмотря на его непохожесть на других. Любовь и забота — это самые главные лекарства, с помощью которых возможно создать счастливое детство даже для тех детей, которые, кажется, никак не реагируют на проявление чувств.

Литература:

  1. Клинические рекомендации Расстройства аутистического спектра. — URL: https://autism-frc.ru/system/articles/files/000/000/341/original/клинические_рекомендации_2020.pdf?1616665126 (дата обращения: 04.12.2024). — Текст: электронный.
  2. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — Москва: Теревинф, 2020. — 288 с. — ISBN 5–88707–005–6. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционная работа, родитель, ошибка, РАСА, воспитание ребенка, расстройство, специалист, умственная отсталость, социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Задать вопрос