Костюм как музейный экспонат | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 27.05.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Сивченко, Е. А. Костюм как музейный экспонат / Е. А. Сивченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 388-391. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114811/ (дата обращения: 28.06.2024).



В статье автор анализирует особенности экспозиции костюма в музее, современные тенденции выставочной интерпретации костюма в музейной практике.

Ключевые слова: костюм, музей, выставка, экспозиция.

Актуальность данной темы продиктована возрастающей ролью костюма в современной культуре. В настоящее время в научной литературе утвердилось понимание костюма как знаковой системы. Так как знаки представляют собой явления культуры, в которых кодируется социально значимая информация, костюм, возникнув как феномен, сам начинает оказывать влияние на своего «носителя», активно способствуя самоидентификации и социализации индивида [7, с. 19], и в настоящее время является одной из самых выразительных визуальных характеристик человека.

Знаковая система и социальные значения костюма формировались постепенно, на протяжении всей его истории. Вначале за несколько веков до н. э., моды как таковой не существовало. Люди использовали одежду для удовлетворения элементарных потребностей, прежде всего, для защиты от неблагоприятных природных условий. Но постепенно с развитием общественного устройства крой одежды усложнился и появились первые признаки социальной дифференциации посредством костюма. Анализируя одежду древнего (архаического) века, древних египтян и шумеров, античные и средневековые костюмы, костюмы Возрождения, сравнивая их друг с другом, можно подтвердить гипотезу об эволюции знаков и значений, а также понять условия и факторы, их определяющие.

Именно поэтому включение костюма в музейную экспозицию позволяло сформировать представление у посетителей о той или иной исторической эпохе, обычаях и ритуалах того времени. На первых порах костюм в музейных залах была представлена фрагментарно — как часть экспозиции декоративно-прикладного искусства, и предметы одежды привлекали интерес посетителей скорее как артефакты материальной культуры. Общественная потребность к сохранению, изучению и интерпретации костюма формировалась постепенно. В настоящее время в современной выставочной интерпретации костюм трактуется как символ исторической эпохи, культурного явления, социальной группы и личности, ретроспектива работ дизайнера и соответственно, как объект научного исследования и музейный предмет.

Разработанность проблемы. Тема музейного экспонирования предметов моды последнее время довольно часто обсуждается в научной литературе. Это связано с изменением статуса костюма. Кристофер Бруард выдающийся историк моды, профессор Эдинбургского университета исследует многовековую эволюцию костюма и его роль в контексте культуры. Автор показывает всепроникающее влияние костюма на современные культуры: модная индустрия, искусство кино, гендерные взаимодействия и т. д., везде костюм играет чрезвычайно значимую роль, автор анализирует динамику его языка и статус, а также делает прогноз на будущее.

Е. А. Шипилова в своей статье «Костюм как инструмент изучения культуры» подчеркивает, что костюм является «одним из важнейших рычагов цивилизационных процессов развития общества в целом, и отдельных культур в частности». Автор подчеркивает, что это значительный источник информации не только о человеке, но и об определенном изучаемом историческом и культурном периоде [11].

Теме выставочной интерпретации костюма в музее посвящены работы Н. А. Валевской, Н. Ефимовой, Л. С. Ильичевой, Л. А. Климовой и В. Ю. Маковецкой. В статьях рассмотрены не только примеры из истории коллекционирования костюма на рубеже 19–20 веков, но и существующие технологии организации музейного и выставочного пространства для демонстрации костюма, в том числе инновационные с использованием информационных технологий [1; 3; 4; 5; 6].

Вопросам музейного хранения и особенностям экспонирования традиционной одежды посвящены работы Д. А. Сердюковой и А. М. Сиюховой [8; 9].

Интерес представляют работы Валери Стил — историка моды, доктора наук (Йельский университет), директора и главного куратора Музея в нью- йоркском Институте технологии моды. Именно В. Стил начала изучение моды с позиции искусствоведения, курировала многие выставки модных объектов.

В. Стил обратила внимание на организацию музейных выставок предметов одежды, которые были по подходу антикварными, а по организации — хронологическими, при этом использовались реалистичные манекены, помещенные в исторические декорации [10].

Таким образом, отдельные аспекты, связанные с темой данной научной статьи, и ранее служили предметом рассмотрения специалистов, однако не были в полной мере разработаны вопросы специфики организации музейных коллекций костюма.

Изложение основного материала. Внастоящее время костюм как социально-культурный феномен исследуется в междисциплинарном пространстве философии, культурологии, эстетики, социологии, психологии и искусствознания [2, с. 86]. Костюм рассматривается как сложный инструмент повседневности; смысловые конструкции, которые он представляет в процессе интерпретаций, позволяют глубже рассмотреть культурную картину мира [11].

Каждый уровень проектирования или исследования костюма имеет свой знаковый набор, характерный для определенного стиля или времени. Знаки — это первые признаки образа костюма. Пуговица или пряжка является вещью, но вместе с тем знаком определенной стилевой системы. Воротник костюма без ярко выраженной формы является вещественным элементом костюма, но воротник определенной формы декорирования становится знаком индивидуальности или моды. Он явится символом и в том случае, если его форма станет отражением черт времени, социальных или стилевых установок. Так, воротник-фреза свидетельствует о принадлежности костюма эпохе испанского Возрождения, воротник Марии Стюарт — эпохе английского Возрождения, воротник-ожерелье — Древнему Египту.

Государственный исторический музей предложил цикл выставок, посвященных истории костюма, в рамках которого уже прошли выставки о придворном гардеробе, детской дореволюционной одежде, мужском стиле. Например, выставка «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» рассказывает о том, как устроена женская городская одежда — по сути, инструмент, с помощью которого люди взаимодействуют с социумом и соответствуют требованиям, предъявляемым к разным типам общественной жизни. Повседневная одежда играет заметную роль в жизни женщины и в значительной степени определяет атмосферу города.

Как одевались модные горожанки в дореволюционной России и как одеваются сегодня? Исследователи отмечают, что в разных локациях по- разному. Поэтому выставка поделена на несколько тематических зон: «Вокзал», «Деловая улица», «Салон красоты», «Театральный разъезд», «Парк», для каждой из которых женщина выбирала соответствующий наряд, руководствуясь и красотой, и практичностью.

Помимо предметов из фонда музея, который обладает весьма богатым собранием костюма, выставка дополнена предметами из частных коллекций и архивов современных дизайнеров, что особенно актуально для витрин, рассказывающих о недавнем прошлом и сегодняшнем дне.

Долгое время остро стоял вопрос о том, имеет ли мода право на репрезентацию в музейном пространстве, но сейчас, когда выставки исторических костюмов и современных дизайнеров привлекают большую аудиторию и финансирование, сомневающихся все меньше.

Музейная экспозиция — это искусственный конструкт, определенным образом воздействующий на посетителя. Роль играют не только сами выставочные объекты, но и принцип объединения их в коллекцию, манекены, окружающая мебель, подписи и подача.

Впервые подобную коллекцию костюма представил лондонский Музей Виктории и Альберта — первый в Европе музей декоративно-прикладного искусства, основанный в 1852 году.

Одежду в XVIII-XIX веках не воспринимали как музейный экспонат, только незадолго до первой мировой войны костюм стал входить в некоторые экспозиции. Музейные коллекции постоянно пополняются новыми объектами. Наиболее активно предметы моды выкупались в период 1930- 1960-х гг. Именно это время традиционно было выбрано для исследования музейных практик и особенностей экспозиции костюма. Хотя в Европе и США коллекционирование моды имеет давнюю историю. Так, например, Бостонский музей изящных искусств собирает текстиль со времени основания в 1870-м году, а Музей Виктории и Альберта ещё с 1852 года [11].

Инновационным прорывом в экспозиции костюма в музее явилась выставка «Ив Сен-Лоран. 25 лет творчества» (куратор Диана Вриланд). При поддержке директора Метрополитен-музея Филиппа де Монтебелло Вриланд впервые в истории открыла экспозицию, посвященную творчеству дизайнера- современника. Выставка вызвала немало дискуссий. Однако выставка Ива Сен- Лорана 1983 года стала культовой, поскольку после нее присутствие моды в музее подлежало серьезному переосмыслению. Именно после этой выставки работы действующих кутюрье все чаще стали появляться в стенах музеев.

В нашей стране также была организована выставка работ Ива Сен- Лорана в 1987 году, тогда еще в СССР. Проходила она в Эрмитаже — главном музее страны, и тоже вызвала бурные дискуссии: ни все готовы были к показу моды в музее.

Спустя год после трагической смерти британского дизайнера Александра Маккуина в Институте костюма открылась масштабная выставка его работ Alexander McQueen: Savage Beauty. Выставка представляла собой посмертную ретроспективу великого модельера, демонстрируя его работы не только как пример выдающегося фэшн-дизайна, но и в качестве средства выражения культурных смыслов, особого взгляда на мир Маккуина- художника. Выставка пользовалась огромной популярностью: за три месяца ее посетили 661 509 человек.

Следует отметить, что такой подход ретроспективного характера выставки, посвященного творчеству одного модельера, доминировал достаточно долго. В основе экспозиции лежал хронологический принцип. Однако по мере трансформации моды, как социокультурного феномена, реагирующего на любые социокультурные изменения, и музея, являющегося хранителем культурных ценностей, произошли значительные перемены. Эти изменения были вызваны и активизацией новейших междисциплинарных исследований в области теории моды и музеологии.

На сегодняшний день тесное сотрудничество музеев с дизайнерами, домами моды и знаменитыми брендами представляет собой регулярную практику.

В настоящее время по всему миру насчитывается более 300 музеев, которые посвящены моде, костюму и текстилю. Экспозиции многих музеев моды отражают эволюцию от классического исторического костюма к современной модной одежде. Наиболее популярные музеи данного профиля располагаются в странах, которые являются законодателями моды. Образцами традиционного оформления экспозиций можно назвать музеи Франции, Англии, Америки, Японии и др.

Российский опыт создания музеев моды и костюма несколько уступает зарубежному. Первый и единственный Музейно-выставочный центр «Музей Моды» в России был открыт в 2007 году в Москве. Этот музей был создан на основе коллекции Александра Васильева.

Собрание музея включает в себя всевозможные предметы одежды, аксессуары, головные уборы и обувь периода рубежа XIX- XX веков. В фондах музея насчитывается более двух тысяч экспонатов из России, Западной Европы и США. В собрании музея так же присутствует одежда, созданная всемирно известными дизайнерами Versace, Armani, Alexander McQueen и др.

Все выставки последних десяти лет, посвященные стратегиям экспозиции моды, прошедшие в Метрополитен- музее, музее Виктории и Альберта, музее моды в Бате, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном историческом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, условно можно разделить на следующие типы:

— костюм представлен как часть истории дизайна или предмет искусства в контексте истории дизайна/искусства;

— костюм ценен как произведение кутюрье (конкретного автора),

— костюм как выражение эпохи, ее социокультурных смыслов, идеалов, ценностей);

— костюм как инструмент (дискурс) для выявления значений, проблематики культурных явлений.

В конце XX — начале XXI вв. информационные технологии стали распространяться практически во всех сферах жизни общества, что привело к развитию новых форматов музейных коммуникаций. Музеи стали активно внедрять интернет-технологии, использовать платформы социальных сетей и разрабатывать собственные приложения. Эта тенденция касается и музеев моды. Открываются широкие горизонты для экспозиции костюма в виртуальном пространстве: возможности рассмотреть детали, потрогать, ощутить фактуру ткани и в перспективе даже примерить.

В современной ситуации можно обнаружить усложнение проблематики и стратегий экспозиции костюма, целью которого становится не презентация костюма как такового, а как декларация социокультурных проблем: политических, этнических, экологических, образовательных. При этом костюм рассматривается как высокохудожественный объект, подобный произведению искусства, содержащий широкий диапазон смыслов в контексте экспозиционного пространства музея.

Литература:

  1. Валевская Н. А. Костюм как предмет коллекции / Н. А. Валевская// Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. — 2012. — № 27. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kostyum-kak-predmet-kollektsii (дата обращения: 04.04.2024).
  2. Дубровина А. В. Модный костюм в культурном бытии человека: монография / А. В. Дубровина; Министерство культуры Российский Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры». — Тюмень: РИЦ ТГИК, 2017. — 163 с.
  3. Ефимова Л. В. Семиотика как знаковая система костюма / Л. В. Ефимова // Сервис +. — 2012. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semiotika-kak-znakovaya-sistema-kostyuma (дата обращения: 04.04.2024).
  4. Ефимова Н. Мода в музее: история и стратегии репрезентации/ Н.Ефимова // Теория моды. — 2015. — № 38. — URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/38_tm_4_2015/article/11689/
  5. Ильичева Л. С. Исторический костюм в музее: к проблеме выставочной интерпретации /Л. С. Ильичева // Ценности и смыслы. — 2016. — № 6 (46). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-kostyum-v-muzee-k-probleme-vystavochnoy-interpretatsii (дата обращения: 05.04.2024).
  6. Климова Л. А. Костюм как объект музейного и выставочного пространства / Л. А. Климова, В. Ю. Маковецкая // Известия РГСУ. — 2015. — № 19. — С.133–142.
  7. Липская В. М. Костюм как знак и концепция личности / В. М. Липская // Вестник СПбГУ. Сер. 17. — 2013. — Вып. 1. — С. 19–27.
  8. Сердюкова Д. А. Народный традиционный костюм как национальное наследие (интерпретация в современной культуре)/ Д. А. Сердюкова // МНКО. — 2011. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnyy-traditsionnyy-kostyum-kak-natsionalnoe-nasledie-interpretatsiya-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 05.04.2024).
  9. Сиюхова А. М. Традиционная одежда как объект музейного хранения и экспонирования (культурологический аспект) / А. М. Сиюхова // Культурное наследие России. — 2017. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-odezhda-kak-obekt-muzeynogo-hraneniya-i-eksponirovaniya-kulturologicheskiy-aspekt (дата обращения: 05.04.2024).
  10. Стил Валери Музейное качество: мода на выставке / Валери Стил // Теория моды. — 2012. — № 24. — URL: http://intelros.ru/readroom/teoriya-mody/m24–2012/17491-muzeynoe-kachestvo-moda-na-vystavke.html
  11. Шипилова Е. А. Костюм как инструмент изучения культуры /Е. А. Шипилова // Аналитика культурологии. 2014. № 30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kostyum-kak-instrument-izucheniya-kultury (дата обращения: 05.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): костюм, выставка, музей, Альберта, время, декоративно-прикладное искусство, музей моды, Государственный исторический музей, знаковая система, историческая эпоха.


Похожие статьи

Задать вопрос