Виды современного искусства в живописи | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Необычная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 22.01.2024

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Гугенгеймер, Е. В. Виды современного искусства в живописи / Е. В. Гугенгеймер, О. А. Гаар. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 199-202. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4055/ (дата обращения: 22.12.2024).



Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Ключевые слова: искусство, направление, концепция, идея.

Современное искусство — это широкий и разнообразный комплекс художественных течений, направлений и форм, которые развиваются в современном обществе. Это искусство, созданное и воспринимаемое в настоящее время, охватывает множество различных выражений и подходов. Современное искусство предоставляет художникам свободу экспериментировать и выражать свое видение мира в условиях современной культуры и общества. Термин «современное искусство» начал использоваться примерно в конце XIX — начале XX века. Этот период сопровождался существенными социокультурными и технологическими изменениями, и художники начали исследовать новые формы самовыражения в ответ на эти изменения. В конце XIX века художники стали отступать от традиций академического искусства, искать новые формы выражения и экспериментировать с техникой. В 1870-х годах во Франции возникло движение импрессионизма, которое предложило новый взгляд на художественное восприятие, акцентируя на визуальных впечатлениях и ярких красках. В последующие десятилетия современное искусство стало разнообразным и многослойным, включая постмодернистские тенденции, где художники используют различные стили и медиа. Сегодня термин «современное искусство» охватывает широкий спектр творческих подходов и течений, и его эволюция продолжается в ответ на изменения в обществе, технологии и культуре.

Абстрактный экспрессионизм

Бен Алан «Безграничный», 2015 г.

Рис. 1. Бен Алан «Безграничный», 2015 г.

Абстрактный экспрессионизм — это художественное направление в живописи, скульптуре и других формах искусства, которое возникло в середине 20 века, особенно в 1940–50 годах. Это движение характеризуется абстрактным подходом к изображению и выражению эмоций и чувств через мощные и динамичные композиции. Художники абстрактного экспрессионизма стремились передать свои внутренние переживания, эмоции и состояния души, часто используя яркие цвета, агрессивные мазки кисти и абстрактные формы. Это направление часто ассоциируется со свободой выражения и автономией художника. Некоторые из известных представителей абстрактного экспрессионизма включают Джексона Поллока, Уиллема де Кунинга, Франца Клайна и Марка Ротко. Хотя стили и подходы могут различаться, общей чертой абстрактного экспрессионизма является стремление к выражению внутреннего мира художника без привязки к конкретным формам или предметам. Абстрактный экспрессионизм подчеркивает абстракцию и отсутствие конкретных форм в искусстве. Художники стремились выразить свои эмоции, чувства и внутренний мир через абстрактные композиции, отвергали традиционные ограничения и стандарты. Они предпочитали свободу выражения, игнорируя четкие формы и правила, что приводило к инновациям в технике и стиле. Использование новаторских методов живописи было характерной чертой абстрактного экспрессионизма. Например, Джексон Поллок использовал технику каплевания краски (drip painting), а Франц Клайн предпочитал крупные, энергичные мазки. Основной упор делался на передачу эмоциональной глубины и личного выражения. Художники стремились создавать произведения, которые могли вызвать сильные эмоциональные реакции у зрителя. Яркие цвета, контрастные сочетания и динамичные композиции были характерными элементами абстрактного экспрессионизма. Это создавало энергичный и мощный визуальный эффект. Эти ключевые моменты объединяются, чтобы сформировать уникальную эстетику и философию абстрактного экспрессионизма, делая его важным движением в истории искусства.

Концептуализм

Михаил Кабан-Петров «Кислород», 2012 г.

Рис. 2. Михаил Кабан-Петров «Кислород», 2012 г.

Концептуализм — это направление в современном искусстве, которое придает основное значение идее или концепции произведения искусства, а не его внешнему воплощению. Концептуализм, как художественное движение, возник во второй половине 20 века, в период, который обычно называют постмодернизмом. Это движение стало реакцией на традиционные формы искусства, такие как живопись и скульптура, которые считались устаревшими и ограничивающими в выражении идей. Концептуализм стал важным движением в искусстве, стимулируя дальнейшее развитие современного искусства и подчеркивая важность идеи и концепции в процессе творчества художника. Основной упор делается на мысли и понимание зрителя, чем на эстетическое восприятие произведения. Важными аспектами концептуализма являются авторская концепция, мысль, а также взаимодействие зрителя с произведением искусства через анализ и интерпретацию идеи, выраженной в произведении. Ключевая идея концептуализма заключается в придании первостепенного значения концепции произведения искусства перед всеми другими его характеристиками. Это подразумевает, что произведение искусства ценится в первую очередь за свою идею, сообщение или мысль, которую оно несет, а не только за его внешний облик или красоту. Концептуализм подчеркивает связь между идеей и формой, акцентируя внимание на значении, которое искусство несет для зрителя через свою концепцию.

Сюрреализм

Анатолий Леушин «Время странствий», 2001 г.

Рис. 3. Анатолий Леушин «Время странствий», 2001 г.

Сюрреализм — это художественное движение, которое стремится выразить бессознательные и иррациональные аспекты человеческого опыта через использование неожиданных, фантастических и сюрреалистических образов и приемов. Сюрреализм возник в начале 1920-х годов в Париже как движение в современном искусстве в реакцию на рационализм и технологический прогресс. Сюрреализм стремится выразить бессознательные мысли, фантазии и сны через искусство. Ключевая идея сюрреализма заключается в освобождении творческого процесса от логики и рациональной мысли. Основной принцип сюрреализма — это исследование бессознательного, фантазий и сновидений, чтобы раскрывать скрытые глубины человеческого сознания. Сюрреалисты считали, что традиционные ценности и моральные нормы ограничивают возможности выражения искусства, и поэтому они старались разрывать эти ограничения, играя со случайностью, абсурдом и неожиданными сочетаниями. Они стремились к тому, чтобы их произведения вызывали у зрителей или зрителей чувство удивления, шока и необычности, вызывались ассоциации с бессознательными процессами и настраивали на волну подсознания. Сюрреализм оказал значительное влияние на современное общество, стимулируя творческое мышление и открывая новые способы восприятия и понимания искусства и культуры.

Гиперреализм

Анна Гречина «Рождение весны», 2023 г.

Рис. 4. Анна Гречина «Рождение весны», 2023 г.

Гиперреализм — это современное направление в изобразительном искусстве, характеризующееся созданием работ, которые кажутся более реалистичными, чем реальность сама по себе. Художники-гипперреалисты стремятся к идеальной реалистичности, используя техники, которые позволяют передать каждую деталь и текстуру с большой точностью, чтобы создать иллюзию того, что произведение искусства — это настоящий объект или сцена. Они стремятся вызвать у зрителя ощущение, будто произведение искусства является фактическим объектом или сценой, а не лишь его изображением. Гиперреализм представляет собой интересное взаимодействие между искусством и реальностью, вызывая у зрителя размышления о природе изображенного и его восприятии. Гиперреализм зачастую привлекает внимание зрителя благодаря своей иллюзорности и совершенству в техническом исполнении. Художники этого направления используют различные техники, такие как фотографическая референция, тонкая детализация, гиперболизация и т. д., чтобы добиться максимального приближения к реальности. Хотя гипперреализм часто связывается с живописью, этот стиль встречается также в скульптуре, фотографии, и даже в кинематографе. Гипперреализм является продолжением гиперболического реализма и выделяется своей уникальной склонностью к детализации и созданию иллюзии реальности.

Поп-арт

Джонни Депп «Элизабет Тейлор», 2022 г.

Рис. 5. Джонни Депп «Элизабет Тейлор», 2022 г.

Поп-арт — это художественное направление, которое возникло в 1950-х годах в Великобритании и США и стало популярным в 1960-х. Оно представляет собой искусство, основанное на повседневной культуре и потребительском обществе. Поп-арт художники в своих работах используют изображения из рекламы, комиксов, упаковок товаров, снимки знаменитостей и другие предметы поп-культуры. Поп-арт включает в себя четкие и контрастные линии, яркие цвета, использование готовых изображений и коллажей. Важной особенностью поп-арта является его ироничное и критическое отношение к массовой культуре и потребительскому обществу. Художники поп-арта часто подчеркивают коммерциализацию и отчуждение в современном мире. Поп-арт оказал огромное влияние на современное искусство, дизайн и моду. Он продолжает вдохновлять художников и дизайнеров своим кинетическим ощущением, яркими цветами и использованием популярных мотивов из повседневной жизни. Ключевая идея поп-арта состоит в том, чтобы подвергнуть сомнению культурные и искусственные ценности, а также традиционные идеи о том, что может быть искусством. Оно выражает критику потребительского общества, коммерциализацию, массовую культуру и медиа. Одновременно поп-арт подчеркивает аспекты повседневной жизни, рекламирует гламур и поп-культуру, используя яркие цвета и готовые изображения. Таким образом, поп-арт представляет собой смесь иронии, критики, коммерческой медиа и визуальной культуры, а также подчеркивает важность распространения и доступности искусства для всех.

Оп-арт

Джулиан Станчак «Противостояние в свете (черный)», 2002 г.

Рис. 6. Джулиан Станчак «Противостояние в свете (черный)», 2002 г.

Оп-арт — это художественное направление, зародившееся во второй половине 20 века, интенсивно развивавшееся в 60-х годах. Оп-арт стремится вызвать ощущение движения и изменения формы у зрителя через использование оптических иллюзий, геометрических узоров, контрастов цвета и яркости. Характерными элементами оп-арта являются регулярные и повторяющиеся геометрические узоры, которые могут создавать визуальные эффекты, подобные вибрации, дрожанию или иллюзии движения. Оп-арт был в значительной степени вдохновлен научными исследованиями в области оптики и психологии восприятия, а также на механизмах зрительного восприятия, таких как оптические иллюзии. Основная цель оп-арта — играть с восприятием зрителя, вызывать интерес и создавать впечатление непрерывного движения или изменения формы на статичном полотне. Часто это направление также стремится акцентировать внимание на самом процессе восприятия и воздействия изображения на зрителя, а не только на самом изображении. Оп-арт также часто уделяет особое внимание взаимодействию цвета, света и формы, создавая работы, которые изменяются в зависимости от точки зрения и освещения.

Минимализм

Анна Энгардо «Круг Энсо», 2023 г.

Рис. 7. Анна Энгардо «Круг Энсо», 2023 г.

Минимализм — это художественное направление, которое стремится к упрощению форм, устранению лишних деталей и сведению к минимуму материалов и элементов композиции. Это выражается как в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, так и в других формах искусства. В минимализме используются простые и четкие формы, чистые линии, нейтральные цвета, поверхности и пространства. Часто минималистские произведения искусства могут казаться абстрактными, но их цель заключается в вызывании у зрителя чувства спокойствия, концентрации и анализа, заставляя зрителя сосредоточиться на суть и основу композиции. Важным аспектом минимализма является отсутствие лишних украшений и деталей, что подчеркивает важность структуры, формы и пространства. Минималистские художественные произведения иногда могут казаться изначально простыми или бесполезными, однако внимательное рассмотрение их деталей и контекста позволяет увидеть глубокий смысл и содержание. Искусство минимализма часто ассоциируется с тематикой уединения, сосредоточенности, аскетизма и философии «меньше — значит больше». В целом, минимализм является важной составляющей современной художественной культуры, отражая устремление к сущности и выразительной экономии.

Рассмотрев виды современного искусства в живописи, можно сделать вывод о том, что современное искусство охватывает огромное разнообразие стилей, техник и направлений. Искусство продолжает развиваться, поддерживая свою актуальность и важность в обществе, выступая в роли катализатора дискуссий и выражая творческие идеи художников во всем мире.

Литература:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-mezhdu-hraneniem-traditsiy-i-innovatsionnoy-realizatsiey
  2. http://conf.univd.edu.ua/conf_digital_u/index.php?shortname=cdmz_2020&page=1&paper=2048
  3. http://ejournal21.com/journals_n/1576158659.pdf


Похожие статьи

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Живопись как один из видов изобразительного искусства

В статье рассматриваются различные аспекты живописи: ее роль, история появления, виды и жанры, а также значение в жизни человека.

Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре

В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Экфрасис: границы термина

В настоящей статье рассматривается генезис экфрасиса в истории искусств, и исследуются его границы. Обращаясь к разным историческим эпохам, рассматривается характер трансформации образной системы, проблемы с пониманием термина, выявляется этимология ...

Концептально-сущностные положения философии и эстетической категории: композиция, культура и искусство

В этой статье изложены и раскрыты законы композиции в изобразительной силе искусства. В чём заключается смысл и истинная сущность произведения искусства? Какова его роль, конечная цель и смысл в жизни человека? Какова должна быть его смысловая и псих...

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды

В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Боль...

Основные тенденции современного визуального искусства в контексте медиакоммуникативной среды

В статье автор постарался определить основные тенденции современного визуального искусства, их трансформацию в условиях высокой динамики развития медиакоммуникативного пространства и системы визуальных коммуникаций.

Границы современной скульптуры: проблема формы

В статье разбираются различные ракурсы трактовки границ современной скульптуры. Автором разбирается отношение современных творцов к трактовкам формы и природного хаоса в скульптуре. Отдельно характеризуется проблема стилизации, переводящей объект в з...

Похожие статьи

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Живопись как один из видов изобразительного искусства

В статье рассматриваются различные аспекты живописи: ее роль, история появления, виды и жанры, а также значение в жизни человека.

Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре

В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Экфрасис: границы термина

В настоящей статье рассматривается генезис экфрасиса в истории искусств, и исследуются его границы. Обращаясь к разным историческим эпохам, рассматривается характер трансформации образной системы, проблемы с пониманием термина, выявляется этимология ...

Концептально-сущностные положения философии и эстетической категории: композиция, культура и искусство

В этой статье изложены и раскрыты законы композиции в изобразительной силе искусства. В чём заключается смысл и истинная сущность произведения искусства? Какова его роль, конечная цель и смысл в жизни человека? Какова должна быть его смысловая и псих...

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды

В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Боль...

Основные тенденции современного визуального искусства в контексте медиакоммуникативной среды

В статье автор постарался определить основные тенденции современного визуального искусства, их трансформацию в условиях высокой динамики развития медиакоммуникативного пространства и системы визуальных коммуникаций.

Границы современной скульптуры: проблема формы

В статье разбираются различные ракурсы трактовки границ современной скульптуры. Автором разбирается отношение современных творцов к трактовкам формы и природного хаоса в скульптуре. Отдельно характеризуется проблема стилизации, переводящей объект в з...

Задать вопрос