Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Искусство граффити XXI века

Научный руководитель
Обществознание
25.04.2022
288
Поделиться
Библиографическое описание
Кретова, В. В. Искусство граффити XXI века / В. В. Кретова, Д. С. Максимюк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 30-35. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3045/.


В статье авторы пытаются определить, чем почему искусство граффити наиболее популярно в XXI столетии.

Ключевые слова: граффити, бомбинг, стайлрайтер.

Одним из видов абстрактного искусства XXI века можно назвать граффити. Именно граффити привлекает художников из разряда «молодежь» своим бунтарством и вызовом обществу.

Граффити появляется в далеких 1920–30-х годах как способ общения нью-йоркских банд. Однако с течением времени надписи начали появляться на всех движимых и недвижимых объектах, а количество художников, особенно среди молодежи, начало стремительно возрастать, но в качестве реакции на социально-политические проблемы в виде лозунгов. Лишь во второй половине XX века к этому движению присоединяются уличные художники, которые начали оставлять подписи со своими псевдонимами.

В 1960–70-х годах XX столетия первые уличные художники (райтеры) начали оставлять свои имена в виде надписей на стенах зданий по городу, т. е. отказались от политического подтекста. Среди таких художников первыми считаются Cool Earl, Topcat126 и артист из Филадельфии Cornbread, который считается неофициальным родоначальником движения. Поначалу люди не предавали этим надписям никакого значения, поскольку сами отметки были непримечательными (рис. 1) [2].

Граффити художников Cool Earl и Topcat126 [2]

Рис. 1. Граффити художников Cool Earl и Topcat126 [2]

Первое упоминание о граффити появляется в начале 1970-х годов в виде публикации в газете «The New York Times», где рассказывалось о молодом уличном художнике из Нью-Йорка под псевдонимом Taki183, который работал курьером, что позволяло ему проводить много времени в метро, где на каждой посещаемой им станции он оставлял отметку в виде своего имени. По мере того, как увеличивалось количество оставляемых им надписей, увеличивалось к ним внимание не только прохожих, но и журналистов. Хотя данный уличный художник не был первым в этом движении, именно благодаря его «постоянности» в искусстве граффити к этой малоизвестной культуре рисунков было привлечено внимание прессы и города (рис. 2) [2].

Первое упоминание о граффити художника Taki183 [2]

Рис. 2. Первое упоминание о граффити художника Taki183 [2]

В один ряд с Taki183 можно поставить таких уличных мастеров, как Stay High 149, PHASE2, Stitch1 и Joe136.

После Taki183 метро осталось местом, где уличные мастера могли узнать друг о друге и обоюдно оценить творчество друг друга. В результате не только внешние стены вагонов, но и внутри них — все было покрыто надписями.

Из-за недостаточной охраны метро, работы райтеров месяцами курсировали по городу, поэтому вагоны метро постоянно исписывали, представляя свое творчество на обозрение максимально большому количеству народа — это явление получило название «бомбинг».

Однако лагерь граффистов претерпел первые изменения — произошло деление на тех, кто выбирал короткие псевдонимы, из цикла Tee, Iz, Pi, In, Le, To, Oi, что позволяло быстрее наносить теги и рисунки на вагоны, и на стайлрайтеров, которые на первый план ставили стиль. Между ними началась негласная конкуренция.

Из-за того, что движение привлекало все новых и новых художников, «старичкам» приходилось задумываться о том, как выделиться среди многообразия мастеров граффити. Наиболее изобретательные начали внедрять в свои надписи графические элементы, пробовать смешивать стили, играть размерами шрифтов. Однако новые практики стремительно подхватывали новички, в следствие чего началось развитие стилей (рис. 3) [2].

Эволюция стилей граффити [2]

Рис. 3. Эволюция стилей граффити [2]

Все это побудило уличных мастеров отходить от канонов — тегов и надписей — в пользу графических элементов, поэтому последующие работы оснащались ими все чаще. Так появились стили Broadway, Block Busters, Bubble Letters, которые стали основными.

1980–1990-е годы для мастеров граффити ознаменовались первыми проблемами — началась массовая борьба с рисунками, многие работы нещадно уничтожались, как следствие, срок жизни новых работ заметно сократился. Были введены ряд законов по борьбе с райтерами, например, запрет продажи красок несовершеннолетним (рис. 4) [2].

Мойка поезда метро от граффити [2]

Рис. 4. Мойка поезда метро от граффити [2]

Все эти сложности способствовали сокращению числа уличных художников, потому что многих не прельщала перспектива ареста. Для оставшихся смельчаков правила игры сильно ужесточились: локаций для работ стало меньше, из-за этого художники-одиночки не решались делать творческие вылазки без оружия, а коллективы работали вместе по соображениям безопасности. Все это стало напоминать войну банд (рис. 5, 6) [2].

Групповые работы райтеров [2]

Рис. 5. Групповые работы райтеров [2]

Работы райтеров на фургонах [2]

Рис. 6. Работы райтеров на фургонах [2]

Однако данная ситуация имела и положительный эффект. Из-за ухода большинства уличных художников, оставшиеся старожилы смогли дать себе волю, а установившиеся стили приобрели новые формы и черты. Более того, райтеры нашли новую площадку для своего творчества — автомобили. Это были фургоны или машины доставки, потому как они чаще всего ездили по городу.

В результате ухода большинства райтеров с улиц, искусство граффити перешло в галереи. Работы уличных художников Dondi, Lee, Zephyr, Daze и Futura 2000 перешли со стен домой и вагонов метро в арт-пространство галерей Европы. Работы райтеров послужили толчком для энтузиастов среди европейской молодежи, и вскоре появились европейские мастера граффити: во Франции — художник под псевдонимом Blek le Rat, который использовал в своих работах трафареты для быстрого нанесения изображения, тем самым он показывал, что искусство может быть доступно всем; в Великобритании — это прежде всего Бэнкси. Свою карьеру он начал в 1990-х годах и успешно продолжает ее по сей день. Особенностью данного райтера является его личность — никто не знает, как он выглядит. Благодаря завесе тайны его творчество пользуется популярностью и выставляется в галереях по всему миру [1].

В настоящее время искусство граффити являет противоречия: с одной стороны — часть рисунков заслужило любовь и принятие гражданами, с другой — не все относятся к творчеству райтеров положительно, так как многие считают это вандализмом. Золотой серединой можно считать работы американского художника Хосе Парла (рис. 7, 8, 9) [3, 4, 5].

Хосе Парл [3]

Рис. 7. Хосе Парл [3]

Работы Хосе Парла на стене галлереи [4]

Рис. 8. Работы Хосе Парла на стене галлереи [4]

Работа Хосе Парла [5]

Рис. 9. Работа Хосе Парла [5]

Свои работы, смесь коллажа и граффити, он превращает в шедевры абстракционизма. Являясь изначально уличным художником, он выставляет свои работы в галереях, перенеся их со стен зданий на бумагу. В своих работах он старается отобразить воспоминания и впечатления с помощью надписей, постеров, слоев краски. Хосе преподносит свое творчество как «капсулы времени».

Литература:

  1. Бондаренко, А. К. Проблема граффити в современном обществе / А. К. Бондаренко // Инновации-2011: Сборник научных статей / Ответственный редактор Г. А. Качан. — Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2011. — С. 176–178. — EDN VSLUKM;
  2. Краткая история граффити: от вандализма к искусству. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Url.: https://donttakefake.com/kratkaya-istoriya-graffiti-ot-vandalizma-k-iskusstvu/;
  3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Url.: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Хосе %20парл %20работы&pos=0&img_url=https %3A %2F %2Fpbs.twimg.com %2Fmedia %2FCyhGGiaWEAAKdOe.jpg&rpt=simage;
  4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Url.: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Хосе %20парл %20работы&pos=4&img_url=https %3A %2F %2Fschonmagazine.com %2Fwp-content %2Fuploads %2F2015 %2F08 %2FScreen-Shot-2015–08–13-at-16.58.05.png&rpt=simage;
  5. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Url.: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Хосе %20парл %20работы&p=1&pos=35&rpt=simage&img_url=https %3A %2F %2Fslideplayer.com %2Fslide %2F12576851 %2F76 %2Fimages %2F13 %2FJose %2BParla.jpg.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
граффити
бомбинг
стайлрайтер

Молодой учёный