В статье авторы пытаются определить, чем почему искусство граффити наиболее популярно в XXI столетии.
Ключевые слова: граффити, бомбинг, стайлрайтер.
Одним из видов абстрактного искусства XXI века можно назвать граффити. Именно граффити привлекает художников из разряда «молодежь» своим бунтарством и вызовом обществу.
Граффити появляется в далеких 1920–30-х годах как способ общения нью-йоркских банд. Однако с течением времени надписи начали появляться на всех движимых и недвижимых объектах, а количество художников, особенно среди молодежи, начало стремительно возрастать, но в качестве реакции на социально-политические проблемы в виде лозунгов. Лишь во второй половине XX века к этому движению присоединяются уличные художники, которые начали оставлять подписи со своими псевдонимами.
В 1960–70-х годах XX столетия первые уличные художники (райтеры) начали оставлять свои имена в виде надписей на стенах зданий по городу, т. е. отказались от политического подтекста. Среди таких художников первыми считаются Cool Earl, Topcat126 и артист из Филадельфии Cornbread, который считается неофициальным родоначальником движения. Поначалу люди не предавали этим надписям никакого значения, поскольку сами отметки были непримечательными (рис. 1) [2].
Рис. 1. Граффити художников Cool Earl и Topcat126 [2]
Первое упоминание о граффити появляется в начале 1970-х годов в виде публикации в газете «The New York Times», где рассказывалось о молодом уличном художнике из Нью-Йорка под псевдонимом Taki183, который работал курьером, что позволяло ему проводить много времени в метро, где на каждой посещаемой им станции он оставлял отметку в виде своего имени. По мере того, как увеличивалось количество оставляемых им надписей, увеличивалось к ним внимание не только прохожих, но и журналистов. Хотя данный уличный художник не был первым в этом движении, именно благодаря его «постоянности» в искусстве граффити к этой малоизвестной культуре рисунков было привлечено внимание прессы и города (рис. 2) [2].
Рис. 2. Первое упоминание о граффити художника Taki183 [2]
В один ряд с Taki183 можно поставить таких уличных мастеров, как Stay High 149, PHASE2, Stitch1 и Joe136.
После Taki183 метро осталось местом, где уличные мастера могли узнать друг о друге и обоюдно оценить творчество друг друга. В результате не только внешние стены вагонов, но и внутри них — все было покрыто надписями.
Из-за недостаточной охраны метро, работы райтеров месяцами курсировали по городу, поэтому вагоны метро постоянно исписывали, представляя свое творчество на обозрение максимально большому количеству народа — это явление получило название «бомбинг».
Однако лагерь граффистов претерпел первые изменения — произошло деление на тех, кто выбирал короткие псевдонимы, из цикла Tee, Iz, Pi, In, Le, To, Oi, что позволяло быстрее наносить теги и рисунки на вагоны, и на стайлрайтеров, которые на первый план ставили стиль. Между ними началась негласная конкуренция.
Из-за того, что движение привлекало все новых и новых художников, «старичкам» приходилось задумываться о том, как выделиться среди многообразия мастеров граффити. Наиболее изобретательные начали внедрять в свои надписи графические элементы, пробовать смешивать стили, играть размерами шрифтов. Однако новые практики стремительно подхватывали новички, в следствие чего началось развитие стилей (рис. 3) [2].
Рис. 3. Эволюция стилей граффити [2]
Все это побудило уличных мастеров отходить от канонов — тегов и надписей — в пользу графических элементов, поэтому последующие работы оснащались ими все чаще. Так появились стили Broadway, Block Busters, Bubble Letters, которые стали основными.
1980–1990-е годы для мастеров граффити ознаменовались первыми проблемами — началась массовая борьба с рисунками, многие работы нещадно уничтожались, как следствие, срок жизни новых работ заметно сократился. Были введены ряд законов по борьбе с райтерами, например, запрет продажи красок несовершеннолетним (рис. 4) [2].
Рис. 4. Мойка поезда метро от граффити [2]
Все эти сложности способствовали сокращению числа уличных художников, потому что многих не прельщала перспектива ареста. Для оставшихся смельчаков правила игры сильно ужесточились: локаций для работ стало меньше, из-за этого художники-одиночки не решались делать творческие вылазки без оружия, а коллективы работали вместе по соображениям безопасности. Все это стало напоминать войну банд (рис. 5, 6) [2].
Рис. 5. Групповые работы райтеров [2]
Рис. 6. Работы райтеров на фургонах [2]
Однако данная ситуация имела и положительный эффект. Из-за ухода большинства уличных художников, оставшиеся старожилы смогли дать себе волю, а установившиеся стили приобрели новые формы и черты. Более того, райтеры нашли новую площадку для своего творчества — автомобили. Это были фургоны или машины доставки, потому как они чаще всего ездили по городу.
В результате ухода большинства райтеров с улиц, искусство граффити перешло в галереи. Работы уличных художников Dondi, Lee, Zephyr, Daze и Futura 2000 перешли со стен домой и вагонов метро в арт-пространство галерей Европы. Работы райтеров послужили толчком для энтузиастов среди европейской молодежи, и вскоре появились европейские мастера граффити: во Франции — художник под псевдонимом Blek le Rat, который использовал в своих работах трафареты для быстрого нанесения изображения, тем самым он показывал, что искусство может быть доступно всем; в Великобритании — это прежде всего Бэнкси. Свою карьеру он начал в 1990-х годах и успешно продолжает ее по сей день. Особенностью данного райтера является его личность — никто не знает, как он выглядит. Благодаря завесе тайны его творчество пользуется популярностью и выставляется в галереях по всему миру [1].
В настоящее время искусство граффити являет противоречия: с одной стороны — часть рисунков заслужило любовь и принятие гражданами, с другой — не все относятся к творчеству райтеров положительно, так как многие считают это вандализмом. Золотой серединой можно считать работы американского художника Хосе Парла (рис. 7, 8, 9) [3, 4, 5].
Рис. 7. Хосе Парл [3]
Рис. 8. Работы Хосе Парла на стене галлереи [4]
Рис. 9. Работа Хосе Парла [5]
Свои работы, смесь коллажа и граффити, он превращает в шедевры абстракционизма. Являясь изначально уличным художником, он выставляет свои работы в галереях, перенеся их со стен зданий на бумагу. В своих работах он старается отобразить воспоминания и впечатления с помощью надписей, постеров, слоев краски. Хосе преподносит свое творчество как «капсулы времени».
Литература:
- Бондаренко, А. К. Проблема граффити в современном обществе / А. К. Бондаренко // Инновации-2011: Сборник научных статей / Ответственный редактор Г. А. Качан. — Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2011. — С. 176–178. — EDN VSLUKM;
- Краткая история граффити: от вандализма к искусству. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Url.: https://donttakefake.com/kratkaya-istoriya-graffiti-ot-vandalizma-k-iskusstvu/;
- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Url.: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Хосе %20парл %20работы&pos=0&img_url=https %3A %2F %2Fpbs.twimg.com %2Fmedia %2FCyhGGiaWEAAKdOe.jpg&rpt=simage;
- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Url.: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Хосе %20парл %20работы&pos=4&img_url=https %3A %2F %2Fschonmagazine.com %2Fwp-content %2Fuploads %2F2015 %2F08 %2FScreen-Shot-2015–08–13-at-16.58.05.png&rpt=simage;
- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Url.: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Хосе %20парл %20работы&p=1&pos=35&rpt=simage&img_url=https %3A %2F %2Fslideplayer.com %2Fslide %2F12576851 %2F76 %2Fimages %2F13 %2FJose %2BParla.jpg.