Авторы: Шевела Юлия Владимировна, Дроботова Ольга Олеговна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Шевела Ю. В., Дроботова О. О. Внедрение автоматизированных систем как инновационное решение для бизнеса // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 414-416.

Внедрение специальных автоматизированных систем началось с 70-х годов XX века. Данные системы соответствовали стандарту управления предприятием MRP (MRP — Manufacturing Resources Planning). Внедрение систем, которые реализовывали данную методологию, позволяло выстроить выпуск продукции, планировать и управлять запасами, создавать единый бизнес-процесс. Недостатком этих систем было отсутствие учета трудовых ресурсов, производственных мощностей и уровня их загрузки и многих других факторов. В этой связи возникла концепция MRP II — системы планирования ресурсов производства, которая, в свою очередь, была преобразована к концу XX века.

В результате появились ERP-системы (Enterprise Resource Planning) — системы планирования ресурсов предприятия, основополагающим принципом которых является создание единого хранилища данных, содержащих всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения деловых операций, включая финансовую информацию, данные, связанные с управлением производством, управлением персоналом и любые другие сведения. Любая часть информации, которой располагает организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями. Примерами ERP-систем могут быть: Oracle E-Business Suite, Sap Business One, 1С:Предприятие 8.0, Microsoft Dynamics и другие. IDC, аналитическая фирма, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий, отмечает следующее распределение долей поставщиков ERP-систем на российском рынке по состоянию на 2010 год: SAP — 50,5 %, 1С — 26,0 %, Oracle — 8,2 %, Microsoft — 7,4 %, Галактика — 2,4 % при общем объёме рынка 650 млн. долл. [1].

Главной характеристикой ERP-системы считается использование единой транзакционной системы для подавляющего большинства операций и бизнес-процессов организации независимо от функциональной и территориальной разобщённости мест их возникновения и прохождения, обязательность учета всех операций в единой базе для последующей обработки и получения в реальном времени сбалансированных планов [2].

Внедрение ERP-системы в работу — это процесс, требующий точных настроек. Прежде чем ввести систему в работу, необходимо тщательное техническое проектирование с учетом всех требований ее заказчика [3].

Актуальность введения на предприятия автоматизированных систем учета и контроля, а также информатизации деятельности компании, создания электронных площадок, сайтов и другое обусловлена тенденциями современного мира, предприятиям необходимо вести свою деятельность соответственно требованиям окружающей среды, согласно требованиям современности.

По-нашему мнению, автоматизация и информатизация деятельности предприятия могут обеспечить дистанционное управление, переход от иерархических к сетевым структурам, многофакторное прогнозирование, многовариантное комплексное планирование, оперативный поиск и анализ конкурентоспособности потенциальных поставщиков, изменение моделей фирм. Учётно-управленческие расходы при этом должны снижаться, снижается и нагрузка на руководящий состав, упрощается система контроля за движением товаров в производственном процессе, взаимосвязь между сотрудниками фирмы и взаимосвязь фирмы и клиентов. Также, переход на электронную систему учёта и контроля позволит предприятию восполнить недостаточную гибкость самого процесса производства и управления путём развития «электронной площадки», обеспечивающей контроль, учёт и управление производственными процессами.

Электронная торговая площадка (ЭТП) — комплекс информационных и технических решений, обеспечивающий взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. Электронной торговой площадкой сегодня можно назвать любой интернет-ресурс, посредством которого заключаются сделки купли-продажи между предприятиями.

Современные тенденции, указывающие на необходимость переводить часть деятельности фирмы в расширяющееся интернет-пространство, создавая новые электронные площадки, сайты, используя различные интернет-ресурсы, сети, информационные технологии, послужили также двигателем и для преобразования ERP-систем, создания вспомогательных программ для внедрения подобных систем и для более эффективной работы фирмы, как малого, так и среднего и крупного бизнеса.

Так, ERP было дополнено и представлено как ERP II — система, которая также обладает функциями ведения бухгалтерского учета и управления финансами, продажами и покупками, взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, персоналом, производством, запасами, а также позволяет управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю через Интернет [4].

Для организации работы компании в виртуальной среде используются различные вспомогательные программы и платформы. Примером вспомогательных программ российского производства является специальный продукт «1С-Битрикс», созданный для управления сайтом предприятия. Программный продукт «1С-Битрикс: Управление сайтом» — универсальный инструмент для создания и управления современным интернет-проектом: корпоративных сайтов, интернет-магазинов, информационных порталов, сайтов сообществ, социальных сетей и других веб-проектов. Кроме того, продукт полностью совместим с «1С: Предприятие 8.2», благодаря чему можно создать интернет-магазин, интегрированный в информационную среду компании: автоматически публиковать на сайте каталоги товаров из «1С», прайс-листы, выгружать заказы, их статусы, а также данные по остаткам на складе с сайта в «1С» и обратно [5].

Существуют и другие продукты программы и платформы, предназначенные для повышения эффективности деятельности фирмы. Например, платформа «Оптимум», которая развивается и внедряется Центром Корпоративных Разработок (CDC). Программно-аппаратные комплексы на платформе «Оптимум» не предназначены для организации работы сайта компании и его управления, или продвижения компании с помощью интернет-ресурсов, но эффективно решают задачи автоматизации деятельности мобильных сотрудников предприятий (оперативных выездных бригад, сервисных инженеров, торговых представителей, мерчендайзеров и т. п.). С их помощью реализуется возможность работы вне офиса, используя мобильные терминалы/коммуникаторы с установленным на них программным решением «Оптимум». Среди заказчиков этого комплекса такие известные компании, как: Procter & Gamble, Nestle, ГК ПЕПСИ (Россия), ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», ОАО «Нижфарм», ОАО «Мегафон», Микояновский комбинат, КАМПОМОС и другие. Решения платформы «Оптимум» легко интегрируются с системами SAP, 1С, Microsoft Dynamics, ПАРУС, БЭСТ и прочими учетными системами, в том числе на основе СУБД Oracle, Microsoft SQL, Microsoft Visual FoxPro и другие. [6].

Наряду с вышеописанным программно-аппаратным комплексом существуют информационные решения для бизнеса на основе других платформ, например на базе SAP Business One. В России услуги в области построения и развития корпоративных информационных систем на платформе SAP предлагает компания «Эквитас» [7].

В современном мире существует множество способов повышения прибыльности, эффективности работы фирмы, работы с клиентами, анализа рынка, выбора ниши, рекламы, однако, по нашему мнению, всё указанное является недостижимым, если не соблюдается такое условие как соответствие стратегии предприятия и цели.

Также, описанные комплексы, программы, системы и платформы являются актуальным инновационным решением как для крупного, так и для малого и среднего бизнеса, которое позволяет предприятию осуществить рост по различным направлениям. Однако при их внедрении и реализации возникает ряд проблем, которые не способна самостоятельно решить ни одна фирма. По нашему мнению, основными проблемами и ошибками при использовании методов и систем управления могут стать следующие:

-          неэффективное целеполагание, не адекватное изменение приоритетов и целей при изменении внутренней и внешней среды предприятия;

-          несоответствие деятельности руководителей и менеджеров целям и стратегии, а также разное видение и цели деятельности сотрудников предпприятия;

-          донесение недостоверной информации, передача её в искаженном виде в результате коммуникаций между большим количеством людей;

-          неготовность фирмы внедрить и реализовать данные комплексы, системы и платформы;

-          нерациональное разделение областей контроля и управления между сотрудниками фирмы;

-          слабый контроль за мероприятиями, которые необходимо проводить для решения стратегических задач.

В соответствии с этим нами предлагается заказчикам (руководителям, владельцам фирм, внедряющим описанные системы) уделить особое внимание на такие аспекты, как:

-          человеческий потенциал предприятия, взаимоотношения в коллективе;

-          совершенствование системы определения необходимых стимулов и мотивации при решении стратегических задач деятельности предприятия;

-          гибкость принятия решений и развитие чувства ответственности за принятые решения;

-          контроль за решением стратегических задач и развитием фирмы в соответствии с принятой стратегией.

Авторы считают, что для осуществления поставленных задач необходим эффективный консалтинг. В современном мире консалтинг заключает в себе широкий спектр услуг, который полезен и малому, и среднему, и крупному бизнесу и является необходимым элементом успешной деятельности предприятия в условиях глобализации, сложности рынка, обостряющейся конкуренции и непредсказуемости внешних факторов. Успешная деятельность предприятия напрямую зависит от того, насколько грамотно и квалифицированно будут работать его управленческие системы. Но часто происходит так, что управленцы не обладают достаточными знаниями и умениями для осуществления эффективной деятельности фирмы. В этом случае фирме необходима помощь консультантов — специалистов, оказывающих консультационные услуги другим фирмам по определённому кругу вопросов. Хотя результат работы консультантов трудно оценим, поскольку проявляется с течением времени, их работа, безусловно, важна.

Литература:

1.                  ERP-система. [Электронный ресурс]. — [2012]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ERP

2.                  Внедрение ERP систем: за и против. [Электронный ресурс]. — [2012]. –Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/software2005/articles/modern_erp.shtml

3.                  Корпоративные информационные технологии. [Электронный ресурс]. — [2012]. — Режим доступа: http://technologies.su/korporativnye_informacionnye_tehnologii

4.                  ERP II. [Электронный ресурс]. — [2011]. — Режим доступа: http://www.1c80.com/systems/erpii.htm

5.                  1С-Битрикс. [Электронный ресурс]. — [2012]. — Режим доступа: http://www.1c-bitrix.ru/products/cms/

6.                  Автоматизированная система управления и мониторинга «Оптимум Мобильные решения». [Электронный ресурс]. — [2012]. — Режим доступа: http://www.cdc.ru/solutions/

7.                  Информационные решения для малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс]. — [2012]. — Режим доступа: http://sap.as.ru

Основные термины (генерируются автоматически): деятельности предприятия, деятельности фирмы, sap business one, автоматизированных систем, системы планирования ресурсов, и информатизация деятельности предприятия, работы фирмы, деятельности предприятия в условиях, задач деятельности предприятия, предприятия автоматизированных систем, Microsoft Dynamics, Внедрение автоматизированных систем, XX века, часть деятельности фирмы, эффективности деятельности фирмы, эффективной деятельности фирмы, планирования ресурсов предприятия, Успешная деятельность предприятия, управления сайтом предприятия, стратегии предприятия и цели.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос