Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 2067 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. С. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг / А. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6858/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одной из особенностей российского рынка образовательных услуг является всевозрастающая конкуренция учебных заведений за привлечение потенциальных студентов, Например федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования СтГАУ вынуждено вести конкурентную борьбу на два фронта: как с «местными» негосударственными вузами, например СевКав ГТИ, Ставропольский университет имени В. Д. Чурсина, так и с Федеральным Северо-Кавказским университетом. Очевидно, что отношение к данной проблеме не может быть однозначным, поскольку определяется совокупностью факторов, главными из которых выступают неудовлетворенная потребность локального (городского) рынка труда в профильных специалистах и качество их подготовки, обусловливающее уровень фактической востребованности выпускников учебных заведений.

К сожалению, как свидетельствуют многочисленные факты, профиль подготовки студентов негосударственных вузов Ставрополя, как правило, ориентирован не на удовлетворение спроса в нужных специалистах, а на получение престижности новомодных профессий или притягательности «корочек» элитных учебных заведений. Небезосновательно вызывает опасение уровень подготовки выпускников новоявленных филиалов, активно тиражирующих под прикрытием столичных вывесок готовность оказать на коммерческих условиях любые образовательные услуги. Представляется, что подобная диверсификация учебных заведений усиливает несбалансированность рынков труда и образовательных услуг, как по количественной, так и качественной компонентам. Решение обозначенной проблемы видится в разработке взвешенной образовательной политики, базирующейся не на субъективных предубеждениях, а на результатах маркетинговых исследований. Объектом исследования являются потребители образовательных услуг, оказываемых вузами города, как непосредственные (студенты, молодые специалисты, бакалавры, магистры — выпускники вузов, профильные работодатели), так и потенциальные (абитуриенты). [2]

Проведя специальный опрос потенциальных абитуриентов, выявлено три основных алгоритма профессионального выбора.

1.         Выбор направления подготовки (профиля: экономическое образование, агрономическое, инженерное, ветеринарное, электроэнергетическое и т. д.).

2.         Выбор вуза, осуществляющего подготовку по выбранному профилю.

3.         Выбор конкретного направления (специальности).

3.1. Направления экономического профиля:

080100.62

- Экономика, профили: «Мировая экономика», «Экономика предприятий и организаций»

080200.62

- Менеджмент, профили: «Производственный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Управление малым бизнесом»

081100.62

- Государственное и муниципальное управление, профиль «Государственное и муниципальное управление»

080500.62

- Бизнес-информатика, профиль «Архитектура предприятия»

230400.62

- Информационные системы и технологии, профиль «Информационные системы и технологии в бизнесе»

080100.68

- Экономика

080200.68

- Менеджмент

230700.68

- Прикладная информатика

(Перечень направлений (специальностей), направлений магистратуры, рассмотрены на Ученом совете университета (протокол № 1 от 24января 2013г.))

Систему учреждений высшего профессионального образования г. Ставрополя, как базой эксперимента, рассматривается четыре Ставропольских вуза — два государственных (Ставропольский государственный аграрный университет, Северо-Кавказский федеральный университет) и два негосударственный вуза (Институт Дружбы народов Кавказа, Ставропольский университет им. В. Д. Чурсина), осуществляющих обучение на коммерческой основе.

Опрос проводился в марте 2013 г. В качестве респондентов выступили студенты-первокурсники очной формы обучения, двух факультетов ФГБОУ ВПО СтГАУ (N=250, в том числе экономического факультета (N=50), учетно — финансового факультета (N=50)) и Северо-Кавказского федерального университета (N=50), Института Дружбы народов Кавказа (N=50), и Ставропольского университета им. В. Д. Чурсина (N=50)), где N — число опрошенных.. Цель опроса заключалась в выявлении основных мотиваторов выбора вуза.

По данным мониторинга рынка образовательных услуг СтГАУ занимает устойчивое место в общем «рейтинге» привлекательных Ставропольских вузов.

Показательно, что студенты — это основные игроки Ставропольского рынка образовательных услуг в случае своего неуспеха предприняли бы попытки поступить в другие вузы: СКФУ, ИДНК, Универстита им. Чурсина и т. д., Такая стратегия говорит о неустойчивости выбора образовательного учреждения выпускников, а, соответственно, неустойчивости, размытости целевых групп Ставропольских вузов.

В данном контексте уместно привести результаты сравнительной экспертной оценки уровня качества образования вузов г. Ставрополя, осуществляющих подготовку по специальностям экономического профиля. После обработки всех анкет (всех респондентов) 0–10 баллов распределились между двумя возможными вариантами ответов на вопросы.

Уровень качества образовательных услуг «экономического профиля» ФГБОУ ВПО СтГАУ, выявленный по результатам опроса респондентов, составил — 9,7 баллов (См. рис. 1).

Рис. 1. Результаты сравнительной экспертной оценки уровня качества экономического образования, осуществляемого вузами г. Ставрополя

С одной стороны, делать на основании полученной информации окончательные выводы или обобщения, безусловно, преждевременно; с другой — просто неразумно пренебрегать ею. Представляется, что другие вузы могут «конкурировать» между собой посредством установления «наиболее приемлемых» цен для категории потребителей, озадаченные в большей степени получением диплома, а не качеством образования. Значительный «запас качества» позволяет ФГБОУ ВПО СтГАУ установить цены за обучение студентов на коммерческой основе на 20–30 % выше, чем в других вузах. Однако для обоснования платы за обучение целесообразно провести специальное маркетинговое исследование, ориентированное на установление более взвешенных, учитывающих реальную платежеспособность населения, цен, чтобы, выиграв на норме прибыли «по минимуму», не проиграть «по максимуму» на массе.

Результаты проведения маркетингового исследования отражены в диаграмме № 2

В структуре мотивов выбора образовательного учреждения доминирующими являются: престижность вуза и предлагаемых им специальностей (69 чел.), качество предоставляемого образования (54 чел.), возможность выбора специальности только в одном из исследуемых вузов (20 чел.) (см. рис. 2).

 Рис. 2. Мотивы выбора вуза

Удобное месторасположение выбрали 10 корреспондентов, конкурс в учебное заведение на выбранную специальность выбрали 25 корреспондентов.

Значительное влияние на авторитет вуза оказывает реклама. Например, в средствах массовой информации, в газетах, научных журналах Ставрополя. Также можно сказать о хорошем оформлении электронного сайта со всеми контактами, и картой расположения университета.

Маркетинговое исследование показало, что для большего успеха образовательного учреждения нужно как высокий уровень качества образования, так и правильная маркетинговая стратегия, качественная реклама, профориентационная работа в школах города Ставрополя и в школах района Ставропольского края.

В заключение подчеркнем, что оценка деятельности государственных и негосударственных вузов должна основываться на единых критериях: прежде всего, на востребованности выпускников и качестве их подготовки.

Литература:

1.                  Барышев А. Ф., Маркетинг — М.: ACADEMA, 2010

2.                  Миляева Л.Г «Маркетинг в России и за рубежом» № 5, 2005

3.                  Федько В. П., Федько А. Г. Основы маркетинга. Ростов н/Д: Март, 2009

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, экономический профиль, высшее профессиональное образование, коммерческая основа, муниципальное управление, образовательное учреждение, Северо-Кавказский федеральный университет, сравнительная экспертная оценка, Ставропольский университет, экономическое образование.


Задать вопрос