Маркетинг в деятельности образовательного учреждения среднего и начального профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ладонкина, Н. А. Маркетинг в деятельности образовательного учреждения среднего и начального профессионального образования / Н. А. Ладонкина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2802/ (дата обращения: 16.12.2024).

В условиях жесткой конкуренции современного рынка маркетинг играет важную роль в деятельности любой организации, потому что он позволяет установить оптимальную взаимосвязь между организацией и средой, частью которой она является. Сегодня маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, для которого характерны творческие, стабильные и гибкие подходы.
Маркетинговая деятельность организации должна быть направлена на ее долговременное существование, на ее устойчивость, прочные и длительные связи с потребителями или другими участниками рынка, повышение конкурентоспособности предлагаемых товаров, услуг. Для достижения вышеперечисленных целей организации необходимо создание маркетинговой службы деятельность, которой позволит ответить на основные вопросы отражающие сущность маркетинга:
  • Что необходимо рынку, и в каком количестве?;
  • Какой сегмента рынка, и кто наш клиент?;
  • По какой цене подать товар или услугу?;
  • Как продвигать товар или услугу на рынке?[3]
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время государственная политика в сфере образования заставляет образовательные учреждения, все больше и больше погружаться в систему рыночных отношений. Реформа образования предполагает формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, а так же развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая использование образовательных кредитов, что даст возможность потенциальным потребителям выбирать, где учиться. Кроме того, к 2020 году планируется развитие таких форм финансирования образовательных учреждений, которые позволят сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования, перевод всех учреждений общего образования и учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование.
Учитывая требования государственной концепции, образовательному учреждению придется решать проблемы напрямую связанные с оценкой потребностей потребителей, а так же с проведением практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей и борьбой за потребителя [2].
Если принять во внимание все возможные различия в наборах услуг, которые образовательные учреждения СПО и НПО оказывают потребителю, рынки на которых они действуют, то становится очевидным, необходимость использования элементов маркетинговой службы уже сейчас для решения будущих проблем.
Таким образом, возникает проблема несоответствия между существующей организационной структурой в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и механизмами маркетингового управления, в образовании рекомендованными государством.
Учитывая выше сказанное, перед руководителями встает задача изучения и внедрения элементов маркетинга в деятельность образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Для этого необходимо:
  1. изучить основные составляющие маркетинга его виды и сущность;
  2. выявить особенности маркетинга в сфере образования, его место и роль в современном образовании;
  3. проанализировать необходимость создания маркетинговой службы;
  4. разработать комплекс мероприятий по созданию и развитию маркетинговой службы.
Результатами внедрения элементов маркетинга станет: изучение образовательного спроса и предложений, осуществление гибкой информационно-коммуникативной политики, исследование потребностей учащихся выпускных классов и их родителей, реализацию образовательных услуг для населения и студентов, расширение спектра образовательных услуг, осуществление рекламных проектов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано: «Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность»[1].
Маркетинговая деятельность образовательного учреждения в настоящее время должна перейти на новый этап и стать важнейшей функцией управления. Для образовательных учреждений системы начального и среднего профессионального образования основой планирования являются федеральные государственные образовательные стандарты, введенные в действие в 2009 году, где сказано, что перед началом разработки основной профессиональной образовательной программы образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности
на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта[4].
В соответствии с этими документами образовательное учреждение и планирует свою учебную, финансовую, социальную и маркетинговую деятельность. Но в современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов на рынке образовательных услуг, не планируя своих действий и не прогнозируя их последствий.
Реформа образования и развитие экономических отношений в системе образования показали, что планирование это основа выживания образовательного учреждения:
  • маркетинг помогает решать задачи, которые ставятся перед образовательным учреждением на ближайшую и дальнюю перспективу;
  • дает оценку сложившейся на рынке ситуации по оказанию образовательных услуг;
  • помогает анализировать рынок образовательных услуг и информацию о потенциальных потребителях;
  • дает оценку финансовых результатов необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции с производителями аналогичных услуг;
  • позволяет эффективно развивать внебюджетную деятельность образовательного учреждения.
Представленная ниже совокупность мер, позволяет использовать элементы маркетинговых исследований на базе учреждений начального и среднего профессионального образования:
  1. Ежегодное комплексное изучение рынка показавшее, что потенциальный рынок включает в себя выпускники школ города, района или прилегающих территорий, а так же учащиеся не прошедшие по конкурсу в высшие учебные заведения;
  2. На основе комплексного изучения рынка ежегодная координация действий по планированию перечня образовательных услуг, исходя из своих возможностей;
  3. В течение года формирование спроса и стимулирование сбыта. Для стимулирования спроса на образовательную услугу используется реклама. Главная задача рекламы заключается в том, чтобы абитуриент совершил действие, к которому его побуждают. Реклама может осуществляться через следующие направления:
  • пропаганда через выпускников;
  • проведение общественных мероприятий на базе образовательного учреждения;
  • рассылка информации на предприятия и в организации, которые могут быть потенциальными потребителями выпускников и которые могут направить абитуриентов на обучение;
  • реклама на местном радио и телевидении;
  • реклама в местных и районных газетах;
  • реклама на транспорте;
  • проведение дня открытых дверей;
  • выезд преподавателей в школы города, округа и области;
  • участие в ярмарках учебных мест.
Результатами деятельности образовательного учреждения с использованием элементов маркетинга должно стать:
  • получение лицензии на открытие новых специальностей;
  • внедрение эффективной системы управления;
  • развитие внебюджетной деятельности;
  • -обеспечение материально-технической базы (связь, коммуникации, оборудование, дополнительные площади);
  • увеличение контингента студентов;
  • создание сети взаимодействия с социальными партнерами;
Таким образом, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования сохранив основные структурные и организационные схемы прежней экономической системы, постепенно адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Формирование нового механизма их функционирования на основе двух положений:
  • сфера образования является производителем сложных комплексных услуг и играет ключевую роль в поддержании жизнедеятельности региональной экономики. Чем в большей степени рынок труда выпускников соответствует территории региона, тем более активной должна быть деятельность региональных структур управления образованием по взаимодействию с другими заинтересованными субъектами;
  • рынок образовательных услуг является сферой взаимодействия многочисленных и разнообразных по своей природе интересов населения в целом, отдельных групп и лиц, государства, представленного на разных уровнях, организаций частного сектора. Осознание этих интересов и возможностей их реализации на основе взаимодействия сторон должно быть положено в основу функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.

Литература:
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
  2. Лозовская С.О.Предпринимательская деятельность образовательного учреждения / С.О.Лозовская // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2004. - №7. – С.58 – 63.
  3. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник/ А. П. Панкрухин. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - 656 с.
  4. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования. – М.:2009.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, профессиональное образование, маркетинговая служба, услуга, рынок, сфера образования, учреждение, внебюджетная деятельность, маркетинговая деятельность, реформа образования.

Похожие статьи

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Технология сторителлинга в воспитательной работе в системе среднего профессионального образования

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Психологическое сопровождение учебного процесса в системе начального и среднего профессионального образования

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Технология сторителлинга в воспитательной работе в системе среднего профессионального образования

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Психологическое сопровождение учебного процесса в системе начального и среднего профессионального образования

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения