Маркетинг в деятельности образовательного учреждения среднего и начального профессионального образования
Автор: Ладонкина Наталья Александровна
Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 10367 раз
Библиографическое описание:
Ладонкина, Н. А. Маркетинг в деятельности образовательного учреждения среднего и начального профессионального образования / Н. А. Ладонкина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2802/ (дата обращения: 16.11.2024).
- В условиях жесткой конкуренции современного рынка маркетинг
играет важную роль в деятельности любой организации, потому что он
позволяет установить оптимальную взаимосвязь между организацией и
средой, частью которой она является. Сегодня маркетинг понимается
как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля
мышления, для которого характерны творческие, стабильные и гибкие
подходы.
- Маркетинговая деятельность организации должна быть направлена на ее долговременное существование, на ее устойчивость, прочные и длительные связи с потребителями или другими участниками рынка, повышение конкурентоспособности предлагаемых товаров, услуг. Для достижения вышеперечисленных целей организации необходимо создание маркетинговой службы деятельность, которой позволит ответить на основные вопросы отражающие сущность маркетинга:
- Что необходимо рынку, и в каком количестве?;
- Какой сегмента рынка, и кто наш клиент?;
- По какой цене подать товар или услугу?;
- Как продвигать товар или услугу на рынке?[3]
- Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее
время государственная политика в сфере образования заставляет
образовательные учреждения, все больше и больше погружаться в
систему рыночных отношений. Реформа образования предполагает
формирование механизмов оценки качества и востребованности
образовательных услуг с участием потребителей, а так же развитие
финансовых инструментов социальной мобильности, включая
использование образовательных кредитов, что даст возможность
потенциальным потребителям выбирать, где учиться. Кроме того, к 2020
году планируется развитие таких форм финансирования образовательных
учреждений, которые позволят сконцентрировать частные и
государственные финансовые средства на цели опережающего развития и
структурных изменений в системе образования, перевод всех учреждений
общего образования и учреждений профессионального образования на
нормативное подушевое финансирование.
- Учитывая требования государственной концепции, образовательному учреждению придется решать проблемы напрямую связанные с оценкой потребностей потребителей, а так же с проведением практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей и борьбой за потребителя [2].
- Если принять во внимание все возможные различия в наборах услуг, которые образовательные учреждения СПО и НПО оказывают потребителю, рынки на которых они действуют, то становится очевидным, необходимость использования элементов маркетинговой службы уже сейчас для решения будущих проблем.
- Таким образом, возникает проблема несоответствия между существующей организационной структурой в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и механизмами маркетингового управления, в образовании рекомендованными государством.
- Учитывая выше сказанное, перед руководителями встает задача изучения и внедрения элементов маркетинга в деятельность образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Для этого необходимо:
- Учитывая требования государственной концепции, образовательному учреждению придется решать проблемы напрямую связанные с оценкой потребностей потребителей, а так же с проведением практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей и борьбой за потребителя [2].
- изучить основные составляющие маркетинга его виды и сущность;
- выявить особенности маркетинга в сфере образования, его место и роль в современном образовании;
- проанализировать необходимость создания маркетинговой службы;
- разработать комплекс мероприятий по созданию и развитию маркетинговой службы.
- Результатами внедрения элементов маркетинга станет: изучение
образовательного спроса и предложений, осуществление гибкой
информационно-коммуникативной политики, исследование потребностей
учащихся выпускных классов и их родителей, реализацию
образовательных услуг для населения и студентов, расширение спектра
образовательных услуг, осуществление рекламных проектов.
- В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано: «Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность»[1].
- Маркетинговая деятельность образовательного учреждения в настоящее время должна перейти на новый этап и стать важнейшей функцией управления. Для образовательных учреждений системы начального и среднего профессионального образования основой планирования являются федеральные государственные образовательные стандарты, введенные в действие в 2009 году, где сказано, что перед началом разработки основной профессиональной образовательной программы образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности
на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта[4].- В соответствии с этими документами образовательное учреждение и планирует свою учебную, финансовую, социальную и маркетинговую деятельность. Но в современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов на рынке образовательных услуг, не планируя своих действий и не прогнозируя их последствий.
- Реформа образования и развитие экономических отношений в системе образования показали, что планирование это основа выживания образовательного учреждения:
- В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано: «Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность»[1].
- маркетинг помогает решать задачи, которые ставятся перед образовательным учреждением на ближайшую и дальнюю перспективу;
- дает оценку сложившейся на рынке ситуации по оказанию образовательных услуг;
- помогает анализировать рынок образовательных услуг и информацию о потенциальных потребителях;
- дает оценку финансовых результатов необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции с производителями аналогичных услуг;
- позволяет эффективно развивать внебюджетную деятельность образовательного учреждения.
- Представленная ниже совокупность мер, позволяет использовать элементы маркетинговых исследований на базе учреждений начального и среднего профессионального образования:
- Ежегодное комплексное изучение рынка показавшее, что потенциальный рынок включает в себя выпускники школ города, района или прилегающих территорий, а так же учащиеся не прошедшие по конкурсу в высшие учебные заведения;
- На основе комплексного изучения рынка ежегодная координация действий по планированию перечня образовательных услуг, исходя из своих возможностей;
- В течение года формирование спроса и стимулирование сбыта. Для стимулирования спроса на образовательную услугу используется реклама. Главная задача рекламы заключается в том, чтобы абитуриент совершил действие, к которому его побуждают. Реклама может осуществляться через следующие направления:
- пропаганда через выпускников;
- проведение общественных мероприятий на базе образовательного учреждения;
- рассылка информации на предприятия и в организации, которые могут быть потенциальными потребителями выпускников и которые могут направить абитуриентов на обучение;
- реклама на местном радио и телевидении;
- реклама в местных и районных газетах;
- реклама на транспорте;
- проведение дня открытых дверей;
- выезд преподавателей в школы города, округа и области;
- участие в ярмарках учебных мест.
- Результатами деятельности образовательного учреждения с использованием элементов маркетинга должно стать:
- получение лицензии на открытие новых специальностей;
- внедрение эффективной системы управления;
- развитие внебюджетной деятельности;
- -обеспечение материально-технической базы (связь, коммуникации, оборудование, дополнительные площади);
- увеличение контингента студентов;
- создание сети взаимодействия с социальными партнерами;
- Таким образом, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования сохранив основные структурные и организационные схемы прежней экономической системы, постепенно адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Формирование нового механизма их функционирования на основе двух положений:
- сфера образования является производителем сложных комплексных услуг и играет ключевую роль в поддержании жизнедеятельности региональной экономики. Чем в большей степени рынок труда выпускников соответствует территории региона, тем более активной должна быть деятельность региональных структур управления образованием по взаимодействию с другими заинтересованными субъектами;
- рынок образовательных услуг является сферой взаимодействия многочисленных и разнообразных по своей природе интересов населения в целом, отдельных групп и лиц, государства, представленного на разных уровнях, организаций частного сектора. Осознание этих интересов и возможностей их реализации на основе взаимодействия сторон должно быть положено в основу функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.
- Литература:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
- Лозовская С.О.Предпринимательская деятельность образовательного учреждения / С.О.Лозовская // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2004. - №7. – С.58 – 63.
- Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник/ А. П. Панкрухин. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - 656 с.
- Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования. – М.:2009.