Анализ потребительского поведения на рынке услуг среднего профессионального образования г. Новосибирска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 21.05.2019

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Баранкевич, Н. В. Анализ потребительского поведения на рынке услуг среднего профессионального образования г. Новосибирска / Н. В. Баранкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 193-198. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59204/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматриваются особенности среднего профессионального образования по Новосибирской области. Проведен анализ потребительского поведения на рынке образовательных услуг СПО.

Ключевые слова: потребитель, учащиеся, ссузы, СПО, сфера образования, доступность, анализ, направления, источники информации.

The article discusses the features of secondary vocational education in the Novosibirsk region. Conducted Analysis of consumer behavior secondary vocational education.

Keywords: consumer, students, secondary specialized educational institutions, vocational education, education, accessibility, analysis, directions, sources of information.

В настоящее время, как и во все времена, образование дает человеку жизненные ориентиры, влияет на формирование его мировоззрения, обеспечивает преемственность языка, традиций, тем самым способствуя консолидации общества, формированию национального самосознания и сохранению национальной культуры. Одной из главных задач, стоящих перед министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, является повышение доступности качественного среднего профессионального образования.

Именно сфера образования сегодня является ключом к обеспечению устойчивого экономического роста региона в средне- и долгосрочной перспективе.

Необходимо направить ресурсы на развитие системы профессионального обучения в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

– обеспечение тесной связи системы профессионального образования с предприятиями и организациями реального сектора экономики по вопросам организации профессионального обучения работников предприятий и организаций;

– модернизация материальной и учебно-лабораторной базы профессионального обучения;

– обеспечение условий для получения профессионального обучения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшего трудоустройства;

– расширение перечня реализуемых программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих по запросам регионального рынка труда [2, с. 104].

Был проведен анализ макросреды среднего профессионального образования (СПО) по Новосибирской области РФ.

И необходимо провести системный анализ факторов внешней среды, чтобы получить комплексное представление об организациях, и разработать стратегию, которая будет направлена на развитие рыночного позиционирования среднее специальных учебных заведений (ССУЗ).

Основной инструмент, который позволяет осуществить систематизацию факторов внешней среды, является PEST-анализ. Он позволяет учесть политические, экономические, социальные и технологические факторы.

Результаты PEST-анализа для СПО приведены в табл. 1

Таблица 1

PEST- анализ факторов, которые имеют важное значение для разработки стратегии СПО по Новосибирской области

Группа факторов

Фактор

Проявление

Влияние СПО

Экономические

Рост спроса на специалистов

Увеличение количества рабочих мест

Увеличение численности различных специальностей

Экономическая ситуация и тенденции на данный момент

Рост экономики приводит к росту покупательной способности, что способствует развитию сферы образовательных услуг

ССУЗы ориентируются на актуальные потребности рынка труда

Уровень доходов населения, инфляция

Доходы растут пропорционально инфляции, покупательная способность растет не слишком стремительно, особенно в сфере платного образования

СПО подстраивается под уровень доходов среднестатистического абитуриента, но при этом обеспечивает достаточно широкий перечень различных специальностей (а также всегда есть возможность учиться за бюджетные средства)

Конкурентный климат в сфере образования

Способствует развитию образования, повышению конкуренции

Разработка новых специальностей возможна за счет привлечения специалистов высокого класса

Колебания курсов валют, цен

Могут существенно повлиять на стоимость программных продуктов, используемых в образовательном процессе

Влияют на затраты на образовательные услуги, что может повлиять на спрос

Политические

Текущее законодательство в сфере ВПО

Лицензирование деятельности, изменение условий функционирования ССУЗов

Возможность введения дополнительных групп услуг, подлежащих лицензированию

Государственное регулирование конкуренции

Недопущение монополизации рынка

Стимулирование дифференциации специальностей в разных ССУЗах

Правительственная нестабильность

Ожидания рынка подвержены колебаниям в политической сфере

Политическая нестабильность обуславливает колебания в спросе на образовательные услуги

Технологические

Развитие НТП

Ориентация на обучение студентов самым современных технологиям

Необходимо постоянно актуализировать программы подготовки

Новые технологии в информационной сфере

Зрелость технологий в программировании и в обеспечении сохранности информации позволяет обеспечивать меньшие издержки

Опыт использования определенных видов оборудования, опыт специалистов — источник снижения затрат на обеспечение информационной безопасности

Информация и коммуникации

Использование сети Интернет для продвижения образовательных услуг, развитие онлайн образования

Необходимость непрерывного обновления технических возможностей ССУЗов

Потенциал инноваций для конкретного предприятия

Возможность развития СПО на имеющихся технических возможностях

Использование передового опыта и приемов мировых ССУЗов

Социальные

Низкая платежеспособность населения

Корректировка цен и условий предоставления образования с поправкой на платежеспособность населения

Демография — как фактор развития страны, рост численности населения, доля детей в совокупном населении

Ориентация СПО на детей — абитуриентов из разных социальных групп

Тенденции образа жизни: здоровый образ жизни, спрос на услуги, мода на качественное образование

Предоставление возможности получать современное и качественное образование, получать дополнительное образование, повышать квалификацию

Результаты PEST-анализа для СПО показывают, что система зависит от всех групп факторов, так как она интегрирована в целостной структуре экономической системы — государства.

Важное влияние на СПО оказывают социальные факторы, потому что получение образования главным образом зависит от платежеспособности населения и от стремления самих учащихся получить образование [5].

Именно поэтому для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного СПО для всех заинтересованных лиц вне зависимости от места жительства и доходов необходимо создать оптимальные условия [3].

Для определения путей для усовершенствования деятельности в сфере увеличения количества обучающихся, был проведен опрос среди потенциальных абитуриентов. Это учащиеся 9-х и 11-х классов.

В анкетировании приняли участие учащиеся 9-х и 11-х классов разных школ г. Новосибирска. Количество участвовавших в опросе 250 чел. (125 чел. — учащиеся 9-х классов, 125 чел. — учащиеся 11-х классов).

Первый вопрос анкеты: Куда Вы планируете поступать?

Рис. 1. Ответы учащихся 9-х классов

Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что почти 57 % опрошенных учащихся 9-х классов собираются после 9 класса поступить в ССУз. Они объясняют это тем, что если не заканчивать 10 и 11 класс, а сразу пойти в организацию СПО, то можно сэкономить целый год, кроме того, возможностью поступить потом в вуз, не сдавая ЕГЭ.

Некоторые учащиеся обосновали своё решение тем, что они и не собираются в ближайшее время поступать на высшее образование, поскольку выбрали уже для себя профессию, хотят получить ее в организации СПО и работать по ней.

Рис. 2. Ответы учащихся 11-х классов

Результаты опроса учащихся 11-х классов свидетельствуют о том, что, они желают сразу после школы пойти на СПО гораздо меньше, чем учащихся 9-х классов (37,6 % по сравнению с 56,8 %).

Далее в опросе принимали участие те учащиеся, которые рассматривают для себя обучение по программе СПО (118 человек, из которых 71 человек — учащиеся 9-х классов, 47 человек — учащиеся 11-х классов).

Учащимся был задан вопрос: На какие направления СПО они хотели бы поступить. Распределение ответов учащихся представлено на рис. 3.

Рис. 3. Ответы учащихся о направлении СПО

Как видно из результатов, наибольшая часть опрошенных учащихся (33,9 %) рассматривает для себя экономическое направление.

Далее учащимся был задан вопрос: Куда бы Вы хотели поступить?

Рис. 4. Ответы учащихся в зависимости от выбора организации СПО

Результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство опрошенных учащихся предпочли бы поступить в бизнес-колледж Новосибирской Государственной Академии экономики и управления.

Также учащимся был задан вопрос: Из каких источников они узнают информацию об организациях СПО.

Рис. 5. Ответы учащихся об источниках информации

Исходя из ответов на данный вопрос, можно увидеть, что чаще всего для поиска организаций СПО учащиеся используют каталоги образовательных организаций, на втором месте — поисковые системы (Яндекс и Гугл).

Таким образом исходя из всего опроса можно сделать вывод о том, что обучаться в организациях СПО больше желают учащиеся 9-х классов, в после 11-класса, учащиеся хотят поступать в высшие учебные заведения. Информацию об учебных заведениях учащиеся узнают в основном из каталогов образовательных организаций и через поисковые системы интернета. В основном учащиеся рассматривают для поступления в СПО экономическое направление. Также большинство опрошенных учащихся предпочли бы поступить в бизнес-колледж Новосибирской Государственной Академии экономики и управления.

Рынок образовательных услуг среднего профессионального образования представлен широким спектром специальностей. Главным при выборе специальности и учебного заведения является расчет, сопоставление собственных возможностей и запросов рынка. Факторы, влияющие на принятие решений различны: экономические (цена за обучение), демографические (пол, возраст, состав семьи) и маркетинговые (бренд учебной организации, престиж специальностей, качество предоставляемых образовательных услуг, трудоустройство и перспектива карьерного роста потребителей). Востребованность учебных образовательных услуг учебного заведения во многом определяется пониманием того, каким образом осуществляется процесс выбора образовательной услуги в условиях жесткой конкурентной среды на данном рынке.

Литература:

  1. Гальперина В. М. Теория потребительского поведения и спроса. Т. 1. /Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа. 2016. — 80 с.
  2. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики / В. И. Беляев. –М., 2017. — 384 с.
  3. Востребованные профессии в 2019 г. Новости бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wiki-work.ru/novosti-biznesa/vostrebovannyeprofessii-v-2019-godu.html
  4. Прокопенко Ю. А. Образовательная потребность — основа функционирования образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 6. — С. 1594.
  5. Прядко, С. Н. Оценка факторов поведения потребителей на рынке образовательных услуг в маркетинговом планировании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-faktorov-povedeniyapotrebiteley-na-rynke-obrazovatelnyh-uslug-v-marketingovom-planirovanii-vuza.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, класс, ответ учащихся, профессиональное образование, Новосибирская область, платежеспособность населения, профессиональное обучение, услуга, внешняя среда, Новосибирская Государственная Академия.


Похожие статьи

Состояние рынка стоматологических услуг в Курске

В статье представлены результаты анализа динамики основных показателей рынка стоматологических услуг, тенденции изменения уровня конкуренции на рынке стоматологических услуг.

Формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы в России

В данной статье рассмотрены и проанализированы различные тесты и методики по финансовой грамотности, применяемые к учащимся начальной школы. Представлен анализ проведенного исследования формирования финансовой грамотности учащихся 4 класса.

Анализ рынка общественного питания в Воронежской области

В данной статье проанализирован рынок общественного питания в Воронежской области. Также дана характеристика сферы общественного питания в данной области, перечислены преобладающие типы заведений, их размещение и потребители. Рассмотрен гастрономичес...

Аспекты интернет-продвижения учреждения среднего профессионального образования на региональном уровне

В данной статье автором рассмотрены аспекты по Интернет-продвижения учреждений среднего профессионального образования на региональном уровне, в частности в городе Ростове-на-Дону.

Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе среднего профессионального образования

Уточнена сущность информационных технологий в СПО; определены особенности использования информационных технологий в образовании СПО; обозначена актуальность дальнейшего исследования по формированию проектировочной культуры у студентов СПО с применени...

Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания

В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета о государственной молодёжной политике

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Определяются предпочтительные для молодёжи направления взаимодействия с государством и формы желаемой государственной по...

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного кластера региона СКФО

В статье рассмотрены вопросы развития туристического кластера, его перспективы и возможности.

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

Анализ состояния и развития рынка банковского кредитования населения в РФ на современном этапе

В статье представлен анализ состояния и развития рынка банковского кредитования населения в РФ. Рассмотрена динамика рынка банковского кредитования населения в РФ, а именно: качественные и количественные характеристики изменений, факторы их определяю...

Похожие статьи

Состояние рынка стоматологических услуг в Курске

В статье представлены результаты анализа динамики основных показателей рынка стоматологических услуг, тенденции изменения уровня конкуренции на рынке стоматологических услуг.

Формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы в России

В данной статье рассмотрены и проанализированы различные тесты и методики по финансовой грамотности, применяемые к учащимся начальной школы. Представлен анализ проведенного исследования формирования финансовой грамотности учащихся 4 класса.

Анализ рынка общественного питания в Воронежской области

В данной статье проанализирован рынок общественного питания в Воронежской области. Также дана характеристика сферы общественного питания в данной области, перечислены преобладающие типы заведений, их размещение и потребители. Рассмотрен гастрономичес...

Аспекты интернет-продвижения учреждения среднего профессионального образования на региональном уровне

В данной статье автором рассмотрены аспекты по Интернет-продвижения учреждений среднего профессионального образования на региональном уровне, в частности в городе Ростове-на-Дону.

Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе среднего профессионального образования

Уточнена сущность информационных технологий в СПО; определены особенности использования информационных технологий в образовании СПО; обозначена актуальность дальнейшего исследования по формированию проектировочной культуры у студентов СПО с применени...

Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания

В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета о государственной молодёжной политике

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Определяются предпочтительные для молодёжи направления взаимодействия с государством и формы желаемой государственной по...

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного кластера региона СКФО

В статье рассмотрены вопросы развития туристического кластера, его перспективы и возможности.

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

Анализ состояния и развития рынка банковского кредитования населения в РФ на современном этапе

В статье представлен анализ состояния и развития рынка банковского кредитования населения в РФ. Рассмотрена динамика рынка банковского кредитования населения в РФ, а именно: качественные и количественные характеристики изменений, факторы их определяю...

Задать вопрос