В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи.
Ключевые слова: профориентационная работа, факторы выбора, каналы предоставления информации, потребность рынка труда.
Под профориентационной работой, в рамках данной статьи, будем понимать управление процессом готовности к профессиональному самоопределению школьников.
Основная цель профориентационной работы — сформировать у молодых людей установку на необходимость профессионального самоопределения, побудить к активному поиску, выбору и самостоятельному решению имеющихся проблем.
В литературе отмечено, что процесс профессионального становления и развития личности осуществляется непрерывно, проходя через этапы:
1) выбора своей будущей профессиональной деятельности;
2) получения профессии и выхода на рынок труда;
3) карьерного роста (вертикального и горизонтального), связанного с динамикой рынка труда;
4) профессионального совершенствования.
Все эти этапы связаны с определенными методами, формами, задачами и целями деятельности по формирования личности современного профессионала. Наиболее трудным является этап, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути, этот этап приходится на время учебы в школе.
К сожалению, многие исследования в данной области (В. И. Кузнецова, Поддубного А. В. и др.), указывают на то, что абитуриенты, поступающие в профессиональные образовательные организации, руководствуются при выборе профессии не интересом к конкретной специальности, а совершенно случайными мотивами и за время обучения не овладевают в должной мере знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Поэтому сегодня как никогда актуальна профориентационная работа с молодежью, где особая миссия возлагается на школу, но не всегда школа может самостоятельно справиться с поставленной перед ней задачами, поэтому необходимо сетевое взаимодействие с другими субъектами деятельности, такими как: профессиональными образовательными организациями (СПО и ВУЗЫ) работодатели, центры занятости, органы государственной власти и т. д.
Целью эмпирического исследования является выявление факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи г. Хабаровска и Хабаровского края.
Задачи исследования:
1) изучить факторы, влияющие на выбор образовательной организации и направления подготовки среди студентов КГБ ПОУ «Хабаровский технический колледж» (далее — колледж, ХТК);
2) изучить процесс поиска информации, критерии выбора профессии и образовательной организации СПО среди учеников 9–11 классов школ г. Хабаровска;
3) провести анализ ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг Дальнего Востока.
Исследования, проводимые на протяжении периода (2016–2018гг) среди первокурсников Хабаровского технического колледжа, подтверждают влияние на самоопределение школьников внешних факторов, например, на вопрос: «Когда ты принял решение о поступлении в ХТК?» в 2016 году 47,7 % абитуриентов указали выпускной класс, в 2018 это процент составил уже 62,2. Процент абитуриентов, которые решение приняли ранее, снизился с 53,1 % (2016 года) до 22,4 (в 2018 году).
Такие внешние факторы как мнение родителей увеличил свой вес с 19,3 % (2016г) до 21,5 % (2018г.), опыт обучения друзей и знакомых 21,2 % (2016г) до 26,5 % (в 2018г), мои друзья и одноклассники поступили в ХТК 16,1 % (2016г) до 23,1 % (2018г) и др., средний балл аттестата позволил поступить на бюджетное место 87,8 % (2016г.) и 89,6 % (2018г).
С целью изучения эффективности существующих каналов предоставления информации, проведен анализ анкетирования учащихся первого курса Хабаровского технического колледжа. Где представлены причины выбора ХТК как образовательной организации, результаты представлены в таблице 1.
Сомнение в обоснованности выбора побуждали 53 % в 2017г. и 57 % в 2018г. опрошенных абитуриентов рассматривать варианты поступления на другие специальность, в связи с чем, они (абитуриенты), подавали документы более чем на одну специальность.
Таблица 1
«Почему ты выбрал для поступления ХТК?»
показатель |
2016 год — 236 респондентов |
2017 год — 225 респондентов |
2018 год — 243 респондентов |
ХТК престижный колледж |
33,7 % |
39,7 % |
45,4 % |
Совет родителей, знакомых |
17,1 % |
15,1 % |
23,0 % |
Беседа с представителем колледжа |
8,4 % |
7,9 % |
6,6 % |
Мои друзья поступали в ХТК |
16,9 % |
18,9 % |
19,0 % |
Наличие нужного мне направления (специальности) |
49,2 % |
52,2 % |
53,4 % |
Следовательно, значительная часть выпускников школ не имеет потребности в становлении в качестве высококвалифицированного специалиста в конкретной отрасли промышленного производства. Выбор направления профессионального обучения носит у многих молодых людей случайный характер.
В 2017 и 2018 году абитуриентам колледжа задавался вопрос: проходили ли Вы профориентационные тесты и будете ли Вы учитывать их рекомендации при выборе профессии? Результаты опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты опроса
Варианты ответов |
2017 год — 225 респондентов |
2018 год — 243 респондентов |
Да, проходил. Буду учитывать рекомендации и выбирать профессию согласно им |
18 % |
17,8 % |
Да, проходил. Буду стараться учитывать, но поступлю, как получится |
24 % |
19 % |
Да, проходил. Но ничего не понял в рекомендациях, считаю их неважными, применять не буду |
37 % |
41,2 % |
Нет, не проходил |
21 % |
22 % |
Также нас интересовал вопрос: «Испытывают ли школьники затруднения в поиске информации о специальностях и образовательных организациях, есть ли проблемы в анализе информации». Результаты данного опроса представлены на рисунке 1
Рис. 1. Результаты опроса
Таким образом, из приведенных данных видно, что школьникам достаточно сложно сравнивать между собой различные условия поступления, анализировать большие массивы данных, делать выводы на основе полученной информации о проходных баллах, условиях обучения, формах обучения, стоимость и др. Многие отмечают, что трудно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке.
Подводя общий итог, следует отметить:
- Большинство школьников волнует вопрос самоопределения;
- Основной массив информации школьники получают из интернета, сайтов учебных заведений, бесед с родителями (учителями и др.), друзьями, из социальных сетей, профориентационных мероприятий образовательных организаций;
- Треть респондентов ответили, что им тяжело сравнивать между собой условия поступления в образовательные организации (проходные баллы, условия обучения, формы обучения, стоимость и др.), в тоже время были отмечены такие факторы как быстро меняющаяся ситуация и наставления взрослых;
- Уровень информированности о профессии школьниками определяется нами как средний, уровень информированности об образовательных организациях среди большинства опрошенных достаточно высок;
По данным опроса Всероссийского центра общественного мнения, проведенного в 2017 году, с проблемами подбора кадров на Дальнем Востоке сегодня сталкиваются 78 % работодателей. Причины кроются в дисбалансе на региональном рынке труда.
В 2016 году высшие учебные заведения Дальнего Востока выпустили почти 37 тысяч специалистов, что на 20 % больше, чем количество выпускников профессиональных образовательных учреждений. Между тем, согласно анализу кадровых потребностей, 70 % создаваемых ими рабочих мест приходятся на квалифицированные рабочие специальности и профессии, (таблица 4).
В ближайшие годы на Дальнем Востоке будут востребованы специалисты в сфере добычи полезных ископаемых, добычи и переработки нефти и газа, в области строительства, машиностроения, рыболовства и аквакультуры, сельского хозяйства и пищевой промышленности, лесопереработки, а также транспорта и логистики.Это девять ключевых отраслей экономики, которые продемонстрируют опережающий рост.
Новая экономика региона формирует спрос на квалифицированные кадры, а также новые компетенции и новые профессии. К сожалению, до сих пор профессию выбирают по привычке или статусу, отдавая дань моде или семейным традициям, часто идут за компанию. Поэтому за время обучения не овладевают в должной мере знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. В результате лишь небольшой процент выпускников сегодня работает по специальности.
Таблица 4
Показатели прогноза потребности экономики Хабаровского края в выпускниках образовательных организаций по программам подготовки специалистов среднего звена на период до 2030 г. (выборочно) 9
Раздел ОКВЭД/ ОКСО |
Наименование видов экономической деятельности/ профессии, специальности, направления подготовки |
Выпуск обучающихся в крае |
Прогноз |
||||
Факт 2017 г. |
План 2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
||
А |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
175 |
239 |
122 |
129 |
126 |
132 |
В |
Добыча полезных ископаемых |
46 |
58 |
215 |
222 |
235 |
240 |
С |
Обрабатывающие производства |
509 |
598 |
687 |
712 |
728 |
736 |
D |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
92 |
137 |
460 |
467 |
474 |
481 |
Е |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
60 |
57 |
71 |
66 |
69 |
70 |
F |
Строительство |
495 |
472 |
648 |
651 |
660 |
670 |
G |
Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт автотранспортных средств |
348 |
360 |
380 |
385 |
388 |
393 |
Н |
Транспортировка и хранение |
801 |
879 |
1 329 |
1 333 |
1 330 |
1 360 |
Несмотря на то, что согласно прогнозу, наибольшая восстребованность на рынке труда Дальнего Востока существует среди инженерно-технических кадров специалистов среднего профессионального образования, безработица среди молодых специалистов (специалистов без опыта работы) по данным «Хабстата» составляет более 15 %. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии [8, 4], и продолжается оно в процессе получения образования по выбранной специальности [6].
По нашему мнению, готовность к профессиональной деятельности сказывается на успешности будущего профессионального развития (карьерного роста). Успех развития профессиональной деятельности базируется на том, как человек в своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: выбор профессионального пути, обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и т. д. И именно профориентационная работа может и должна способствовать фактору успешности развития в профессиональной деятельности.
Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии. Разрешение этой проблемы основывается на решении таких задач как:
- Необходимо хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.
- Необходимо правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.
- Необходимо изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.
- Необходимо исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.
По нашему мнению, систему профессиональной ориентации необходимо строить на основе неразрывного единства знаний, убеждений и действий, слов и дела. Цель профориентационной работы — скорректировать профессиональные намерения учащихся с помощью дифференцированной работы с каждым обучающимся в зависимости от их индивидуальных и возрастных особенностей. Реализовывая план профориентационной работы средствами, формами и методами, соответствующими психо-возрастным характеристикам учащихся, возможно, преодолеть ошибки, противоречия, шаблонные (стереотипные) взгляды на выбор жизненного пути и профессии.
На наш взгляд, наиболее остро стоит вопрос о повышении достоверной информационной среды школьников (будущих абитуриентов), которая поможет им в выборе самоопределения, специальности и профессиональной образовательной организации.
Литература:
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2005. — 304 с.
- Лунина Ю. В. Опыт проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в системе профориентации / Лунина Ю. В., Саломатова С. Н. АНИ: педагогика и психология, 2017. — № 2(19). — С. 89.
- Лунина Ю. В. Профессиональная ориентация абитуриентов/ Лунина Ю. В., Ковалева Л. В., Казарбин А. В. Проблемы высшего образования: Хабаровск, 8–10 апр.2015г./под ред. Т. В. Гомза — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та, 2015. — 297с.
- Милославский В. Г., Алиева Н. Х., Соловьев С. М., Компилецкая О. Д., Казиев Т. Р. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы / В. Г. Милославский, Н. Х. Алиева, С. М. Соловьев, О. Д. Компилецкая, Т. Р. Казиев // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 905–911.
- Попович А. Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ / А. Э. Попович //Социально-гуманитарные знания. — 2011. — No 2.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.:, 1996. — 152 с.
- Управление федеральной службы государственной статистики по хабаровскому краю, магаданской области, еврейской автономной области и чукотскому автономному округу// Электронный ресурс http://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/about