Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 10.05.2021

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Подъянова, Г. В. Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения / Г. В. Подъянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80832/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Ключевые слова: стратегия поведения в системе образования, терминальные и инструментальные ценности, студенческая субкультура, заочная форма обучения.

Обучение в вузе является важнейшим шагом на пути к будущему каждого индивида, особенно для его успешного позиционирования на рынке труда, но далеко не все студенты ставят своей целью получить знания. Проблема образования является одной из актуальных проблем развития человеческого потенциала молодых людей в современном обществе. Для того, чтобы более полно изучить данную проблему, необходимо понять отношение современной молодежи к образованию и какую роль оно играет в системе ценностей и жизненных стратегий молодежи.

По данным всероссийских исследований молодежи в 1997 г. стремление получить хорошее образование высказали 82,2 % опрошенных, в 2007 г. — 85,4 %, в 2009 г. — 85,6 % [2]. По данным статистического сборника «Индикаторы образования: 2017», выпущенного НИУ ВШЭ, Россия входит в десятку стран-лидеров с высокой долей взрослого населения, имеющего высшее образование: 20,8 % населения в возрасте 55–64 лет и 40,3 % в возрасте 25–34 лет [4]. Это подтверждает тот факт, что высшее образование занимает важное место в жизненных планах большей части населения страны. Обучение в вузе является одним из важных шагов на пути к будущему каждого человека, особенно для его успешного позиционирования на рынке труда, но далеко не все молодые люди ставят своей основной целью получение знаний.

Для изучения и понимания значимости образования в современном обществе используем классификацию разделения ценностей, предложенной М. Рокичем [1]. Он выделял два вида ценностей: терминальные ценности, представляющие собой самоцель, и инструментальные ценности, выступающие в качестве инструмента, который используется индивидами для достижения наиболее важных целей.

Для молодежи характерно рассматривать образование как средство достижения социального статуса, как доступ к социальной мобильности и как способ преодоления статусных ограничений. Молодёжь стремится получить высшее образование, которое поможет стать на шаг ближе к своим вышестоящим целям. О нарастании тенденции к восприятию образования как инструментальной ценности свидетельствуют ряд проводимых в России исследований [3]. Погоня за жизненным успехом препятствует полной вовлеченности в образовательный процесс, снижается качество полученных знаний, так как молодые люди думают только о наличии диплома о высшем образовании, а не его содержании [3]. Противоречие между сохранением стремления к получению академических знаний и желанием использования образования в качестве инструмента для достижения своих более важных целей среди молодежи — это и есть основная проблема. Значительная часть молодежи выбирает заочную форму обучения, как одну из самых удобных в плане сочетания учебного процесса и развития в других сферах жизни общества.

Согласно итогам исследования, проводимого в Пермском государственном техническом университете, студенты считают, что заочная форма обучения является более эффективной для получения образования [7]. Кроме того, современная форма заочного обучения, из-за появившейся возможности полноценного трудоустройства, позволяет студентам меньше зависеть от родительского кошелька, кредита на образование или не зависеть вообще. Студенты также отмечают, что работа помогает применять на практике получаемые в процессе заочного обучения знания [7].

Согласно данным «Мониторинга экономики образования», проведённого НИУ ВШЭ в 2002–2005 гг., в результате опроса среди студентов были выделены причины выбора вуза, цели получения образования, требования, предъявляемые студентами к будущей работе. Эти данные позволили выделить основные стратегии поведения студентов в системе образования [6, С. 58–68]:

  1. Самореализация в профессиональной сфере . Эта стратегия говорит о стремлении реализации студента в работе, получении теоретической базы знаний и выработке навыков самоорганизации, при этом направление образовательной подготовки не имеет для студента никакого значения.
  2. Избегание деятельности (вечный студент). Данный тип стратегии относится к тем студентам, которые получают образование в силу нежелания или отсутствия готовности выйти на рынок труда.
  3. Направленное развитие . Стратегия студентов, направленная на карьерный рост. Главный способ достижения своей цели — направленное развитие за счёт получения диплома и продолжения образования.
  4. Экспертный подход . Успешная карьера и высокий доход — ключевая цель образования студентов, которые используют данную стратегию, которая включает в себя несколько временных перспектив и предполагает инвестиции в диплом, действительно отражающий уровень полученных знаний. В процессе обучения у них формируется высокий статус, и в дальнейшем они готовы совмещать работу и учёбу. У таких студентов появляется желание занимать позицию независимого эксперта, а также возрастают требования к будущей работе.
  5. Самоопределение в карьере . Основной целью студентов является создание успешной карьеры, главное — хорошая заработная плата и перспективы развития. В процессе обучения основные инвестиции направлены не в диплом, как в стратегии «Экспертный подход», а в развитие универсальных базовых знаний и навыков. В отличие от стратегии «Направленное развитие», здесь студенты отрицают желание продолжать образование, они направлены на поиск себя в своей будущей деятельности, которую, возможно, они еще не выбрали.
  6. Воспитание дипломированного специалиста . Данная стратегия подразумевает важность становления профессиональных навыков у студента, подтверждённых формально (т. е. наличие диплома), однако уровень дохода и престиж здесь не так важны. К данной стратегии относятся студенты, который уже обдумали планы на своё будущее и знают требования, которые будут предъявляться им на работе. Главное не наличие диплома, а его содержание.
  7. Инвестиция в «корочку» . В отличие от предыдущей стратегии, здесь главное не содержание диплома, а его наличие. Основной целью студентов является устройство на хорошую работу путём получения образования, при этом направление образовательной подготовки не имеет значения.
  8. Профессиональная карьера . Эта стратегия ориентируется на внешние показатели статуса образования и профессии. Студенты не стремятся продолжить образование, они готовы выйти на рынок труда сразу после окончания учёбы, так как знают основные требования, предъявляемые будущей профессией. Целью обучающихся по данной стратегии является всестороннее развитие личности.

Исходя из интересов студентов, их стратегий поведения в системе образования, отношений между студентами, отношений вузу и образованию в целом, всех учащихся можно поделить на несколько групп. Так двое профессоров Калифорнийского университета в Беркли Бертон Кларк и Мартин Троу определяли студенческие субкультуры и делили студентов по двум основаниям: заинтересованность жизнью вуза и интеллектуальность интересов, устремлений [5]. Интеллектуально ориентированные студенты, которые ценят студенческую жизнь, учатся ради знаний, проводят много времени за учебой, дискутируют с преподавателями на научные темы, по типологии Кларка и Троу относятся к академической (academic) субкультуре . Для этой субкультуры образование имеет терминальный характер, и эти студенты выбирают такие стратегии поведения в системе образования, которые, в первую очередь, направлены на получение профессиональных знаний и навыков, для них важна сфера деятельности и специальность, которой они обучаются.

Противоположной академической субкультуре была коллегиальная, университетская (collegiate) субкультура . Студенты этой субкультуры также ценят университетскую жизнь, однако интеллектуальная составляющая для них не имеет ценности. Их жизнь посвящена неформальной стороне жизни университета всё время. Таких студентов учеба интересует лишь степени «лишь бы не исключили», чтобы не потерять возможность участвовать в университетской жизни. Образование для них имеет инструментальную ценность, поскольку важно сама принадлежность к вузу и общение со студенческим сообществом по вопросам, не связанным с обучением.

Третья субкультура, согласно определению Кларка и Троу, была контркультурной типологией. Для студентов в нонконформистской (nonconformist) субкультуре главной целью была борьба за гражданские права, они были увлечены политикой и событиями вне учебного заведения.

Студенты профессиональной (vocational) субкультуры поступают в вуз, чтобы получить высшее образование как можно более оптимально и эффективно. Эти люди интересуются учебой и получением диплома, чтобы повысить свою квалификацию, свой статус в обществе, но академическая жизнь не представляет для них интереса [5].

Осенью 2020 года нами был проведен ряд глубинных интервью, участниками которого стали студенты заочной формы обучения в возрасте от 19 до 23 лет, по два представителя вузов г. Перми (ПГНИУ, ПНИПУ, ПГГПУ), имеющие отличие в дисциплинарных направлениях: гуманитарное и инженерное. Согласно данным исследования студенты заочного образования чаще всего относятся к профессиональной студенческой субкультуре и об этом свидетельствует следующее. Во-первых, студенты заочного образования, как правило, совмещают работу и учебу. В некоторых случаях это вынужденная мера, поскольку социально-экономическая позиция родителей не позволяет содержать молодого человека, а в некоторых — самостоятельное желание молодых людей вступить в трудовые отношения в качестве работника и начать нарабатывать трудовой стаж. Во-вторых, данная категория студентов весьма не заинтересована внеучебной деятельностью вуза. Никто из участников интервью не состоит в студенческих клубах, студотрядах и не планирует участвовать в мероприятиях вуза.

В-третьих, основной целью поступления в вуз на заочное отделение является формальное получение диплома о высшем образование для улучшения своей позиции и повышения конкурентоспособности на рынке труда. Информанты пришли к общему мнению о том, что большую часть знаний и навыков молодежь приобретает в процессе трудовой, профессиональной деятельности, и лишь небольшая часть теоретических знаний приобретается во время учебного процесса. Таким образом, можно сказать, что знания и навыки, которые получают студенты во время обучения в вузе, для молодежи имеют либо не значительную ценность, либо не имеют ценности вообще. Следовательно, для молодежи в основном важно лишь наличие диплома, а не его содержание. Кроме того, часть информантов считает, что без высшего образования вполне возможно устроиться на работу или открыть свой бизнес, но не исключают того факта, что диплом является «подушкой безопасности» на непредвиденный случай жизни.

Половина участников интервью считают, что для получения высшего образования важен выбор вуза и его престижность, однако другая половина посчитала, что престижность вуза не играет никакой роли. Данный индикатор стратегии поведения в системе образования зачастую важен для некоторых будущих работодателей при трудоустройстве, поэтому молодые люди стремятся поступить в более престижный вуз в качестве перестраховки.

В ходе анализа полученных данных также выяснилось, что, исходя из целей и мотивов получения высшего образования, студентов-заочников можно разделить на два типа — те, кому важна специальность, которой они обучаются в вузе и тех, кому это не принципиально. К первому типу относятся трудоустроенные студенты-заочники, которые желают укрепить свои позиции и строить карьеру по месту работы. Второй тип — студенты заочной формы обучения, желающие поменять работу на более престижную. Диплом нужен для успешного трудоустройства, независимо от специальности.

Согласно всему вышесказанному, мы видим, что для студентов заочной формы обучения ценность образования имеет инструментальный характер, а основными стратегиями поведения в системе образования выступают следующие: инвестиция в корочку, самоопределение в профессиональной сфере, направленное развитие. Следовательно, мотивы и цели поступления на заочную форму образования могут быть разными, но всё же всех студентов данной изучаемой категории объединяет одно — все они стремятся к улучшению своего положения на рынке труда.

Литература:

  1. Rokeach M. The nature of human values. New-York: Free Press, 1973–438p.
  2. Буланова, М. Б. Образование в жизненном мире Российской молодежи / М. Б. Буланова. — Текст: непосредственный // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2015. — №. — С. 54–57.
  3. Епифанова, Е. М. Изучение образовательных стратегий молодежи / Е. М. Епифанова. — Текст: электронный // https://cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-obrazovatelnyh-strategiy-molodezhi/viewer (дата обращения: 07.05.2021).
  4. Индикаторы образования: 2017: статистический сборник / Под ред. Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 320 с.
  5. Кэтлин, С. Р. Reflections on Clark and Trow’s Student Subcultures: 50 Years Later / С. Р. Кэтлин. — Текст: электронный // https://nacada.ksu.edu: [сайт]. — URL: https://nacada.ksu.edu/Resources/Clearinghouse/View-Articles/Reflections-on-Clark-and-Trows-Student-Subcultures-50-Years-Later.aspx (дата обращения: 07.05.2021).
  6. Темницкий А. Л. Динамика терминальных и инструментальных ценностей учёбы у студентов МГИМО / А. Л. Темницкий. — Текст: электронный // http://www.isras.ru: [сайт]. — URL:http://www.isras.ru/files/File/publ/Temnitsky_dinamia_termin_i_instrum_zennostey.pdf (дата обращения: 07.05.2021)
  7. Якупова, О. В. Заочное обучение в представлении студентов / О. В. Якупова. — Текст: электронный // https://cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaochnoe-obuchenie-v-predstavlenii-studentov-1/viewer (дата обращения: 07.05.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): студент, высшее образование, система образования, заочная форма обучения, рынок труда, наличие диплома, заочное образование, направленное развитие, получение образования, стратегия поведения.


Ключевые слова

стратегия поведения в системе образования, терминальные и инструментальные ценности, студенческая субкультура, заочная форма обучения

Похожие статьи

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Анализ подходов к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения

В статье автор исследует различные подходы к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения. Анализ основан на теории зоны ближайшего развития Льва Выготского, исследованиях Ивана Павлова об условных реф...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Методические подходы в обучении студентов СПО, ориентированные под запросы работодателя

В статье раскрываются методические подходы в обучении студентов колледжа.

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Ситуационные задачи как средство формирования профессиональных компетенций студентов

В статье рассматривается роль ситуационных задач в практическом обучении студентов, также описывается роль практико-ориентированных заданий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающегося.

Тенденции изменений целевых ориентиров обучения математике в общеобразовательной школе

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Похожие статьи

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Анализ подходов к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения

В статье автор исследует различные подходы к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения. Анализ основан на теории зоны ближайшего развития Льва Выготского, исследованиях Ивана Павлова об условных реф...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Методические подходы в обучении студентов СПО, ориентированные под запросы работодателя

В статье раскрываются методические подходы в обучении студентов колледжа.

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Ситуационные задачи как средство формирования профессиональных компетенций студентов

В статье рассматривается роль ситуационных задач в практическом обучении студентов, также описывается роль практико-ориентированных заданий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающегося.

Тенденции изменений целевых ориентиров обучения математике в общеобразовательной школе

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Задать вопрос