Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017

Статья просмотрена: 10050 раз

Библиографическое описание:

Ребрикова, Н. В. Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор / Н. В. Ребрикова, О. В. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 417-420. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41577/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящее время рейтинги университетов являются главным фактором при выборе вуза у абитуриентов. В статье представлены результаты анализа рынка образовательных услуг, в ходе исследования выделены факторы макро- и микросреды, влияющие на деятельность вузов. Для оценки востребованности факультета в вузе были определены и рассчитаны показатели, которые характеризуют потребителей образовательных услуг в современных условиях.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рейтинг, факторы макросреды, эластичность, показатель концентрации

В условиях жесткой конкуренции российские вузы вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку не просто новые, но более качественные образовательные программы. Одним из определений рынка является совокупность сделок между покупателями и продавцами. В случаи рынка образовательных услуг покупателями выступают люди, которые имеют потребность в знаниях и навыках, а продавцами — учреждения, предлагающие программы обучения.

Поскольку рынок образования рассматривается частью сферы услуг, то для него характерны некоторые особенности. Услуги носят длительный и многоступенчатый характер. Сами услуги невозможно хранить, но результат деятельности сохраняется в течении определенного периода жизни человека. Деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями, лицензируется. При это часть услуг предоставляется бесплатно на конкурсной основе (за счет средств бюджета), а часть — платно (за счет покупателей).

Обзор и анализ рынка образовательных услуг актуален и важен не только для самих ВУЗов, но и для потребителей/покупателей — абитуриентов и их родителей. Руководство учебного заведения всегда пристально следит за рейтингом своего учреждения, так как это позволяет увеличить конкурс на бюджетные места и привлечь поступающих на платную основу, а значит обеспечить ВУЗ работой на ближайшие несколько лет.

Ежегодно обзорами и сбором статистики занимаются РОССТАТ, ФОМ, ВЦИОМ, журналы «Эксперт РА», маркетинговые центры и многие другие организации.

Рынок образовательных услуг — это экономические взаимоотношения; реализация образовательных услуг на материальной основе участниками рынка: учащимися, образовательными учреждениями и лицами (организациями), оплачивающими эти услуги. Российский рынок образовательных услуг сформировался в 90-х гг. прошлого века. В нем выделяют два больших сектора: государственный и негосударственный. По данным ФОМ 38 % студентов обучаются на платной основе [1].

Рассмотрим некоторые факторы макросреды:

  1. Демографический. Ухудшение демографической ситуации оказывает прямое влияние на конъюнктуру рынка образовательных услуг. Снижение численности выпускников 9–11 классов после 2008 г привело к снижению спроса на образовательные услуги [2].
  2. Политическая обстановка и влияние государства. После подписания Россией Болонской декларации в сентябре 2003 года Вузы были вынуждены к 2010 году перейти на двухступенчатую систему образования, пройти аккредитацию и перейти на европейскую систему учета дисциплин и зачетных единиц [3].
  3. Экономический. На одну семью, в которой есть статья расходов высшее образование — средний уровень составил 850–1000 долларов за год. В нынешних условиях стоимость обучения в ВУЗах варьируется от 18 тысяч рублей до 350 тысяч в семестр. Следует отметить так же огромную роль географического фактора, поскольку обучение в столичных ВУЗах намного дороже.

Сравнивая московский рынок с общероссийским, можно выделить несколько особенностей.

Во-первых, Москва — город контрастов. Здесь находятся самые лучшие и дорогостоящие учебные заведения, но также можно найти и обучающие программы по низким ценам (хотя выглядят они слабо и сомнительно).

Во-вторых, московские ВУЗы обладают лучшим оснащением, более новыми технологиями и программами, имеют контакты с зарубежными учебными заведениями. Все это помогает московским ВУЗам отвечать на новые потребности и оставаться в верхушке рейтинга.

На 2015 год в России оказывают свои услуги 950 образовательных организаций, из которых 548 государственных и муниципальных и 402 частных [4]. Причем 24 % всех учебных заведений находятся в Москве. И в большинстве есть экономические специальности (179 заведений).

В-третьих, для московских учреждений характерна экспансия в регионы. Популярные Вузы открывают свои филиалы в регионах, предоставляют свои учебные планы и программы, литературу, а также выпускникам вручается московский диплом. Стоимость такого обучения значительна ниже, но качество образования сильно не отличается от региональных ВУЗов, так как они имеют один и тот же преподавательский состав.

При помощи аттестации качества образования составляется рейтинг ВУЗов, где учитываются такие показатели как:

– уровень профессорского преподавательского состава;

– аудиторный фонд;

– уровень информатизации;

– количество публикаций, защищаемых диссертаций;

– бюджетные ассигнования на научные исследования;

– техническое оснащение и использование передовых технологий и т. д.

К верхушке рейтингов московских экономических ВУЗов 2014 года относятся [5]:

  1. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;
  2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  3. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
  4. Финансовый университет при Правительстве РФ;
  5. Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова и др.

Среди вузов, чьи позиции в рейтинге снизились, можно отметить Финансовый университет (17-е место против 12-го в 2013 году) и Национальный исследовательский университет «МЭИ» (14-е место против 10-го годом ранее). Динамика Финансового университета обусловлена «болезнью роста»: к университету были присоединены несколько вузов, включая Всероссийский заочный финансово-экономический институт, в результате чего количество студентов выросло более чем на 50 %, тогда как финансирование вуза увеличилось всего на 3 % [6].

Эластичность показывает, как может измениться ситуация на рынке при колебание основных факторов (доход потребителя, цена товара, цена аналогичного товара).

, (1)

где P1 начальная цена;

P2 — новая цена;

Q1 — первоначальный объем;

Q2 — новый объем.

Таблица 1

Расчет эластичности образовательных услуг Финансового университета [7]

Факультет

2013 год

2014 год

Коэффициент эластичности предложения

Стоимость обучения, руб.

Кол-во платных мест

Стоимость обучения,

Руб.

Кол-во платных мест

Международные экономические отношения (МЭО)

295 000

60

324 500

100

5,26

Финансово-экономический факультет (ФЭФ)

242 000

75

266 000

100

1,38

Анализ рисков и экономическая. Безопасность (АРиЭБ)

195 000

4

214 500

10

0,9

Таким образом, в 2014 году на платную форму обучения факультетов МЭО и ФЭФ имело место эластичное предложение (|E|>1), то есть рост количества принятых абитуриентов больше, чем стоимость обучения. Чего нельзя сказать о факультете «Анализа рисков и экономической безопасности», где темп роста стоимости обучения выше темпов увеличения платных мест (неэластичное предложение, или 0

При оценке уровня конкуренции на рынке говорят об интенсивности конкуренции, то есть концентрации фирм в данной нише. Рассматривают величину обратную интенсивности конкуренции — монополизацию рынка. От этих показатель зависит стратегия, ценовая и товарная политика организации. Рассчитаем некоторые показатели.

Четырехдольный показатель концентрации (CR4 — Concentration Ratio).

, (2)

где — объем реализации продукции i-ой организации, млн.руб.,

- общий объем реализации продукции заданного ассортимента, млн.руб.

Таблица 2

Объем реализации идоля рынков основных представителей рынка

Высшее учебное заведение

Кол-во платных мест

Стоимость обучения, руб

Объем реализации услуг, руб

Доля рынка,%

Финансовый университет

100

266 000

26 600 000

5,7

МГУ

90

350 000

31 500 000

6,7

ВШЭ

100

400 000

40 000 000

8,6

РАНХ и ГС

80

220 000

17 600 000

3,8

Общий объем

4 650 000 000

100

Такое малое значение четырехдольного показателя концентрации говорит об отсутствие монополии на рынке образовательных услуг.

Оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов — индекса Херфиндала (Herfindahl-Hirschman index).

, (3)

где Si доля участника рынка.

В проведённом исследовании исходя из расчетов индекс Херфиндала получился равен следующему значению: . Такой низкий показатель индекса HHI позволяет отнести рынок образовательных услуг к рынку с низким уровнем монополизации (HHI <1000) [8].

Таким образом, можно сказать, что наибольшая концентрация образовательных учреждений находится в Москве и в большинстве из них есть хотя бы одна экономическая специальность, связанная с профилем ВУЗа. Представителей рынка, специализирующихся только на экономике, не так много и доля их значительно выше, чем у других. Об этом свидетельствуют индекс Херфиндала-Хиршмана и четырехдольный показатель концентрации.

В проведенном исследовании было выявлено значительное влияние факторов макро- и микросреды на ВУЗы Москвы. Факторы макросреды формируют будущий спрос на услуги (демография), регламентируют и контролируют деятельность учреждений (политические) и др. Факторы микросреды формируют ценовую и товарную политику организаций, то есть платежеспособность, культурный уровень покупателей влияет на стоимость обучения, а наличие аудиторного фонда, качественного преподавательского состава и новых учебных программ влияет на конкурентоспособность ВУЗа.

Для более подробного обзора рынка анализ был сведен к экономическим ВУЗам Москвы, а некоторые показатели к одному учебному заведению — Финансовому университету при Правительстве РФ. В ходе расчетов, было выявлено, что эластичность предложения платных программ обучения не равномерна. Более востребованными с эластичным предложением являются факультеты: «Финансово-экономический факультет» и «Международных экономических отношений». Следует отметить, что факультет «Анализ рисков и экономической безопасности» имеет неэластичный спрос. В целом же видна нечувствительность потребителей к цене. Это объясняется тем, что потребители придают большое значение характеристикам услуг и многие подходят к выбору очень ответственно, выбирая перспективы для будущих поколений.

Литература:

  1. Россия в цифрах: высшее образование/ ФОМ. Электронный ресурс: [http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11442] 7.04.2014/ Дата обращения: 20.09.2016
  2. Башарина А. В. Влияние социально-демографических факторов на рынок образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в регионах Российской Федерации/ Экономика. — 2010
  3. Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России/ Знание. Понимание. Умение. № 11- 2010 г
  4. Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования/ Официальная статистика РОССТАТ
  5. Крячко К. С. Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы / К. С. Крячко // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55–59.
  6. Поступление.Ру//Портал для абитуриентов. Электронный ресурс [http://postyplenie.ru/results_of_admission/2014/cost/?CODE=fu&ID=3630&PAGEN_1=2]
  7. Рейтинг вузов России 2014/ «Эксперт РА» — № 18. -2012 — С. 24
  8. Экономическая теория./ www.Grandars.ru. Электронный ресурс [http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/indeks-herfindalya-hirshmana.html]
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, вуз, стоимость обучения, Финансовый университет, Вуз были, место, Москва, Национальный исследовательский университет, платная основа, рынок.


Похожие статьи

Демографические факторы и объем рынка высшего образования (на примере Калининградской области)

В статье рассмотрено влияние демографических факторов на емкость рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Авторами были построены регрессионная и трендовая модель развития рынка образования в Калининградской области ...

Феномен качества образования и его индикаторы

В данной статье речь идет о том, с помощью каких критериев оценивается качество образования в современном мире. Анализ материала показывает, что они могут оказывать значительное влияние на репутацию и конкурентоспособность вузов и школ в глазах прямы...

Особенности управления финансовыми рисками в девелопменте

В статье рассматривается вопрос влияния финансовых рисков для проектов в сфере девелопмента. Данная тема актуальна в период коронокризиса для строительных компаний. Приведены результаты опроса среди компаний из разных регионов Казахстана по влиянию р...

Бренд университета глазами абитуриента

В статье рассмотрены и проанализированы основные критерии, на которые обращают внимание абитуриенты и их родители при выборе дальнейшего места обучения, какие факторы влияют на их выбор, а также роль бренда высшего учебного заведения при выборе униве...

Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие

В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на раз...

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Наиболее значимые ESG-факторы, оказывающие влияние на капитализацию российских компаний

Представленная статья раскрывает характер взаимосвязи между экологическими, социальными и управленческими факторами и капитализацией российских компаний нефтегазовой отрасли. В результате проведенного исследования были выявлены наиболее значимые ESG-...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Тенденции развития рынка коммуникационных услуг в России

Данная научная статья посвящена исследованию особенностей развития рынка коммуникационных услуг, которые во многом определяют инфраструктуру современных предприятий, отражают уровень развития информационных технологий и влияют на весь современный эко...

Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия

Рентабельность — наиболее важный и точный показатель, по которому модно судить о прибыли, получаемой предприятием в ходе хозяйственной деятельности. В настоящей статье были рассмотрены показатели рентабельности как средства анализа эффективности деят...

Похожие статьи

Демографические факторы и объем рынка высшего образования (на примере Калининградской области)

В статье рассмотрено влияние демографических факторов на емкость рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Авторами были построены регрессионная и трендовая модель развития рынка образования в Калининградской области ...

Феномен качества образования и его индикаторы

В данной статье речь идет о том, с помощью каких критериев оценивается качество образования в современном мире. Анализ материала показывает, что они могут оказывать значительное влияние на репутацию и конкурентоспособность вузов и школ в глазах прямы...

Особенности управления финансовыми рисками в девелопменте

В статье рассматривается вопрос влияния финансовых рисков для проектов в сфере девелопмента. Данная тема актуальна в период коронокризиса для строительных компаний. Приведены результаты опроса среди компаний из разных регионов Казахстана по влиянию р...

Бренд университета глазами абитуриента

В статье рассмотрены и проанализированы основные критерии, на которые обращают внимание абитуриенты и их родители при выборе дальнейшего места обучения, какие факторы влияют на их выбор, а также роль бренда высшего учебного заведения при выборе униве...

Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие

В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на раз...

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Наиболее значимые ESG-факторы, оказывающие влияние на капитализацию российских компаний

Представленная статья раскрывает характер взаимосвязи между экологическими, социальными и управленческими факторами и капитализацией российских компаний нефтегазовой отрасли. В результате проведенного исследования были выявлены наиболее значимые ESG-...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Тенденции развития рынка коммуникационных услуг в России

Данная научная статья посвящена исследованию особенностей развития рынка коммуникационных услуг, которые во многом определяют инфраструктуру современных предприятий, отражают уровень развития информационных технологий и влияют на весь современный эко...

Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия

Рентабельность — наиболее важный и точный показатель, по которому модно судить о прибыли, получаемой предприятием в ходе хозяйственной деятельности. В настоящей статье были рассмотрены показатели рентабельности как средства анализа эффективности деят...

Задать вопрос