На современном этапе экономического развития образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающим экономический рост и социальную стабильность. Формирование многоукладной системы образования актуализирует проблему становления и развития рынка образовательных услуг, оказывающих непосредственное влияние на удовлетворение потребностей общества в высококвалифицированных специалистах в различных областях знаний, что является одной из приоритетных задач государства. Главным в современном управлении является повышенное внимание к человеческому фактору, к его развитию и образованию. Требования к подготовке специалиста формулируются вне системы образования. Они исходят из общих экономических и общественных целей государства.
Рынок образовательных услуг имеет следующие характеристики:
- обучение дает знания, увеличивая производительность, отдачу сотрудника;
- повышение уровня образования компенсируется приростом дохода (зарплаты);
- количество труда в течение периода времени определяется соотношением предпочтений между трудом и отдыхом, зависящим от соотношения ценностей этих благ.
Рынок образовательных услуг имеет два уровня экономического эффекта (рис.1).
Рис. 0.1 Уровни экономического эффекта рынка образовательных услуг
Главной особенностью современной ситуации на российском рынке образовательных услуг остается достаточно высокая конкуренция в сфере образования, которая связана, прежде всего, с увеличением предложения образовательных услуг на рынке. Это было вызвано повышением платежеспособности населения (за последние 5 лет) и коммерциализацией образования. Сегодня не малую роль в формировании рынка образовательных услуг играет уровень доходов населения, его финансовые возможности, т. к. доля платного образования с каждым годом только увеличивается. Появилось достаточно много частных учебных заведений, например, в 2005 г. в России по всем уровням сферы образования их насчитывалось 409, что составило всего 2,2 % от их общего числа, а в 2013 — уже около 700.
Растет и число платных образовательных услуг в системе высшего образования, сегодня уже число студентов, обучающихся на платной основе, превысит число, получающих образование бесплатно. Согласно законодательству РФ второе высшее образование может быть только платным. Таким образом, развитие платного сектора рынка образовательных услуг является закономерной тенденцией развития современного рынка образования в России, которая затрагивает также и социальный аспект экономических отношений в обществе, т. к. он связан с присвоением средств и результатов производства. Однако на современном этапе, в период экономического кризиса в стране, платежеспособность населения уменьшается. Поэтому значительно сокращается спрос на различные специфические услуги в области образования, такие как курсы повышения квалификации работников, семинары по актуальным тематикам бизнеса и др. [4, с. 162]. Динамика прироста высших учебных заведений РФ представлена в таблице 1.
Таблица 1
Статистические данные динамики прироста высших учебных заведений РФ в период с 2000 по 2012 гг.
Годы |
Число учебных заведений |
В них студентов — всего, тыс. чел. |
На 10 000 человек населения приходилось студентов, человек |
2000/01 |
965 |
4741,4 |
324 |
2001/02 |
1008 |
5426,9 |
373 |
2002/03 |
1039 |
5947,5 |
410 |
2003/04 |
1044 |
6455,7 |
448 |
2004/05 |
1071 |
6884,2 |
480 |
2005/06 |
1068 |
7064,6 |
495 |
2006/07 |
1090 |
7309,8 |
514 |
2007/08 |
1108 |
7461,3 |
523 |
2008/09 |
1134 |
7513,1 |
526 |
2009/10 |
1114 |
7418,8 |
519 |
2010/11 |
1115 |
7049,8 |
493 |
2011/12 |
1080 |
6490,0 |
454 |
Российская система образования претерпевает качественные изменения, связанные, прежде всего, с переходом к Болонской системе, к вступительным испытаниям в виде Единого государственного экзамена (ЕГЭ), предстоит также и структурная (по направлениям, специальностям и специализациям подготовки) трансформация в соответствии с новым качеством спроса на специалистов. Несмотря на слабое развитие малого и среднего бизнеса в России, спрос на менеджеров, экономистов, маркетологов, бухгалтеров и других специалистов сферы бизнеса остается самым высоким. По результатам опроса студентов в октябре — ноябре 2013 г. от 15 до 20 % опрошенных студентов экономических специальностей планируют в будущем открывать свой бизнес. Особым спросом пользуются специалисты в области услуг и сервиса, согласно тому же опросу, 20–25 % из тех, кто изъявил желание создавать свой бизнес, указали именно сферу услуг. Однако несмотря на популяризацию и усилия по воссозданию системы колледжей со стороны государства, наименее востребованными остаются именно специальности в сфере материального производства, исключением остается только добывающая сфера и энергетические институты, которые не испытывают сегодня проблем с наборами [1, с. 124].
Особенности экономических отношений по поводу образовательных услуг в целом обусловлены принадлежностью образовательных услуг к различным видам благ. Образовательные услуги в форме общественного блага понимаются потребителем как бесплатные и общедоступные. Государство как основной производитель услуг должно предоставлять их в необходимом количестве. Однако в действительности это не всегда именно так.
Формирование и функционирование рынка образовательных услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, однако обладает рядом специфических особенностей:
- высокий динамизм;
- территориальная сегментация и локальный характер;
- значительная скорость оборота капитала;
- большая чувствительность к рыночной конъюнктуре;
- индивидуальность производства.
Рыночные отношения производства образовательных услуг имеют специфику, связанную с государственным вмешательством и регулированием наиболее значимых услуг, а также с ограничениями на частнопредпринимательскую деятельность. Государственные образовательные учреждения, утратив стопроцентное бюджетное финансирование и получив взамен относительную экономическую свободу, коммерциализируют свою деятельность.
Производство образовательных услуг становится результатом производственных отношений между собственниками факторов производства образовательных услуг. В роли собственников могут выступать и индивиды, их группы или социальные институты. Поэтому производство образовательных услуг представлено взаимоотношением различных экономических субъектов [3, с. 17]. Стадии процесса производства образовательной услуги, на которых возникают сервисные отношения, отражает рисунок 2.
Рис. 2. Стадии процесса производства образовательной услуги
Материально-технические возможности функционирования образовательного процесса ограничены. Если в производстве товаров можно увеличить мощность, то в сфере ОУ они предельны, например, нельзя резко увеличить аудиторный фонд или оборудовать учебные лаборатории и классы. Оказание образовательных услуг — это всегда процесс, который в существенной степени зависит от персонала (профессорско-преподавательского состава и обслуживающей администрации).
На образовательные услуги невозможно точно прогнозировать спрос. Это тем более справедливо относительно новой (новинки) образовательной услуги. Спрос на эту услугу предсказать практически нельзя. Здесь прогноз не имеет каналов еще потому, что реально протестировать новинку невозможно. Вывод же на рынок подобного рода услуг всегда сопряжен с неоправданным риском [2, с. 27].
Таким образом, основной особенностью российской образовательной услуги сегодня можно назвать ее коммерческую составляющую, которая признается всеми участниками данного рынка достаточно весомой. Сегодня образование — это такой же бизнес, как и все остальные услуги, он имеет свою специфику и особенности. В образовательной сфере настораживает лишь то, что рынок и коммерциализация образовательных услуг не даст возможность развиваться фундаментальным направлениям в образовании и что еще более важно в социальном плане — это отсутствие возможности получить достойное образование малообеспеченным слоям общества, что в конечном итоге будет лишь усиливать расслоение общества.
Литература:
1. Вертакова Ю. В., Согачева О. В. Связи с общественностью: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Старый Оскол: ТНТ, 2012.
2. Ершова И. Г. Влияние качества образования на развитие экономики//ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2010. № 01. С. 25–30.
3. Николаева Е. М. Формирование рынка образовательных услуг и его регулирование/ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Москва,2006.
4. Симоненко Е. С. Разработка системы показателей (индикаторов) конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг //Альманах современной науки и образования. 2013. № 11 (78). С. 161–164.