Современное отношение к образованию как к отрасли рыночной экономики обуславливает организацию образовательными учреждениями, в том числе и среднего профессионального образования, самостоятельной экономической деятельности, приносящей доход. Понятно, что полностью сводить систему среднего образования к рыночным отношениям нельзя. Система образования – это важнейший инструмент социализации и в связи с этим чисто рыночным институтом никогда не будет. Тем не менее, развитие образовательного учреждения среднего профессионального образования как организационной системы, способной производить «образовательный продукт», значимый для национально экономики, актуализирует задачу привлечения эффективных рыночных инструментов с целью обеспечения ее функционирования и развития.
Анализ научной литературы показывает отсутствие четкого определения понятия «рыночные инструменты». Само понятие инструмент имеет два значения: в узком смысле под инструментом понимают предмет, устройство или машина, используемые для воздействия на объект, его изменения, анализа или измерения, в широком смысле – это средство воздействия на объект [8,1]. Исходя из данного определения под рыночными механизмами будем понимать средство воздействия на объект в условиях рыночной экономики. В качестве основных рыночных инструментов выступают закономерности менеджмента и маркетинга. Потенциал этих инструментов в образовательном пространстве современной России раскрыт далеко не полностью, поскольку для этого требуется знание специфических характеристик социальной экономики, функционального содержания сферы образовательных услуг, а также умение переносить из других сфер и приспосабливать к отношениям между субъектами образовательного пространства рыночные инструменты, которые продемонстрировали свою эффективность в развитии иных видов общественно-хозяйственной деятельности [1,3]
Учреждениями системы среднего профессионального образования накоплен немалый опыт по разработке и практическому применению различных рыночных инструментов развития сферы образовательных услуг, требующий серьезного анализа, научной оценки и теоретического обобщения.
Анализ рынка образовательных услуг позволяет выделить его ключевые проблемы, а именно:
1) Крайняя непрозрачность, ненадежность данного рынка. Отсутствие четко сформулированных позиций субъектов рынка, в том числе и государства. Неясность круга ответственности. Отсутствие четких формулировок даже по вопросу о том, что собственно является продуктом образовательного учреждения. Неопределенность процедуры ценообразования, что обуславливает слабость обоснования цены образовательных услуг. Неясность в ожиданиях всех участников рынка.
2) Наличие большого временного лага между возникновением спроса на специалистов того и иного профиля, например - на исследователей рынка, и периодом когда этот спрос может быть удовлетворен. Скорость преобразований в экономике и, соответственно скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся сегодня адаптационные возможности системы образования[2,1].
3) Разрыв между теоретическими знаниями, которые даются в учреждениях среднего профессионального образования, и практическими навыками, которые требуются от специалистов. Частично такая проблема может быть решена с помощью системы стажировок, только если они не носят формальный характер.
4) Наличие противоречий между широтой и глубиной: увеличение количества преподаваемых предметов, а также рост нагрузок на учащихся при недостатке у них знаний, в том числе и по общеобразовательным предметам, таким как: арифметика, грамматика и устная речь и отсутствии общей гуманитарной эрудиции. Специалисту же глубоко разбирающемуся в какой-то одной узкой теме, но не обладающему широким взглядом, эрудицией и способностью к адаптации имеющихся знаний и навыков к решению различных проблем будет крайне сложно найти хорошую работу[2,1].
Перечисленные проблемы позволяют определить основные направления дальнейшего развития инструментов рынка образовательных услуг в системе среднего профессионального образования.
Так, проблемы повышения прозрачности рынка образовательных услуг в системе среднего профессионального образования связаны в первую очередь с предоставлением реальной информации в сфере рынка образовательных услуг, то есть обеспечение реальными отчетными данными заинтересованных сторон и проверяющих органов.
Отсутствие элементарной прозрачности общественных институтов не позволяет обеспечить условия справедливой конкуренции в системе образования. Потребители образовательных услуг - абитуриенты, студенты, обращаясь в ССУЗы, должны понимать, какое качество образовательные услуги они могут там получить. А это возможно при внедрении принципов прозрачности и ответственности образовательных учреждений за введение в заблуждение потребителей образовательных услуг. В качестве решения такой проблемы может быть принятие законодательных норм, обязывающих все средние профессиональные образовательные учреждения обеспечивать размещение на собственных сайтах полной и максимально подробной информации о тех документах, на основании которых они работают, в том числе: лицензии, наличие государственной аккредитации, описание учебно-лабораторной деятельности учебного заведения с указанием адресов и площадей; перечень образовательных программ с рабочими учебными планами; сведения о факультетах, преподавателях (с указанием их квалификации и читаемых ими курсов), общежитиях (адреса общежитий и число мест в них), столовых, поликлиниках, научно-исследовательской базе; информацию о количестве бюджетных и контрактных мест на каждой программе с указанием числа вакантных бюджетных мест на каждом курсе; отчет об исполнении финансового плана и финансовый план на текущий год с разбивкой по основным статьям расходов и доходов; информацию о среднем заработке преподавателей и научных сотрудников за прошлый год; наличии стипендий и грантов для лучших студентов; проходной балл на бюджетные места (по ЕГЭ) по каждой образовательной программе за прошлый год, а также число победителей федеральных и межвузовских олимпиад, зачисленных на первый курс по каждой образовательной программе.
Таким образом, имеет смысл говорить о введении рыночных принципов регулирования оценочного образования, заключающихся в проведении на постоянной основе мониторинга текущего положения в этой сфере, что обеспечит прозрачность рынка и будет способствовать отбору лучших учебных центров самими оценщиками, как потребителями образовательных услуг. информационная прозрачность образовательного учреждения позволит потребителям сделать правильный выбор, так как ведущие учебные центры, как правило, придают большое значение информационному обеспечению образовательного процесса и имеют соответствующие представительские сайты в сети Интернет, в то время, как мелкие и случайные игроки вынуждены в силу незначительности оборотов экономить на этой статье расходов.
Созданию базовых условий для повышения эффективности и прозрачности финансирования сферы образования может способствовать увеличение организационно-правовых форм образовательных учреждений среднего профессионального образования, в том числе автономных учреждений и государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций[6,5].
Для обеспечения прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями требуется осуществление разработки и создания условий для распространения механизмов и форм публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования, развитие независимых форм контроля (аудита) их деятельности, что позволит привлечь внимание общественности к деятельности как отдельных средних профессиональных образовательных учреждений, так и системы среднего профессионального образования в целом.
Таким образом, система среднего профессионального образования должны быть открытой и прозрачной для своих потребителей и восприимчивой к требованиям экономики. Система образования с рынка производства дипломов должна перейти на рынок производства знаний и квалификаций. Это первое направление развития инструментов рынка образовательных услуг в системе среднего профессионального образования.
Вопрос ответственности на рынке образовательных услуг актуализирую в первую очередь задачу формирования механизмов экономической ответственности субъектов рынка образовательных услуг за инвестиции в человеческий капитал.
ССУЗы одновременно работают на двух рынках: труда и образовательных услуг. Через первый продукция образовательных учреждений среднего профессионального образования попадает к своим потребителям – функционирующим в разных отраслях народного хозяйства предприятиям, которые, однако, чаще всего не его являются покупателями. На рынок же образовательных услуг выходят именно покупатели, представленные студентами и государством. Эта разделенность потребителя и покупателя существенно затрудняет деятельность ССУЗов, вносит значительную путаницу в определение их продуктов, целевых рынков сбыта и групп потребителей.
По мнению автора, следует говорить об ответственности образовательных учреждений, ответственности государства, ответственности самих обучающихся.
Государство должно принять на себя ответственность за разработку и поддержание процессов, гарантирующих оценку качества образования и качество учебных программ, не нарушая права автономии средних профессиональных учебных учреждений.
Ответственность образовательного учреждения за качество учебного процесса бесспорна. Современные образовательные учреждения среднего профессионального образования от обсуждения общей концепции качества образования и общетеоретических подходов к вопросам контроля качества переходят к рассмотрению принципов построения и функционирования систем управления качеством. Сегодня нет единообразия и согласованности в трактовке того, качеством чего призвана управлять такая система[7,1]. Чаще всего в публикациях используется термины «качество специалистов» или «качество подготовки специалистов», которые сужают значение, которое должно быть заложено в понятие среднего профессионального образования.
Исходя из того обстоятельства, что целью современного профессионального образования отныне становится обеспечение образовательных потребностей личности на основе свободного волеизъявления по поводу не только получения профессиональных знаний, умений, навыков, но и распоряжения ими при решении проблем занятости[5,21], в системе среднего профессионального образования повышается личная ответственность каждого за выбор образовательных услуг сообразно своим возможностям и потребностям. Личность для производителя образовательных услуг теперь выступает одновременно и объектом, и субъектом взаимодействия с ней.
Итак, вторым направлением развития инструментов рынка образовательных услуг в системе среднего профессионального образования является повышение ответственности всех субъектов среднего профессионального образования.
К важнейшим принципам ценообразования относят: научность обоснования цен; их целевую направленность; непрерывность процесса ценообразования; единство этого процесса и контроля за соблюдением цен[3,9]. Каждому образовательному учреждению необходимо предусмотреть по нескольку возможных вариантов цены по предоставляемым образовательным услугам с учетом возможных скидок, льгот для обучающихся, малообеспеченных категорий населения и т.д. с учетом того обстоятельства, что при наличии лицензии на образовательную услугу и государственной аккредитации учебному учреждению предоставляются налоговые льготы. Имеет смысл также рассмотреть вариант предоставления образовательных кредитов.
При формировании практики кредитования образовательных услуг следует обратиться к изучению опыта зарубежных стран. Так, например, в США, «Национальная программа прямого кредитования студентов» предоставляет ссуды отдельным студентам, готовящимся стать специалистами, проценты по данной ссуде студент не выплачивает до тех пор, пока учится в колледже. После окончания колледжа или в случае прекращения учебы в нем пользовавшийся ссудой студент обязан приступить к ее погашению из расчета 5% годовых. «Программа совмещения учебы в колледже с работой» нацелена на предоставление работы студентам, обратившимся к финансовой помощи, она дает им возможность заработать деньги на покрытие кредита. «Программа предоставления студентам гарантированных кредитов» позволяет занимать деньги под низкие проценты у коммерческих кредитных учреждений посредством страхования полученной ссуды в органах власти штата с последующим ее повторным страхованием в федеральном правительстве, которое выплачивает проценты по взятой ссуде до тех пор, пока пользующийся подобной помощью студент учится в колледже. «Программа предоставления кредитов родителям студентов старших курсов» предназначена для предоставления льготного кредита родителям студента, неспособного выплатить проценты по своему кредиту[8,3].
Множество моделей кредитования, которые могут быть применены в системе среднего профессионального образования, имеются в высшем образовании зарубежных стран. Например, предоставление многочисленных возможностей получения дополнительных стипендий по различным государственным программам, гарантия правительством равного доступа всех граждан к кредитам на покрытие «сопутствующих образованию расходов», погашение университетом кредита перспективного студента, предоставление самим вузом кредитов абитуриентам и др.
Таким образом, развитие такого инструмента как образовательный кредит – третье направление развития инструментов рынка образовательных услуг в системе среднего профессионального образования.
Относительно несоответствия скоростей преобразований в экономике и изменений структуры спроса на специалистов отметим, что в идеале система среднего профессионального образования должна реализовывать опережающую функцию в бизнесе - выпускать специалистов, способных работать с новейшими технологиями, не боящихся постоянно расширять способы и области получения новой информации и в соответствии с требованиями рынка труда. Однако на практике, система среднего профессионального образования очень консервативна, инертна и вместо того, чтобы опережать, сильно запаздывает с реакцией на изменения внешней среды. В связи с этим, четвертое направление развития инструментов рынка образовательных услуг в системе среднего профессионального образования заключается в разработке и применении инструментов среднесрочного прогнозирования спроса на специалистов в системе среднего профессионального образования.
Решение других вышеобозначенных проблем рынка образовательных услуг видятся автору в решении задачи повышения качества образовательных услуг. Качество образования в ССУЗе является еще одним важным фактором, определяющим положение СПО в системе подготовки специалистов для экономики страны. Для ССУЗа важным элементом качества образовательного процесса является создание учебно-методической базы. В структуре образовательного учреждения это может быть обеспечено через формирование унифицированной модели организационно-методической работы.
Таким образом, пятое направление развития инструментов рынка образовательных услуг в системе среднего профессионального образования состоит в повышении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
Итак, автором определены основные направления развития инструментов рынка образовательных услуг в системе среднего профессионального образования.
Список использованных источников:
1. Арутюнова А.Е. Рыночные инструменты развития сферы образовательных услуг. Автореферат дисс. … кандидата экономических наук: Специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг). Майкоп, 2009.
2. Березин И.С. Средний класс на рынке образовательных услуг. // Доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ 31 января 2002 г.
3. Бобер А. А. Ценообразование. Владивосток, 2001 г.-45с.с.9.
4. Вахштайн В. Мир в кредит // «Качество образовании», № 01, 2006. http://www.platobraz.ru/text01-2006/nomer01-06mirvkreditl.shtml
5. Манцерова И.В. Образовательные услуги и рынок труда: парадоксы взаимодействия в эпоху глобализации // Cборник научных статей «Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития», СПб.: Институт бизнеса и права, 2008.с.21.
6. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2005. // Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч», № 6, 2005 г. С.5.
7. Сагинова О.В. Изменения на рынке образовательных услуг // http://www.masters.donntu.edu.ua/2006/mech/gulina/library/l2.htm
8. Википедия - свободная энциклопедия// http://ru.wikipedia.org/