В девяностые годы двадцатого столетия Россия стала строить рыночную экономику, но с сохранением государственного регулирования. Многие сферы, подконтрольные до этого советскому государству, стали теперь площадкой для рыночных отношений. Но сфера образования, как и в большинстве других стран, находится в сфере государственного управления. Бюджетная школа является системообразующим ядром просвещения в Российской Федерации. Согласно Конституции России, получение основного общего образования- право и обязанность всех граждан страны.
Система высшего образования в России тоже сохраняет свою социально доступную направленность. По данным индекса человеческого капитала, подготовленного Всемирным банком, Российская Федерация входит в десятку ведущих стран улучшения показателей в сфере здоровья и образования за последние десять лет [5]. В 2020 году на образование из федерального бюджета было выделено 887 миллиардов рублей, а в 2021 уже 927.7 миллиардов [6].
Стоит упомянуть, что платное образование в Советском Союзе было. Это подтверждает постановление СНК (совета народных комиссаров) от 2 октября 1940 года, которое устанавливало платное обучение в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР. В 1956 году плата за старшие классы была отменена.
Но современная система образования не базируется лишь на государственных образовательных учреждениях, широкое распространение получили платные образовательные услуги в бюджетных школах и частных образовательных учреждениях.
На данный момент платные образовательные услуги регулирует следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Данный нормативный акт действует уже с 1 января 2021 года
- Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей». В данном случае физическое или юридическое лицо является «заказчиком» услуг, а образовательная организация является «исполнителем», поэтому данная сфера попадает под действие закона «О защите прав потребителей»
Из всех перечисленных документов самым новым является Постановление правительства от 15 сентября 2020 г. N 1441 Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Данное постановление заменило прежний порядок, принятый Правительством в 2013 г. Рассмотрим, какие именно изменения появились в новом постановлении.
В обновленной версии постановлении Правительства в первую главу добавили общие положения о порядке определения стоимости платных услуг: «Разработка порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, в части предоставления платных образовательных услуг осуществляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения.
Определение стоимости платных образовательных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, за исключением организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется указанными организациями». [3]. Во всем остальном первая глава постановления Правительства осталась практически без изменений.
Данное постановление Правительства России является ключевым в регулировании услуг в сфере образования и рассматривает следующие моменты, связанные с процессом предоставления услуг в сфере образования. В общих положениях постановления указаны основные понятия, которые используется в нем: «заказчик, «исполнитель», «недостаток платных образовательных услуг», «обучающийся», «платные образовательные услуги», «существенный недостаток платных образовательных услуг».
Также в третьем пункте общих положений указано, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, которая финансируется из бюджетов разных уровней. Данный пункт юридически ограничивает неправомерную деятельность недобросовестных исполнителей образовательных услуг за счет бюджетных средств.
Интерес представляет восьмой пункт общих положений постановления правительства. Согласно восьмому пункту, исполнитель вправе снижать стоимость образовательных услуг за счет своих собственных средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. С первого взгляда данный пункт постановления не имеет шанса на широкое применение в реальной практике, ведь в данном случае образовательная организация тратит деньги, заработанные собственной деятельностью на снижение платы за обучение, а могла бы направить на другие внутренние потребности (обновление техники, аудиторий, библиотек, электронных ресурсов и т. д.). Но на самом деле снижение цены за платные образовательные услуги может являться эффективным инструментом для рыночной борьбы. Так как стоимость обучения будет ниже, то и спрос должен увеличиться, а как следствие, и прибыль.
Из второй части постановления Правительства «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» можно выделить пункт 16. Согласно данному пункту, вся информация, указанная в договоре об оказании платных образовательных услуг, должна быть размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора. Если в ВУЗах такой проблемы практически нет, то многие школы информацию размещают либо уже устаревшую и некорректную, либо вообще не размещают ее по некоторым видам платных образовательных услуг.
Особенно актуальной является 18 статья постановления, согласно которой: «При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами». [3]
В современном обществе, в условиях пандемии Covid- 19, разгорелась дискуссия о снижении стоимость очного образования, переведенного на дистанционный формат. Главная причина была в том, что студенты платили за очное образование, а фактически получали дистанционное. При этом дистанционное образование значительно дешевле, так как для его организации нужно меньше ресурсов. Качество дистанционного образования тоже отличается от очного.
В итоге студенты многих ВУЗов России обратились к руководству учебных заведений с требованием уменьшения оплаты обучения. Во всех ВУЗах в данном требовании было отказано, но некоторые пошли на встречу студентам. Например, в МГУ решили выплатить материальную поддержку: «19 ноября Виктор Садовничий, ректор МГУ, сообщил ТАСС, что на поддержку студентов МГУ имени М. В. Ломоносова выделено около 30 миллионов рублей. Сейчас в университете готовят списки нуждающихся студентов-платников, которым будет выплачена материальная поддержка». [7]
Но это редкий случай, когда руководство идет навстречу студентам. Так в РГГУ в ответ на коллективное- письмо требование о возмещении части средств ректору ФГБОУ ВО «РГГУ» Безбородову А. Б. был дан отрицательный ответ.
В суде у студентов шансов мало, потому что почти все образовательные учреждения количество часов не сокращают. А доказать, что в дистанционном формате объем образовательных услуг сократился, крайне сложно. Закон об образовании в данном случае тоже не решает проблему, так как термин «качество образования» в нем предстает слишком размыто: «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [4]
Таким образом, сфера образования на данный момент активно развивается и требует быстрого развития ее правового регулирования. Платные образовательные услуги доступны сейчас не только в частных школах, университетах и других коммерческих учебных заведениях, но и в бюджетных организациях, в первую очередь в бюджетных школах и университетах. Вопросы регулирования и контроля качества обучения требуют более детализованного законодательства в этой сфере.
Литература:
- Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей»
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Россия вошла в десятку стран в сфере здоровья и образования. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200917/reyting-1577382745.html (дата обращения: 17.06.2021).
- 887 млрд ₽ бюджет на образование в 2020 году. [Электронный ресурс]. URL: https://delo.modulbank.ru/all/num-education (дата обращения 17.06.2021).
- «Мы платим не за самообразование!». Как студенты выступают против оплаты дистанта по «очным» тарифам. [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/vyssheye_obrazovaniye/9275436-compensation_study (дата обращения 17.06.2021).