Современные проблемы правового регулирования медицинской деятельности в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 19.10.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Абдрашитова, И. З. Современные проблемы правового регулирования медицинской деятельности в России / И. З. Абдрашитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118450/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сфера медицинской деятельности — одна из важнейших сфер, в которой соблюдение требований правового регулирования имеет не просто большое значение, а значение, которое коррелирует с безопасностью жизни и здоровья человека. Юридизация медицины в последнее время усиливается, что имеет под собой целый ряд объективных причин, среди которых можно назвать не только необходимость устранения имеющихся пробелов в действующем российском законодательстве, но и также решение вопросов обеспечения реализации и защиты прав, с одной стороны, пациентов как потребителей медицинских услуг и, с другой стороны, — врачей, которые выступают одним из субъектов правоотношений, складывающихся в сфере медицинской деятельности. Имеющаяся правоприменительная практика наглядно демонстрирует, что обеспечить решение вышеуказанных вопросов без взаимного проникновения медицины и юриспруденции становится невозможно, что подтверждается в том числе и возникновением одной из самых молодых отраслей российского права — медицинского права.

Актуальность исследований в области правового регулирования медицинской деятельности обусловлена следующими обстоятельствами: противоречивость правовых норм провоцирует их неоднозначное толкование, что неизбежно приводит к сложностям правоприменения в части обеспечения и защиты прав и интересов субъектов анализируемых правоотношений; кроме того, имеющиеся в настоящее время механизмы защиты прав не являются совершенными, а существующий в обществе стереотип о наличии у пациентов исключительно прав, а у медицинских работников — исключительно обязанностей усугубляет ситуацию, делая категорию медицинских работников более уязвимой (осложняет решение данного вопроса и до настоящего времени не произошедшая «декриминализация врачебной деятельности» [1]); по-прежнему требуют своего решения вопросы обеспечения доступности медицинских услуг и помощи, а также повышения их качества и т. д.

На актуальность вышеуказанных вопросов указывают и нормативные правовые акты [2] последних лет, в которых здравоохранению уделяется особое внимание: поставлены задачи по сохранению здоровья населения, отмечаются недостатки в части доступности и качества медицинской помощи, в том числе оказываемой в рамках системы детских учреждений здравоохранения. Учитывая также, что некоторые проблемы, имеющиеся в области здравоохранения, проявились в период пандемии COVID-19, необходимость решения вышеуказанных задач не вызывает сомнений.

Бесспорно, охватить все имеющиеся в настоящее время проблемы правового регулирования медицинской деятельности не представляется возможным, однако в рамках данной статьи нами будут проанализированы те, которые, по нашему мнению, можно отнести к категории основных в России на современном этапе. Научная новизна данной статьи обусловлена тем, что традиционно в научных исследованиях в качестве предмета анализа выступают отдельные проблемы гражданско-правового регулирования оказания медицинской помощи и медицинских услуг (например, порядок и условия заключения договора, особенности отдельных медицинских услуг, обязательства, возникающие в связи с причинением вреда и т. д.). Целью данного исследования является выявление проблематики правового регулирования медицинской деятельности с учетом современных российских условий посредством реализации комплексного подхода. Автор рассматривает сложности правового регулирования крупномасштабно, акцентируя при этом внимание на тех, которые в настоящий момент являются наиболее острыми и требуют своевременного устранения. Кроме того, правовые сложности в данной сфере часто тесно взаимосвязаны с проблемами организационного, технического характера. А потому полагаем, что систематизация проблематики юридической направленности будет способствовать комплексному подходу при модернизации механизмов функционирования системы здравоохранения в целом и отдельных ее элементов — в частности.

Прежде всего, рассматривая вопросы правового регулирования, считаем необходимым обратиться к нормативным правовым основам осуществления медицинской деятельности в Российской Федерации. Несмотря на наличие многоуровневой системы источников правового регулирования сферы медицинской деятельности, тем не менее, до настоящего времени не был принят единый универсальный нормативный правовой акт, который бы решил вопрос правоприменения в условиях интенсивного правотворчества. На данный факт справедливо указывают и некоторые исследователи, например, Е. Ф. Усманова [3], В. Д. Аникина [4], А. А. Мохов [5, с. 98].

Кроме того, правоприменительная практика демонстрирует, что в настоящее время имеют место случаи, когда Министерство здравоохранения Российской Федерации достаточно оперативно издает нормативные акты согласно складывающимся условиям, однако при этом не всегда учитываются фундаментальные основы, которые находят свое отражение в иных нормативных правовых актах, что приводит к коллизиям. Такая ситуация служит лишь подтверждением необходимости приведения нормативной правовой базы в сфере медицинской деятельности к максимально возможному единству и концентрации в основном правовом акте.

На недостаточную нормативно-правовую обеспеченность указывают также и проблемы правового регулирования медицинской деятельности, которые охватываются по сути сразу несколькими отраслями российского права. Рассмотрим некоторые из них.

Так, например, сложно не согласиться с А. А. Моховым, который отмечает, что назрела необходимость обособить правила оказания медицинской помощи в особых условиях (например, в период действия военного положения, чрезвычайного положения и т. д.) [5, с. 99]. Иными словами, речь идет о таких экстраординарных ситуациях и условиях, которые требуют особого подхода, с учетом того, что для ликвидации возникших условий как раз привлекаются медицинские работники. В настоящее время актуализировались вопросы функционирования систем здравоохранения и обеспечения медицинской помощью в условиях вооруженных конфликтов.

Также в научной литературе в контексте особенностей правового регулирования медицинской деятельности все чаще встречается мнение, согласно которому следует отказаться от понятия медицинских услуг. В частности, с критикой существующего в настоящее время подхода к используемой в действующем законодательстве терминологии выступают такие исследователи, как А. А. Мохов, И. М. Вильгоненко, Л. П. Степанов. Исследователи акцентируют внимание на том, что на современном этапе фактически происходит необоснованное отождествление медицинской деятельности и медицинских услуг. Такая ситуация с правовой точки зрения недопустима и требует определенной корректировки, так как приводит к возникновению пробелов в правовом регулировании медицинской деятельности. Исходя из содержания ст. 1 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» приходим к выводу, что медицинские услуги представляют собой лишь один из элементов медицинской помощи, вмешательство или комплекс вмешательств определенной целевой направленности (диагностика, лечение заболеваний и т. д.). Одновременно с этим отраслевое законодательство не содержит существенных условий договора на оказание медицинских услуг, а потому правоприменитель обращается к нормам ГК РФ, закрепляющим общие положения об услугах, а также к нормам Закона РФ от 07.02.1992 № 2300‑I «О защите прав потребителей».

Комплекс не менее значимых проблем в области правового регулирования медицинской деятельности образуют вопросы возмещения вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинских услуг. Так, например, гражданское законодательство не содержит понятия грубой неосторожности потерпевшего, которая может послужить основанием для возникновения данного вида юридической ответственности. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации [6] вопрос о наличии или отсутствии в действиях лица грубой неосторожности должен решаться в каждом конкретном индивидуальном случае, однако самой формулировки, раскрывающей существенные признаки такой неосторожности, российское законодательство не содержит. В связи с этим некоторые исследователи указывают на необходимость восполнения имеющегося правового пробела [7].

В современных условиях в качестве самостоятельной категории среди имеющихся сложностей функционирования системы здравоохранения и осуществления медицинской деятельности на территории Российской Федерации следует также рассматривать вопросы, связанные с разработкой, а также дальнейшим внедрением современных медицинских технологий. Особенно остро данный вопрос стоит в условиях вынужденного импортозамещения, которое неизбежно требует юридического сопровождения: от этапа регистрации прав на новые технологии и до закупок данных технологий для их успешного повсеместного использования в системе здравоохранения. Важно при этом отметить, что в контекст технологий в данном случае следует включать не только медицинское оборудование и технику, но и инновационные фармацевтические решения [8]. С точки зрения правового регулирования данной области важно обратить внимание на установление в законодательстве исключений, определяющих возможность заказчика не применять критерий цены контракта в случае закупки продукции, не имеющей аналогов; нормативное закрепление снижения или отмены налогов и таможенных пошлин на ввоз субстанций, необходимых для производства лекарственных препаратов; четкое нормативное закрепление критериев инновационной продукции и отнесения продукции к отечественной; создание единого официального национального реестра фармацевтической продукции [8].

Кроме вышеизложенного, полагаем, необходимо акцентировать внимание и на вопросах правового регулирования страхования ответственности при осуществлении медицинской деятельности. Так, например, в период пандемии коронавирусной инфекции проявили себя проблемы в области бюджетно-страховой медицины, когда в экстраординарных условиях финансирование осуществлялось за счет федерального и регионального бюджетов, увеличивая тем самым и так достаточно большую нагрузку на систему государственного здравоохранения.

Подводя итог изложенному, считаем необходимым отметить, что сфера медицинской деятельности для эффективного правового регулирования требует учета целого ряда специфических особенностей. При этом вопросы обеспечения функционирования системы здравоохранения в целях оказания медицинских услуг и помощи населению самым непосредственным образом связаны с вопросами функционирования механизмов обеспечения и защиты прав всех участников правоотношений, которые складываются в сфере медицинской деятельности. На современном этапе наряду с проблемами организационного, кадрового и технического характера, посредством комплексного подхода следует устранить пробелы правового регулирования, среди которых в качестве первоочередных выступают: разработка единого нормативного акта, который нейтрализует проблемы правоприменения в условиях интенсивного нормотворчества; внесение изменений в действующее законодательство в части устранения оценочных понятий (например, грубая неосторожность потерпевшего), дополнения нормами, регулирующими медицинскую деятельность в экстраординарных условиях; совершенствование механизмов страхования ответственности при осуществлении медицинской деятельности; создание правовых основ для полноценного импортозамещения медицинских изделий, технологий и лекарственных средств на отечественном рынке медицинских услуг.

Литература:

  1. В России нужна декриминализация врачебной деятельности, заявил Мурашко // РИА Новости: сайт. URL: https://ria.ru/20220924/vrach-1819250740.html (дата обращения: 04.10.2024).
  2. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 // СЗ РФ. 2019. № 23. Ст. 2927; О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.
  3. Усманова Е. Ф., Мишаленкова К. О. Охрана прав медицинских работников в Российской Федерации // Конституция России и развитие законодательства: сб. матер. IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню Конституции Российской Федерации, Нижний Новгород, 09 декабря 2022 года. Нижний Новгород: Нижегородский институт управления, 2023. С. 171.
  4. Усманова Е. Ф., Аникина В. Д. Современные проблемы нормативно-правового регулирования медицинской деятельности в России // Медицинское право. 2023. № 1. С. 38.
  5. Мохов А. А. Концепция правового регулирования медицинской деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2023. T. 18. № 4. С. 98-99.
  6. О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. № 3.
  7. Корсун Т. А. Проблемы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный ненадлежащим оказанием медицинской помощи // Экономика, управление, право: актуальные вопросы и векторы развития: сб. ст. VII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 10 января 2022 г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. С. 145.
  8. Соболева Ю. В., Дехтярь И. Н. Проблемы импортозамещения лекарственных средств и пути их решения: публично-правовые аспекты // Вестник СГЮА. 2022. № 5. С. 107.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская деятельность, правовое регулирование, медицинская помощь, Российская Федерация, услуга, комплексный подход, период пандемии, РФ, современный этап, целый ряд.


Задать вопрос