Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке репетиторских услуг

Научный руководитель
Экономика
Препринт статьи
02.12.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Храмова, М. В. Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке репетиторских услуг / М. В. Храмова, Л. Н. Крапчина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 11 (96). — URL: https://moluch.ru/young/archive/96/5270.


При подготовке к единому государственному экзамену по дисциплине «Обществознание» мы обратили внимание на такое задание, как № 21. В условии задания описывается ситуация на рынке услуг подготовки школьников к итоговой аттестации (репетиторских услуг), которая проиллюстрирована на графике. В задании сформулированы вопросы: «Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Сначала укажите любое одно обстоятельство (фактор), затем объясните его влияние на предложение. Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях увеличится число школьников, остающихся учиться в старших классах и планирующих последующее поступление в вуз?» [3, с. 147]. Выполнение данного задания натолкнуло нас на мысль изучить рынок репетиторских услуг, чтобы понять, что он из себя представляет, как формируется спрос и предложение, равновесная цена на образовательные услуги, какие неценовые факторы оказывают положительное либо негативное влияние на кривые спроса и предложения, каковы тенденции и перспективы развития рынка.

Изучение отечественного рынка репетиторских услуг показало, что за последнее десятилетие он претерпел значительные изменения, превратившись из узкоспециализированного сегмента в массовый и высоко конкурентный рынок. Рост значимости результатов ЕГЭ для абитуриентов при поступлении в российские вузы, усиление конкуренции на образовательном рынке и развитие цифровых технологий способствовали формированию устойчивого спроса на услуги репетиторов.

Современный рынок репетиторских услуг представляет собой сложную многоуровневую систему, которая может быть структурирована по нескольким критериям. По форме организации занятий выделяются индивидуальные, парные и групповые форматы. По способу предоставления услуг различают традиционные офлайн-занятия и дистанционный формат, получивший в последнее время значительное развитие. Важным критерием структурирования является тип поставщика услуг, включающий школьных учителей, преподавателей вузов, профессиональных репетиторов и студентов.

Рассмотрим один из наиболее емких сегментов этого рынка — рынок услуг по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Данный рынок не является однородным, он имеет свою специфику [4, с. 100]. Следует отметить, что за последние годы наблюдается трансформация рынка репетиторских услуг: появляется большое количество специальных образовательных онлайн-платформ, онлайн- и офлайн-курсов, онлайн-школ.

Одной из ярко выраженных тенденций стал переход к групповой подготовке учащихся к выпускным экзаменам. Так, по данным исследования Forbes Education летом 2025 г. [6], увеличение спроса на занятия по подготовке к ЕГЭ группового формата составило 30 % по сравнению с прошлым 2024 годом, рынок показал ответный рост предложения. Спрос на групповые занятия по подготовке к ОГЭ вырос на 23 %, предложение возросло на 135 %. Высокий спрос наблюдается на занятия по русскому языку и математике, английскому языку, положительна динамика спроса на японский, китайский и корейский языки. Устойчивый спрос сформировался на подготовку по физике и химии, информатике и робототехнике.

После пандемии наметилось формирование и дальнейшее устойчивое развитие сегмента интернет-образования. При этом актуальной остается офлайн-подготовка. Это и определяет в настоящее время выбор потребителей смешанного формата подготовки, например, теоретическая база подготовки осуществляется в онлайн-формате, а практическая подготовка — в офлайн-формате [1].

В связи с тем, что растет спрос на онлайн-курсы, формируется принципиально новый сегмент рынка репетиторских услуг — EdTech-рынок как альтернатива индивидуальным занятиям с репетитором, что повышает доступность образования. Формируется новая динамика спроса со стороны потребителей-зумеров на «индивидуальный подход, трансформацию текстового контента в видео, геймификацию учебного процесса» [2].

EdTech-рынок характеризуется интенсификацией обучения учащихся, внедрением в процесс подготовки по учебным дисциплинам искусственного интеллекта-интерактивного помощника. Но использование интенсивных курсов, характеризующихся быстрым темпом онлайн-занятия, может повлиять на отказ учеников от продолжения занятий в таком формате, т. к. повышается утомляемость, информация плохо усваивается, снижается интерес к предмету, что в целом негативно может отразиться на спросе. Кроме того, развитие EdTech-рынка напрямую зависит от стабильности работы мобильного интернета в регионе, поэтому темп роста рынка здесь показывает некоторое замедление.

По данным Forbes Eduction, замедление роста EdTech-рынка также определяется изменением поведения потребителей на фоне формирования сберегательной модели экономики, в условиях которой потребители сокращают расходы не первой необходимости. Эксперты также указывают на яркую выраженность фактора сезонности. Данный рынок характеризуется на современном этапе трансформацией спроса. Наиболее конкурентными в этой связи являются компании-онлайн-школы, которые диверсифицируют спектр услуг и осваивают перспективные направления, ориентируясь на широкое внедрение искусственного интеллекта [5].

Среди положительных характеристик обучения на всевозможных образовательных платформах эксперты, прежде всего, отмечают «конкурентную стоимость обучения за целый курс, возможность записи занятия и его повторного воспроизведения, гарантию изучения «подводных камней» предмета или теста» [7].

Спрос на рынке репетиторских услуг определяет их предложение и соответственно его структуру. Около30 % предложений на рынке от студентов, ведущих подготовку школьников по математике, информатике, физике, химии и др. На долю школьных преподавателей приходится примерно четверть. Услуги частного репетитора характеризуются, прежде всего индивидуальным подходом к ученику, выстраиванием индивидуальной траектории учебного процесса, что выступает одними из ключевых показателей качества обучающего процесса [7]. В 2025 г. 97 % репетиторов перешли работать с учениками в онлайн-формате полностью или частично, 68 % проводят занятия исключительно дистанционно и только 3 % остались в офлайн-формате [8].

Таким образом, на рассматриваемом рынке действуют те же законы рыночной экономики, что и на товарном рынке — законы спроса и предложения, однако рынок репетиторских услуг отличается своей спецификой, которую и необходимо учитывать при выполнении заданий в ходе подготовки к итоговой аттестации по обществознанию. Так, ценовой фактор влияет на величину спроса и величину предложения, которые могут быть выражены продолжительностью одного занятия и периодичностью проведения занятий в течение недели, что характерно для услуг частных репетиторов, предлагаемых как в офлайн-, так и онлайн-формате; для EdTech-рынка цена устанавливается за онлайн-курс, ее уровень будет определять выбор учеником курса большей или меньшей по времени продолжительности.

К неценовым факторам первого порядка, влияющим на совокупный спрос на репетиторские услуги, относятся такие, как количество учащихся, которым требуется подготовка к итоговой аттестации, а также которым требуется устранить пробелы в знаниях и подтянуть успеваемость; качество предлагаемых услуг; уровень дохода потребителей рассматриваемых услуг; фактор сезонности. Соответственно все прочие факторы будут относиться к факторам второго и последующего порядков, которые косвенно оказывают положительное либо негативное влияние на спрос в целом, либо на его перераспределение между сформировавшимися сегментами.

К неценовым факторам первого порядка, влияющим на совокупное предложение на рынке репетиторских услуг относятся число участников рынка, предлагающих услуги (частных репетиторов, репетиторских центров и онлайн-школ); наличие доступных инновационных технологий, онлайн-платформ, высокоскоростного интернета; нормативное регулирование.

В заключение следует сказать, изучение не только рынка репетиторских, но и других услуг, рынка отдельных товаров, позволит учащимся успешно справиться с заданиями, пример которых мы привели выше.

Литература:

  1. Ионина, И. Готовиться — к лучшему: спрос на репетиторов по ЕГЭ вырос вдвое. — URL: https:// iz.ru/1937414/iuina-ionina.
  2. Какие тренды меняют EdTech в России: разбор экспертов «Умскул». — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/cmrm.
  3. Котова, О.А., Лискова, Т. Е. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — М.: Изд-во «Национальное образование», 2026. — 368 с.
  4. Макеев, П.А. репетиторство в России: нельзя увидеть, но можно услышать // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2020. — Том 23. — № 3. — С. 100–121. — URL: https:// doi.org/10.31119/jssa.2020.23.3.5.
  5. EdTech-рецессия: рост российского рынка онлай-образования замедлился. — 22 авг. 2025. — URL: https://www.forbes.ru/education.
  6. Россияне стали чаще обращаться к репетиторам по естественно-научным дисциплинам. — URL: https://www.forbes.ru/education/54434.
  7. URL: https://hss.center/longrids/tutors?ysclid=mig731v1y1866020707.
  8. URL: https://www.kommersant.ru/doc/8191592.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Юный ученый №11 (96) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный