Проблема оттока наиболее перспективной части молодежи из Омской области является одной из наиболее актуальных для региона. В представленной статье на основе результатов социологического исследования, проведенного среди старшеклассников БОУ г. Омска «Гимназия № 19» были выявлены социально-экономические факторы выбора вуза абитуриентами Омской области и определена степень их значимости.
Ключевые слова: абитуриенты, социологическое исследование, социально-экономические факторы.
В столице Омской области много различных вузов, которые осуществляют подготовку квалифицированных специалистов по многим направлениям подготовки: от филологии до ракетостроения. Наиболее известные среди них Омский государственный технический университет, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омский государственный университет путей сообщения, Омский государственный педагогический университет, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина и др. Ежегодно в эти вузы поступает порядка четырех тысяч абитуриентов из других регионов, стран СНГ и, прежде всего, из сопредельной с Омской областью Республики Казахстан. Основными мотивами выбора этими абитуриентами омских вузов являются географическое положение столицы региона и желание получить качественное высшее образование. По количеству студентов из стран СНГ г. Омск опережает такие признанные студенческие столицы Сибири как г. Новосибирск и г. Томск [1]. Среди абитуриентов Омского региона, поступающих в местные вузы, наиболее популярными являются ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и ОмГТУ, которые на данный момент считаются лучшими вузами г. Омска.
Однако многие выпускники школ Омской области выбирают столичные или зарубежные вузы, поскольку считают, что образование, полученное г. Москве, г. Санкт-Петербурге, в Великобритании, Америке или Германии более престижным, и, следовательно, работодатели отдают предпочтение выпускникам именно таких учебных заведений.
Целью исследования являлся анализ и выявление социально-экономических факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами Омской области.
Под социально-экономическими факторами понимается совокупность факторов, обуславливающих те или иные социальные изменения, влияющие на покупательную способность потребителей и структуру потребления.
В ходе исследования был проведен социологический опрос, в котором приняло участие 35 учащихся десятых классов гимназии № 19 г. Омска с использованием возможностей Google форм. На основе анализа результатов опроса были выявлены следующие социально-экономические факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентами Омской области:
- Наличие технических средств обучения.
- Высокий уровень организации учебной и внеучебной деятельности.
- Квалификация преподавателей.
- Качество преподавания иностранных языков.
- Предоставление общежития.
- Практическая направленность системы обучения.
- Возможность участия в разных проектах, которую обеспечивает вуз.
- Гарантия трудоустройства по специальности после окончания вуза.
На рис. 1 представлена диаграмма распределения факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами Омской области.
Рис. 1. Распределения предпочтений абитуриентов Омской области, влияющих на выбор вуза абитуриентами
На основе данного опроса, можно сделать вывод, что для большинства старшеклассников БОУ г. Омска «Гимназия № 19» самым важным фактором является гарантия трудоустройства после окончания вуза. Полученный результат опроса свидетельствует о том, что с одной стороны, современная молодежь стремиться быть самостоятельной и материально независимой от родителей, а с другой стороны на данный момент в России наблюдается проблема с трудоустройством выпускников вузов без опыта работы. Из этого можно сделать вывод, что при выборе вуза в Омске абитуриенты прежде всего будут ориентироваться на уровень трудоустройства его выпускников.
Среди наиболее известных выпускников юридического факультета классического университета (ОмГУ) можно выделить председателя правления Сбербанка России Германа Грефа, эксгубернатора Омской области Виктора Назарова и др.
В настоящее время наиболее востребованы на рынке труда представители инженерных профессий, которых ждут в международных компаниях ТАМТЭК (обеспечивают работу Google и Яндекс) и Luxoft (занимается разработкой программного обеспечения для крупнейших мировых банков и корпораций). Отдел содействия трудоустройству выпускников ОмГУ сотрудничает с такими предприятиями — стратегическими партнерами, как компания «Юнилевер», Сбербанк, Омский НИИ приборостроения, «Омскнефтехимпроектом».
По данным ОмГТУ доля трудоустройства его выпускников составляет более 90 процентов, при этом многие студенты обучаются по целевым программам. Общее число целевых договоров, заключенных университетом с ведущими предприятиями не только Омской области, но и других регионов России достигает 120. В последние годы динамично растёт спрос на специалистов оборонного комплекса и университет активно участвует в программе подготовки специалистов для Федерального космического агентства, «Росатома», Министерства промышленности и торговли РФ, предприятий нефтехимического и энергетического профиля. Кроме того, вуз готовит специалистов для республик Саха и Тыва.
Выпускники ОмГТУ успешно работают в Южной Корее, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии, Канаде, Китае, Чехии, Беларуси, Украине, Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, а сайт ОмГТУ посещают представители более 130 стран.
До 50 % студентов ОмГУПС ещё до окончания вуза заключают трудовые договоры, а остальные, как правило, также не сталкиваются с проблемами, связанными с трудоустройством, поскольку работодатели заинтересованы в перспективных выпускниках.
Следующим по важности фактором, определяющим выбор вуза абитуриентами, является качество преподавания иностранных языков, поскольку в эпоху мировой глобализации многие представители молодежи мечтают жить в экономически развитых странах с более высоким уровнем проживания или работать после окончания вуза в крупных международных компаниях.
Исходя из анализа результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Абитуриенты при выборе вуза в значительной степени руководствуются двумя основными факторами: уровнем трудоустройства выпускников и качеством преподанная иностранных языков, что свидетельствует о зрелости и практической направленности их мышления, а также о стремлении к самостоятельности и самореализации.
Омские вузы обладают достаточно высоким учебно-научным потенциалом, готовят квалифицированные и востребованные на рынке труда кадры, однако для привлечения наиболее талантливых и успешных выпускников школ им необходимо расширять свое присутствие в СМИ, активнее рекламировать свои достижения и достижения своих выпускников.
Для закрепления молодых квалифицированных специалистов в Омской области необходимо развивать экономику региона и создавать рабочие места с привлекательными для выпускников вузов условиями.
Литература:
- Лучко О. Н., Мухаметдинова С. Х. Влияние учебной миграции на системы образования приграничных регионов России (на примере Омской области) // Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2017. — № 3 (29). — С. 98–104.
- © Сетевое издание «Навигатор образования», 2008–2020 [электронный ресурс]/2020 URL: https://fulledu.ru/articles/1249_faktory-opredelyauschie-vybor-https://science-education.ru/vuza.html
- © 2012–2020 Общественно-политическая газета «Открытая. Для всех и каждого» [электронный ресурс]/2020 URL: https://www.opengaz.ru/faktory-opredelyayushchie-vybor-vuza
- Студенческая библиотека онлайн (inf{aт}studbooks.net) © 2013–2020 [электронный ресурс] / 2019 URL: https://studbooks.net/1538125/marketing/faktory_vliyayuschie_vybor_vypusknikom_vuza
- Copyright НПЦ Знание 2019 [электронный ресурс]/2019 URL: https://www.ngpedia.ru/id560342p1.html
- Анна Буланова, Учеба.ру [электронный ресурс]/ 25 июня 2020 URL: https://www.ucheba.ru/article/6378