Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Андрейчук А. В., Веренич Н. К., Синкевич А. И. Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 229-232. — URL https://moluch.ru/archive/52/6735/ (дата обращения: 18.07.2018).

Под риском в банковском деле понимается объективно существующая в присущих условиях неопределенности потенциальная возможность (вероятность) понесения банком потерь (убытков), неполучения запланированных доходов и (или) ухудшения ликвидности и (или) наступления иных неблагоприятных последствий для банка вследствие возникновения различных событий, связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности банка [1].

Исследуя этапы развития отечественного риск-менеджмента, авторы пришли к следующему выводу: риск-менеджмент банка неразрывно связан с уровнем его развития и постепенно по мере эволюции банка от финансового института начала 90-х к высокотехнологичному, конкурентоспособному банку риск-менеджмент проходит все этапы развития от «бумажного» до интегрированного в процессную модель банка бизнес-процесса.

Разработкой данных международных норм, которые условно можно распределить по трем группам — макроэкономическая политика обеспечения прозрачности, институциональная структура рынка и финансовый надзор, — занимаются такие международные организации, как МВФ, Всемирный банк, Базельский комитет, FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

За период своего существования Базельский комитет подготовил три отдельных документа (далее по тексту — Базель I, Базель II, Базель III), направленных на установление минимальных требований к достаточности банковского капитала, усиление процесса банковского надзора, а также улучшение рыночной дисциплины. На текущий момент положения Базеля I считаются устаревшими. С момента их принятия экономический мир претерпел существенные изменения с развитием финансовых конгломератов и риск-менеджмента, что создало предпосылки для разработки комитетом последующих положений. На смену устаревшему соглашению Базель I были разработаны всесторонние положения Базеля II, которые представляют собой результат работы комитета в течение нескольких последних лет над обеспечением международной унификации требований к достаточности капитала банков, осуществляющих свою деятельность в международном масштабе.

Мировой финансовый кризис 2008 года показал, что различным организациям пришлось столкнуться с множеством рисков, неплатежеспособностью вследствие несения рисков встречной стороны и рисков «заражения» (contagion risk — риск, возникающий в случае, когда неблагоприятные процессы в одной стране приводят к падению рейтинга или кредитному сжатию не только этой страны, но и других стран), недостатка регулятивной и надзорной интеграции, а также несовершенства режимов принятия решений. В связи с этим Базельский комитет по банковскому надзору разработал новый консультативный документ «Глобальные регулятивные стандарты по повышению устойчивости банков и банковских систем». Он был одобрен на саммите G20 в Сеуле в ноябре 2010 года и после внесенных изменений в 2011 году получил название «Базель III». Применение новых регулятивных требований будет иметь в различных странах свои особенности в зависимости от юрисдикций и степени готовности банковских систем их выдерживать по срокам и нагрузке на капитал. В Республике Беларусь Базель III находится в процессе принятия к исполнению национальными регулирующими органами.

Высококлассный риск-менеджмент является одним из наиболее весомых показателей высокой деловой репутации банка. Его уровень отражается на кредитном рейтинге банка, что в свою очередь влияет на стоимость и объем фондирования. Эффективный риск-менеджмент является залогом стабильных отношений с надзорными органами, сводит к минимуму вероятность наступления резонансных рисковых событий (проблемы банка с ликвидностью, крупные убытки кредитной организации вследствие операционных рисков, наступление дефолтов по крупным сделкам или портфелям и т. д).

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору каждый банк должен обеспечить четкое функционирование системы управления рисками, которая представляет собой совокупность организационной структуры банка, полномочий и ответственности должностных лиц, локальных нормативных правовых актов, определяющих стратегию, политику, методики и процедуры управления рисками, а также процесса управления рисками, направленных на достижение финансовой надежности банка. В качестве принципов построения системы управления рисками в банках Республики Беларусь можно выделить следующие: коллегиальность принятия решений при проведении операций по привлечению и размещению ресурсов; четкая регламентация полномочий органов управления, в компетенции которых находятся вопросы управления рисками; осуществление рисковых операций в пределах, гарантированно защищающих банк от возможности превышения допустимых рисков и несоблюдения экономических нормативов безопасного ведения банковского дела; проведение централизованной лимитной политики по основным видам банковских операций; детальное регламентирование локальными нормативно-правовыми актами банка порядка проведения операций, связанных с возможностью возникновения риска.

Верификация системы управления рисков в банках зависит от обеспеченности квалифицированными специалистами, необходимыми программно-техническими средствами и информационными системами, позволяющими осуществлять сбор, обработку и анализ информации, используемой для управления рисками, проведения стресс-тестов, расчета потребности в капитале, а также составления управленческой отчетности. Компонентами риск-менеджмента в банках являются: стратегия, политика, методики и процедуры управления рисками. Указанные компоненты утверждаются локально-нормативными правовыми актами каждого банка с учетом последовательности, степени детализации в соответствии с уровнем принимаемых рисков, масштабами и сложностью деятельности конкретного банка, и применения единообразно во всех его структурных подразделениях. [2]

Стратегия управления рисками отражает определенные советом директоров стратегические цели, основные принципы функционирования системы управления рисками и направления ее развития в планируемом периоде применительно к риск-профилю банка, а также толерантность к риску. С целью обеспечения системности принятия долгосрочных управленческих решений в отношении рисков органами банка первоначально устанавливаются краткосрочные ориентиры в количественном измерении: уровень достаточности нормативного капитала, доля рынка, целевые отрасли (клиенты, продукты, географические регионы), доля кредитов в активах, качество активов, диверсификация портфелей и иные показатели.

Политика управления рисками регламентирует деятельность банка в области построения и реализации системы управления рисками, определяет цели и задачи управления рисками, основные принципы и методы, используемые для достижения этих целей и выполнения задач, содержит перечень (каталог) присущих банку рисков и их определения, выделяет наиболее существенные для банка риски, устанавливает требования к управлению рисками в целом, включая организационную структуру, полномочия и функциональные обязанности руководителей и работников банка, организацию процесса управления рисками, подходы к оценке эффективности системы управления рисками и ее совершенствованию. Основная задача политики управления рисками состоит в достижении корректного встраивания системы управления банковскими рисками в общую структуру управления активами обязательствами банка, в обеспечении надлежащей диверсификации активов и пассивов банка, в поддержании оптимального (адекватного стратегии развития банка) баланса между привлеченными и размещенными денежными средствами, в обеспечении нормального функционирования банка в кризисных ситуациях.

Локальные методики управления рисками банков содержат детальное описание процедур по отдельным составляющим процесса управления рисками, особенности управления отдельными видами рисков, анализа устойчивости банка к рискам, порядок использования результатов, полученных в процессе управления рисками и анализа устойчивости банка, и иные необходимые процедуры, порядки и регламенты.

Процесс управления рисками в банках включает следующие этапы:

1.         Выявление (идентификация) риска, предполагающее обнаружение основных источников (факторов) риска, которые вызвали (могут вызвать) потери и (или) дополнительные затраты. При этом банки разрабатывают локальные методики идентификации существенных (несущественных) для банка видов рисков, позволяющие принимать во внимание взаимное влияние рисков и их концентрацию, выявлять новые риски, возникающие в его деятельности, в том числе в связи с началом осуществления ими новых видов операций (внедрением новых продуктов), выходом на новые рынки.

2.         Измерение (оценка) уровня риска. Методы измерения величины рисков, включаемых в расчет нормативов достаточности капитала, определяются Национальным банком Республики Беларусь. Выбор методов измерения (оценки) величины рисков, не включаемых в расчет нормативов достаточности капитала, но признаваемых существенными, банки осуществляют самостоятельно. Методики расчета величины рисков отражаются в локальных нормативных правовых актах банков, периодически пересматриваются и актуализируются банками с целью повышения их эффективности, а также обеспечения соответствия законодательству и изменению рыночных условий.

3.         Внутренний мониторинг, представляющий систему сбора (накопления), обработки и анализа информации, на основе которой осуществляются оценка, контролирование рисков и составление пруденциальной и управленческой отчетности. Мониторинг проводится на регулярной основе и позволяет отладить взаимодействие различных структурных подразделений банка, отработать технологии сбора информации, расчета величины риска и анализа ее динамики, а также разработать формы отчетов.

4.         Контролирование, предполагающее формирование системы ключевых индикаторов каждого риска, связанных с его уровнем и показывающих потенциальные источники риска, а также позволяющее осуществлять их анализ на регулярной основе. Банки также устанавливают ограничения (лимитирование) на величины рисков и последующий контроль их выполнения. Пересмотр лимитов происходит на регулярной основе (а также в особых случаях) и устанавливается органами управления банком.

5.         Методы снижения уровня рисков:

-          уход от рисков, подразумевающий разработку стратегических и тактических решений, исключающих возникновение рисковых ситуаций, или отказ от реализации операций и проектов с высоким уровнем риска. Данный метод обычно используется банками на этапе принятия решений о запуске новых направлений деятельности, продуктов, услуг или технологических цепочек, когда реализация проекта еще не началась и есть возможность пересмотреть ранее принятые решения;

-          разработка и внедрение плана обеспечения непрерывной бизнес-деятельности, позволяющая обеспечить непрерывность функционирования банка при отказе систем и сбоев в работе технического оборудования, а также при воздействии внешних неблагоприятных факторов. Разработка подобных эффективных планов требует достаточно больших инвестиций, в т.ч финансовых, временных, кадровых. Наличие таких планов дает возможность следовать заранее продуманной и проверенной инструкции, обеспечивающей достижение наилучшего результата при минимальных потерях в максимально сжатые сроки;

-          передача риска (страхование, аутсорсинг), используемая в тех случаях, когда банк не может самостоятельно покрыть отдельные риски либо когда страховать риски получается дешевле, чем внедрять меры по их снижению;

-          хеджирование — форма нейтрализации (страхования) риска, основанная на использовании различных видов финансовых инструментов;

-          диверсификация, предполагающая механизм минимизации риска, основанный на принципе разделения рисков, препятствующем их концентрации; позволяет снизить максимально возможные потери за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество других видов рисков, которые необходимо контролировать.

В банках страны разработан и закреплен в локальных нормативных правовых актах порядок внутреннего контроля рисков, включая принятие мер в случае его нарушения, который имеет следующую классификацию:

1.         Предварительный контроль, характеризующийся подбором квалифицированных кадров; разработкой четких должностных инструкций; предварительным анализом рискованности и эффективности проводимых операций; обеспечением банка необходимыми техническими средствами, оборудованием, информационными технологиями;

2.         Текущий контроль, реализуемый путем проверки соблюдения требований законодательства Республики Беларусь, локальных нормативных правовых актов банка по управлению рисками, установленных процедур принятия решений, лимитов и иных ограничений, порядка визирования, проведения платежей, достоверности отражения банковских операций в бухгалтерском учете;

3.         Последующий контроль, реализуемый путем проверки обоснованности и правильности совершения операций, соответствия документов установленным формам, соответствия выполняемых работниками функций должностным инструкциям;

4.         Сопоставление понесенных и планируемых потерь, сопоставления плановых и фактических показателей деятельности, величины присущих и остаточных рисков;

5.         Проведение оценки службой внутреннего аудита эффективности управления рисками в банке.

На регулярной основе банки страны осуществляют анализ устойчивости к рискам, в том числе моделирование, анализ потенциального воздействия на финансовое состояние банка возможных шоковых ситуаций (стресс-тестирование) в соответствии с утвержденными локальными нормативными правовыми актами, содержащими программу проведения стресс-тестов, основные этапы работы и их предназначение, распределены полномочия и порядок их осуществления, определены достаточные технические, информационные и человеческие ресурсы для создания и развития инфраструктуры стресс-тестирования и работы с данными, установлены адекватная периодичность проведения стресс-тестов, порядок рассмотрения их результатов и доведения до органов управления банком и методы реагирования на них.

С целью информирования органов управления банком и должностных лиц в банках разработана управленческая отчетность, которая составляется в динамике и содержит следующие сведения: о риск-профиле банка с указанием уровня, краткой характеристики основных рисков и ключевых проблем управления ими; о невыполнении нормативов ограничения рисков и иных нормативов безопасного функционирования; о структуре и величине нормативного капитала; о потребности в дополнительном капитале; о крупных рисках; о структуре кредитного, инвестиционного, торгового портфелей и качестве активов; о состоянии ликвидности; о существенных нарушениях лимитов, крупных операционных инцидентах; о результатах стресс-тестов; иные сведения, выводы и предложения, позволяющие принимать собственникам и (или) органам управления банка необходимые управленческие решения. [3]

Системы управления рисками в банках Республики Беларусь периодически подвергаются оценке их эффективности с целью поддержки состояния данных адекватно меняющимся условиям, а также регулярно проверяются службой внутреннего аудита банка или аудиторской организацией.

Как и любое направление в деятельности банка, риск-менеджмент не стоит на месте. Внедрение новейших методов и инноваций (в т. ч. и превентивных) в риск-менеджменте должно происходить опережающим темпом; создавать необходимые условия для появления новых и усовершенствования существующих банковских продуктов. Таким образом, система управления рисками в банках должна иметь всеобъемлющий характер, быть интегрированной в деятельность банка в целом, обеспечивать эффективное управление рисками и капиталом в целях поддержания финансовой надежности, стабильного функционирования банка и выполнения пруденциальных требований.

Литература:

1.         Банковский кодекс Республики Беларусь с изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

2.         Инструкция Национального банка Республики Беларусь № 550 от 29.10.2012г. «Об организации системы управления рисками в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах» // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

3.         Письмо Национального банка Республики Беларусь 30 декабря 2011 г. N 23–14/67 «Об организации системы управления рисками в банках» // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

Основные термины (генерируются автоматически): риск, III, Базель, банк, Базельский комитет, процесс управления, Беларусь, банковский надзор, регулярная основа, деятельность банка.


Похожие статьи

Базельские соглашения: общая логика, влияние на управление...

Базель, III, банк, риск, компонент, достаточность капитала, банковский надзор, Базельский комитет, требование, корпоративное управление.

Особенности риск-ориентированного надзора «Базель III»

В статье рассматриваются особенности новых требований к капиталу банков, связанные с внедрением стандартов банковского капитала и ликвидности «Базель III». Проанализированы возможные последствия и сложности их применения.

Дискуссионные проблемы введения стандартов Базель III...

Ключевые слова: Базель III, банк, банковская система, российская экономика. С 2014 года российское банковское регулирование приводится в соответствии с базельскими стандартами (так называемый Базель III)...

Базель III как реакция на глобальный финансовый кризис

Ключевые слова:Базельский комитет по банковскому надзору, Базель III, достаточность капитала, ликвидность, леверидж, риски, банковский сектор.

Внедрение международных стандартов Базель III: плюсы и минусы

Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчётов (англ. Committee on Banking Supervision of the Bank for international Settlements) был основан в г. Базель (Швейцария) в 1974 году президентами центральных банков стран «группы десяти» (G10).

Проблемы внедрения стандартов Базель III в российских банках

III, Базель, банк, требование, Россия, управление рисками, банковский надзор, Базельское соглашение, акционерный капитал, банковская система.

Нормативно-правовое регулирование банковских рисков

В прошедшем 2016 г. Банком России была проведена значительная работа в области банковского регулирования.

– изменение высшей оценки российского регулирования банковских рисков на соответствие стандартам Базельского комитета, которая была...

Казахстанская практика совершенствования системы управления...

риск, III, банк, EGAR, система управления, банковский сектор, кредитный портфель, коммерческий банк, базельский комитет, ссудный портфель банков второго уровня.

Причины внедрения Базель III, его характеристики и ожидаемые...

Ключевые слова: Базель III, риск-менеджмент, банковское дело, регулирование банковского дела, международный банкинг.

Согласно Стефану Вальтеру (Бывший глава Базельского комитета) причины по которым было решено внедрять “Базель-III” были следующими

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Базельские соглашения: общая логика, влияние на управление...

Базель, III, банк, риск, компонент, достаточность капитала, банковский надзор, Базельский комитет, требование, корпоративное управление.

Особенности риск-ориентированного надзора «Базель III»

В статье рассматриваются особенности новых требований к капиталу банков, связанные с внедрением стандартов банковского капитала и ликвидности «Базель III». Проанализированы возможные последствия и сложности их применения.

Дискуссионные проблемы введения стандартов Базель III...

Ключевые слова: Базель III, банк, банковская система, российская экономика. С 2014 года российское банковское регулирование приводится в соответствии с базельскими стандартами (так называемый Базель III)...

Базель III как реакция на глобальный финансовый кризис

Ключевые слова:Базельский комитет по банковскому надзору, Базель III, достаточность капитала, ликвидность, леверидж, риски, банковский сектор.

Внедрение международных стандартов Базель III: плюсы и минусы

Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчётов (англ. Committee on Banking Supervision of the Bank for international Settlements) был основан в г. Базель (Швейцария) в 1974 году президентами центральных банков стран «группы десяти» (G10).

Проблемы внедрения стандартов Базель III в российских банках

III, Базель, банк, требование, Россия, управление рисками, банковский надзор, Базельское соглашение, акционерный капитал, банковская система.

Нормативно-правовое регулирование банковских рисков

В прошедшем 2016 г. Банком России была проведена значительная работа в области банковского регулирования.

– изменение высшей оценки российского регулирования банковских рисков на соответствие стандартам Базельского комитета, которая была...

Казахстанская практика совершенствования системы управления...

риск, III, банк, EGAR, система управления, банковский сектор, кредитный портфель, коммерческий банк, базельский комитет, ссудный портфель банков второго уровня.

Причины внедрения Базель III, его характеристики и ожидаемые...

Ключевые слова: Базель III, риск-менеджмент, банковское дело, регулирование банковского дела, международный банкинг.

Согласно Стефану Вальтеру (Бывший глава Базельского комитета) причины по которым было решено внедрять “Базель-III” были следующими

Задать вопрос