Актуальность темы статьи связана с тем, что особенностью сегодняшней трансформации рыночного пространства является рост «удельного веса» корпораций. Соответственно расширяется их зона деятельности, образующая особую сферу корпоративных связей, требующих эффективного управления. Современной бизнес — среде присущи такие характерные свойства как быстрая трансформация, высокая степень сложности исследования. Способность быстрого реагирования бизнеса — основное условие выживания и сохранения его конкурентоспособности.
Одной из ключевых задач современного менеджмента является поиск адекватных инструментов для управления корпоративных систем. Определить их можно в том случае, если разработана методологическая база, поскольку инструменты являются неотъемлемым элементом методологии. Управление обеспечивает сохранение системы, развитие, упорядочивание и достижение поставленных стратегических целей.
Разработка стратегии развития корпорации должна быть выстроена на основе полученных результатов комплексного анализа устойчивости ее функционирования. Управление устойчивостью корпорации связано со сбалансированностью интересов участников корпоративных отношений (УКО) или стейкхолдеров, как за счет обеспечения сбалансированного распределения ресурсов корпорации, так и за счет управления ожиданиями самих участников.
В литературе существует довольно большое количество трактований понятия УКО, обобщая их, мы будем придерживаться следующего определения: «УКО» — это лица, имеющие какой-либо интерес к деятельности корпорации. Несбалансированность между интересами УКО и интересами корпорации может послужить результатом развития корпоративных конфликтов и, как следствие, это может накладывать отпечаток на устойчивость корпоративных связей. Минимизировать возможное негативное влияние этих различий на устойчивость функционирования корпорации призвана грамотно выстроенная система корпоративного управления, без предварительного анализа ее создание не представляется возможным.
Проблемам функционирования корпоративных структур посвящены исследования таких авторов как П. Г. Воронцова, И. А. Иванюк, Ю. Б. Винслав. Е. В. Красильникова, С. А. Орехова, Г. Б. Клейнер исследовали стратегии взаимоотношений участников корпоративных отношений в моделях корпоративного управления. Исследования М. В. Самосудова посвящены системной устойчивости корпораций.
Проведение диагностики имеющихся в литературе методов анализа корпоративных связей позволило нам выявить следующее:
- На сегодняшний день, универсального метода оценки устойчивости корпоративных связей пока нет;
- Корпорации развиваются быстрее чем методологическая база анализа устойчивости;
- В корпоративных структурах наблюдается дефицит в применении простого, но тем не менее объективного метода оценки устойчивости;
- Большинство методов затрагивают, в основном, лишь один из аспектов устойчивости — финансовую;
Таким образом, принимая это во внимание, нами была предпринята попытка предложить авторский подход к изучению корпоративных связей на предмет их устойчивости. Алгоритм методологии представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Методологический подход к изучению устойчивости корпоративных связей (авторский подход)
Первый блок включает в себя несколько этапов, рассмотрим подробнее каждый из них:
- Первый этап предполагает:
− Определение субъектов, принимающие участие в корпоративных отношениях;
− При наличии соответствующей информации, определяются интересы, которые корпорация способна удовлетворить без ущерба для собственных интересов;
− Эти интересы ранжируются по приоритету для устойчивого развития корпорации (то есть в первую очередь, выявляются те интересы, невнимание к которым заключает в себе возможный риск).
- Оценка уровня устойчивости корпоративных связей.
Анализ производится на основе разработанной нами трёхмерной модели устойчивости корпоративного взаимодействия (рисунок 2).
Рис. 2. Трехмерная модель устойчивости корпоративного взаимодействия (авторский подход)
Для количественного определения уровня устойчивости корпоративных связей берутся показатели каждый из них характеризуется набором критериев, которые формируются, исходя из трех осей модели устойчивости корпоративного взаимодействия. Реализация процедуры комплексной оценки устойчивости корпоративных связей предполагает несколько этапов, рассмотрим каждый из них:
− На первом этапе производится определение основных показателей, на основе которых будут рассчитываться комплексные критерии. Для более глубокой оценки необходимо определение, как минимум, 5–7 показателей, характеризующих каждую ось.
− Второй этап предполагает использование метода экспертных оценок для расчета количественного выражения каждого показателя. Для этого необходимо составить анкеты для опросов экспертов.
− На третьем этапе необходимо определить комплексные критерии, которые составляют основу разработанной модели. Следует определить весовые коэффициенты для каждого показателя и рассчитать значения комплексных критериев, отражающих вклад составляющих в устойчивость корпоративных связей.
Оценка i-го критерия устойчивости по k-му показателю корпорации с учетом веса определяется как произведение весового коэффициента w (∑ w = 1) и вычисляется по формуле:
S =Zx w, (1)
где Z — значение i-го критерия устойчивости по k-му показателю корпорации.
Значение показателя определяется в баллах от 0 до 10, рассчитывается c помощью экспертных оценок. Значение комплексного i-го критерия устойчивости рассчитывается по формуле:
Ri= 100 * (2)
где = 10 • W — максимальное или наилучшее значение i-го критерия по k-му показателю.
− На четвертом этапе производится определение интервалов комплексных показателей и оценка уровня устойчивости корпоративных связей. Для формирования уровней устойчивости используется следующий интервальный диапазон: 1 интервал (0–33); 2 интервал (33–67); 3 интервал (67–100).
− На пятом этапе производится умножение трех уровней составляющих устойчивости корпоративных связей: y1 * y2 * y3. Это необходимо для качественного описания обобщенного уровня устойчивости корпоративных связей. В результате нами было предложено 6 обобщенных уровней устойчивости корпоративных связей (табл. 1).
Таблица 1
Обобщённые уровни устойчивости корпоративных связей
Номер уровня |
y1 * y2 * y3 |
Обобщенный уровень устойчивости |
Первый |
1–3 |
Критическое положение |
Второй |
4–6 |
Неустойчивое положение |
Третий |
8 |
Низкая устойчивость |
Четвертый |
12 |
Нормальная устойчивость |
Пятый |
18 |
Высокая устойчивость |
Шестой |
27 |
Суперустойчивость |
- Оценка возможностей корпорации по установлению баланса интересов УКО и достижению устойчивости корпоративных связей.
Третий этап включает в себя оценку потенциальных возможностей удовлетворения интересов УКО, несущих в себе рискогенный характер для деятельности корпорации в случае их игнорирования.
- Анализ рисков.
Четвертый этап методологии предполагает выявление существующих и возможных рисков для деятельности корпорации, связанных с отсутствием баланса интересов между УКО и корпорацией.
Далее происходит переход ко второму блоку методологии, который включает в себя следующие этапы:
- Разработка корпоративной коммуникационной стратегии, реализация которой будет направлена на достижение желаемого уровня устойчивости корпоративных связей.
- Формирование стратегических решений и инструментария по сохранению или повышению уровня устойчивости корпоративных связей.
На данном этапе определяются инструменты воздействия на уровень устойчивости, круг ответственных лиц, период реализации. Базовые инструменты представим на рисунке 3.
Рис. 3. Инструменты, направленные на повышение устойчивости корпоративных связей (авторский подход)
- Реализация стратегии.
Данный этап предполагает конкретные действия по достижению необходимого уровня устойчивости корпоративных связей и требует наибольшего вклада ресурсов корпорации. Грамотное исполнение намеченной стратегии обеспечит достижение поставленных целей и успех корпорации в установлении устойчивости внешних и внутренних корпоративных связях.
- Повторная оценка уровня устойчивости корпоративных связей.
Данный этап является заключительным и предполагает оценку результатов реализации разработанной стратегии. Важно убедиться, что коммуникационная стратегия работает эффективно, для этого на данном этапе проводится повторная оценка уровня устойчивости корпоративных связей, в случае необходимости, стратегия может быть пересмотрена.
Предложенный нами методологический подход позволит провести комплексную оценку устойчивости корпоративных связей, поскольку предполагает анализ и количественную оценку всех составляющих устойчивости. Принцип трехмерности позволит оценить более полно уровень устойчивости корпоративных связей и сформировать управленческие решения и маркетинговую стратегию, направленную на формирование устойчивого положения корпорации.
Литература:
- Геращенко И. П., Василенко А. А. Построение модели оценки маркетинговой устойчивости компании // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 1 (25). — С. 18–29.
- Иванюк И. А. Маркетинг-система взаимодействия конкурирующих структур на современном этапе развития экономики / И. А. Иванюк, А. О. Воротилова // Волгоградский государственный технический университет. — С. 84–91.
- Козлова Н. В. Роль маркетинга в управлении устойчивостью // Актуальные проблемы экономического развития: сборник докладов VII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 101–105.
- Самосудов М. В. Теория корпоративного взаимодействия и устойчивость корпоративных систем: учебное пособие / М. В. Самосудов, — М.: Изд-во ВШЭ, 2013. — 289 с.
- Старикова М. С. Оценка ожидаемой результативности партнерских взаимодействий предпринимательских структур // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. — 2016. — № 5. — С. 207–211.
- Щетинина Е. Д. Современные решения в менеджменте корпораций и регионов: монография / Е. Д. Щетинина, М. С. Старикова, С. М. Микалут и др. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2018. — 108 с