Налог на доход физических лиц (далее НДФЛ) — это один из прямых налогов, играющих огромную роль в обеспечении бюджетов всех уровней источниками дохода, который так же участвует в регулировании экономических процессов.
Подоходный налог сейчас обеспечивает основную массу налоговых поступлений почти во всех государствах. Ведущее место подоходный налог занял в связи со следующими причинами: Во-первых, это личный налог, т. е. налог, объект которого — доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях; Во-вторых, подоходный налог позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения — всеобщность и равномерность.
Традиционно подоходный налог — это налог государственный, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам. Возможность местных органов власти и управления определять условия взимания государственного подоходного налога либо весьма ограниченна, либо вообще исключена. Подоходный налог имеет большое влияние на политическую и экономическую стабильность, на перераспределение доходов. Поэтому нежелательно иметь большое количество субъектов, принимающих решения о подоходном налоге.
Этот налог по сравнению с другими налогами является довольно молодым. Впервые он был введен в Англии в 1798 году в виде утроенного налога на роскошь, был построен на чисто внешних признаках и действовал до 1816 года. В 1842 году налог был введен вновь в виде, более или менее отвечающем основным идеям подоходного обложения.
В других странах подоходный налог стали применять с конца XIX — начала XX века. В России, например, в 1812 году был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества (своеобразная форма подоходного налога).
Закон о подоходном налоге был принят в России лишь 6 апреля 1916 года. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истиной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного обложения, не делавшего различия между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Но Февральская, а затем и Октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон о подоходном налоге от 6 апреля 1916 г. фактически не вступил в силу [2].
Но идея об этом налоге не была забыта, и в начале 1920-х гг. он стал одним из источников поступлений в доходную часть бюджета страны. Это был один из немногих налогов, который существовал в СССР при практически полном отсутствии налоговой системы. В годы Советской власти подоходный налог не имел значительного фискального значения, так как основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.
В наше время основам современного подоходного налогообложения физических лиц было положено начало с принятием Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц». С введением его в действие с 1 января 1992 г. была создана принципиально иная система подоходного обложения физических лиц.
Этот налог применяется во многих развитых и развивающихся странах, в том числе стран Северной Америки и стран Евросоюза. Ставка процента варьирует от 0 % до 47,5 % в зависимости от вида дохода. НДФЛ, так же, как и в РФ, является одним из основных источником налоговых доходов консолидированного бюджета страны (его доля в разных странах составляет 65–89 %).
Говоря о значении НДФЛ в современной России, следует отметить, что он занимает одну из лидирующих позиций по сумме налоговых поступлений. По данным единого портала бюджетной системы РФ, в 2014 году, подоходный налог составляет 26,1 % от общих налоговых поступлений. Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Структура налоговых поступлений от прямых налогов в консолидированный бюджет 2014 года
Наименование налога |
Процент от общей суммы поступлений, % |
Сумма налога, млрд руб |
НДФЛ |
26,10 |
5 077,97 |
Страховые взносы на обязательное страхование |
25,89 |
5 035,72 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
16,40 |
3 189,42 |
Налоги на совокупный доход |
1,62 |
315,1 |
Налоги на имущество |
4,92 |
957,49 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
15,09 |
2 934,65 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
9,37 |
1 823,02 |
Иные |
0,62 |
117,23 |
Источник: [3]
Но, как и во многих налогах, во взыскании подоходного налога существуют свои недостатки. Одни из наиболее существенных заключаются в том, что налоговые ставки зафиксированы и не учитывают демографическую ситуацию в стране. Это связано с тем, что в России действует плоская шкала начисления налога, то есть единая ставка в 13 %. Ввиду этого, многим физическим лицам, чьи доходы весьма малы, даже стандартная ставка налога может показаться чрезмерной.
Говоря о демографии, следует еще раз обратить внимание на количество детей в семье. Сейчас, согласно статье 218 второй части налогового кодекса в Российской Федерации предоставляются следующие вычеты:
- Вычет в размере 500 рублей за каждый месяц для лиц, имеющих государственные награды либо особый статус: для Героев Советского Союза и Героев РФ, лиц, награжденных орденом Славы трёх степеней и многих других.
- Вычет в размере 1400 рублей за каждый месяц на каждого ребёнка, предоставляется до суммы дохода 280 000 руб.
- Вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц на третьего и каждого последующего ребёнка.
- Вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц на каждого ребёнка-инвалида до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
В отличие от существующего в Германии и некоторых других европейских странах так называемого «Налога с семьи», в России установлена ставка 13 % вне зависимости от семейного положения физического лица [1].
Одним из путей повышения эффективности подоходного налога можно преобразовать налог по европейскому примеру, а именно ввести семейный налог. Это будет способствовать повышению уровня браков и. как следствие, демографии в стране. В этом случае вычеты с детей будут более эффективными, и приносить больший доход в консолидированный бюджет страны.
Говоря о немецком налоге на супружеские пары, также используются более льготные тарифы. Например, дополнительная надбавка на солидарность в 5,5 % от подоходного налога.
Также немаловажным является тот факт, что НДФЛ не учитывает демографическую ситуацию в данный момент времени: по проведенной когда-то переписи населения составляется план налоговых сборов и их распределение. Причем берутся усредненные демографические данные. Здесь можно выделить два серьёзных просчета по ситуации на 2015 год:
Во-первых, план использования с сбора налогов не следует составлять на долгосрочную перспективу — в данный момент времени будет целесообразнее составить прогноз на 1 год;
Во-вторых, для составления данного прогноза необходимо брать как можно более точные демографические данные. Это позволит рассчитать более точные суммы от плановых налоговых поступлений и разработать стратегию повышения их поступления.
Еще одной проблемой, в следствие которой бюджет страны недополучает большие суммы от налоговых поступлений, является нелегальная занятость. Причин работать на подобных условиях довольно много:
«бегство» от уплаты налогов,
нежелание получать документы (лицензии, сертификаты, дипломы), подтверждающие знания,
досуговая деятельность, приносящая прибыль, и так далее.
Однако все выше перечисленное влечет за собой тяжелые последствия, как экономические, так и социальные. Как и в случае Германии, Франции и ряде других европейских стран, при высокой безработице и постоянно растущем количестве пенсионеров нелегальная занятость подрывает всю экономическую систему. По подсчетам Федерального министерства финансов Германии, страна из-за этого ежегодно теряет 500 тыс. официальных рабочих мест. Причина проста:честно работающие предприятия уже не могут успешно конкурировать с теми, кто использует дешевый нелегальный труд, и вынуждены увольнять сотрудников [4].
Для снижения уровня нелегальной занятости немецкое правительство принимает множество мер, некоторые из которых приемлемы и для российской экономики. Среди них основное место отдается двум:
- Преследование ее проявлений со стороны таможенных органов, бирж труда и муниципальных розыскных групп,
- Законодатели пытаются бороться с данным явлением путем принятия новых законов.
В заключении следует еще раз отметить, что данный налог является одним из наиболее прибыльных в бюджете страны, и чем эффективнее будет проходить сбор, и чем более точные данный будут использоваться для составления налогового плана на период сбора, тем лучше он будет развиваться.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации
- ИПфорум.ру. Все про индивидуальное предпринимательство и этапы развития бизнеса. Статья «Налог на доходы физических лиц»/ Электронный ресурс. / — Режим доступа: http://ipinform.ru/nalogi-iplatezhi/nalogi-ip/nalog-na-doxody-fizicheskix-lic-ndfl.html
- Единый портал бюджетной системы РФ. Статья «исполнении бюджета по доходам». Электронный ресурс. / — Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/Бюджет/Доходы/Исполнение %20бюджета %20по %20видам %20доходов?_adf.ctrl-state=aqysf2ruz_162&_afrLoop=35102394502614&_afrWindowMode=0&_afrWindowId=aqysf2ruz_159#! %40 %40 %3F_afrWindowId %3Daqysf2ruz_159 %26_afrLoop %3D35102394502614 %26_afrWindowMode %3D0 %26_adf.ctrl-state %3Dpoa61jq7p_4
- Энциклопедия местного самоуправления. Статья «Нелегальная занятость и ее последствия для социальных систем и рынка труда Германии»»/ Электронный ресурс. / — Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/10_4_03.htm