В данной статье рассматриваются причины совершения вооруженного нападения на образовательные учреждения (скулшутинга).
Ключевые слова: вооруженное нападение на образовательные учреждения, скулшутинг, причины.
Вооруженное нападение на образовательное учреждение или скулшутинг — это планирование, организация, совершение вооруженного нападения в/на территории образовательного учреждения (любого уровня) одним или несколькими учащимися с целью массового убийства [1, с. 93].
В науке нет единого подхода относительно того в силу чего ученики совершают вооруженное нападение на образовательное учреждение.
Так, И. Л. Лукашкова, А. А. Ященко к социально-индивидуальным факторам формирования причин и условий для совершения вооруженного нападения на образовательные учреждения относят сложившуюся негативную обстановку в семье и школе. Как подчеркивают авторы, применение родителями и педагогами психологического и дидактического насилия, жестокость, ложь и лицемерие, несправедливость способствуют обострению детско-родительских взаимоотношений, нарушают межличностное взаимодействие педагога и ученика, приводят к усилению девиантогенных тенденций среди несовершеннолетних и проявлению ими девиантогенных реакций.
Также исследователи выделяют такой фактор детерминации скулшутинга как субкультуризация общества. Анализируя данный фактор, авторы утверждают, что молодежные субкультуры со своей системой ценностей, своими моделями поведения, жизненного стиля, представляются самостоятельным целостным образованием в рамках доминирующей культуры. Скулшутинг как делинквентная молодежная субкультура имеет свою систему ценностей и норм поведения, пропагандирующую вооруженное насилие как единственный способ демонстрации своей значимости и превосходства над другими. Делинквентная субкультура скулшутинга, романтизируя поведение скулшутера, оказывает мощное влияние на сознание подростков, в результате чего они стремятся повторить модель поведения своих кумиров [2, с. 339].
П. А. Песков, И. В. Ефремов выделили прямые и косвенные причины совершения вооруженного нападения на образовательные учреждения. К прямым причинам относятся те, которые непосредственно влияют на психическое состояние ребенка, которые определяют его неправомерные поступки, а косвенные это те, которые помогают в реализации и возникают из-за бездействия ответственных лиц.
К первой группе причин авторы отнесли следующие:
— травля в коллективе;
— тяжелые возрастные периоды;
— проблемы с психикой;
— недостаток внимания/проблемы ребенка в общении с родителями;
— личные трагедии (смерть родственников, к примеру).
Вторую группу причин образуют следующие факторы:
— открытый доступ ребенка к оружию/к возможности его приобретения;
— ведомость ребенка;
— пропаганда насилия, доступ к травмирующим психику материалам;
— незащищенность учебного заведения;
— бездействие родителей/учителей при явных признаках подготовки к колумбайну;
— желание получить известность [3, с. 83].
С. Н. Гусев выделяет следующие детерминанты массовых убийств в образовательных организациях:
1) на уровне макросреды:
— политическую ситуацию, складывающуюся в стране;
— социально-экономические условия жизни общества;
2) на уровне микросреды:
— негативную обстановку в семье;
— буллинг (кибербуллинг) — агрессию одних детей против других, выраженную в психологическом насилии (словесной травле, распространении слухов, бойкоте);
— влияние на поведение несовершеннолетнего компьютерных игр с элементами жестокости [4, с. 14].
Как отмечает М. С. Орлова, не следует забывать, что все вышеперечисленные факторы оказывают влияние в комплексе, но в тоже время в ряде случаев данные факторы не влияют на деструктивность правосознания лица, а в иных случаях являются ключевыми для совершения им преступного деяния.
В качестве примера одного из таких фактов автор приводит степень влияния компьютерных игр на личность скулшутера. Как отмечает исследователь порядка 30 % жителей нашей планеты играют в видеоигры ежедневно, а наиболее популярными (35 %) являются шутеры. Однако лица с девиантным поведением, проявляющие агрессию и жестокость в отношении окружающих, среди любителей компьютерных игр практически отсутствуют, в силу чего нельзя категорично утверждать, что причина агрессивного поведения заключается исключительно в увлечении «стрелялками» [5].
Аналогичной позиции придерживаются Е. А. Маслакова, Н. Ю. Приходько. Как указывают ученые, сложно проследить корреляцию между насилием на экране и в жизни. Авторы допускают, что такая связь может существовать, когда человек уже стал на преступный путь, вместе с тем, как отмечают исследователи, нельзя четко говорить, что указанный источник агрессии единственный, потому что подавляющее большинство тех, кто смотрит жестокие фильмы или играет в какую-то видеоигру, никогда не пойдут убивать реальных людей [6].
Таким образом, автор приходит к выводу, что установить какой-то четкий перечень причин скулшутинга невозможно, т. к. как показывает практика, что в конкретных случаях одни детерминанты имеют решающее значение, в других не оказывают вообще никакого влияния.
Литература:
- Карпова А. Ю., Максимова Н. Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. — 2021. — Т. 29. — № 1. — С. 93–108.
- Лукашкова И. Л., Ященко А. А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. — 2021. — Т. 6. — № 2 (12). — C. 337–341.
- Песков П. А., Ефремов И. В. Скулшутинги как актуальная проблема современного общества // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2023. — Т. 1. — С. 82–84.
- Гусев С. Н. Детерминанты совершения актов скулшутинга // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2022. — № 3 (62). — С. 15–21.
- Орлова М. С. Криминогенные факторы, обусловливающие вооруженные нападения обучающихся (выпускников) в образовательных организациях // Российский следователь. — 2023. — № 8. — С. 58–61.
- Маслакова Е. А., Приходько Н. Ю. Противодействие идеологии скулшутинга в муниципальных образовательных учреждениях // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2024. — № 1. — С. 22–26.