В статье рассмотрены взгляды зарубежных и отечественных учёных на причины агрессивного поведения; показано, что с изменением общества появляются новые виды агрессии, причинами которых являются компьютерная зависимость и пропаганда ЛГБТ-сообществ.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение.
Утром 7 декабря 2023 года ученицей 8 класса гимназии № 5 города Брянска было совершено нападение на учащихся данной образовательной организации. В результате 1 человек погиб, а сама нападавшая застрелилась. Событие со времён трагедии в Керчи потрясло всю Россию. На место происшествия были отправлены опытные специалисты из разных уголков РФ. Исследователи восстановили картину произошедшего полностью. Виновными в случившемся признали пятидесятиоднолетнюю охранницу, а также директора охранного агентства, который предоставил школе рамки металлоискателя. Всем им грозят различные сроки наказания.
Но всё же в этой истории остался один серьёзный вопрос: Что привело восьмиклассницу к таким действиям? Никто точно не может ответить на этот вопрос. Если рассмотреть официальную причину, то Следственный комитет РФ придерживается мнения о серьёзной травле девочки со стороны учеников 8 класса, что подтверждает её дневник.
Подобная ситуация происходит в РФ не в первый раз. И каждый раз мы пытаемся найти причины данных происшествий либо во влиянии западных спецслужб, либо в компьютерных играх или же других вещах. Не уделяя должного внимания другим причинам агрессивного поведения, мы упускаем из вида целостную картину этого явления. Поэтому в данной статье рассмотрим накопленный опыт специалистов и педагогов, изучавших акты агрессивного поведения учащихся и пытавшихся понять их причины.
Рассматривая агрессивное поведение подростков, следует непросто рассмотреть очевидные причины, а разобрать их более подробно с использованием опыта исторического исследования.
Итак, проблема агрессивного поведения, а также его причин зародилась с появлением самого человека. На первых порах люди видели агрессию как проявление злых духов, которых мог потревожить человек. В дальнейшем с развитием цивилизаций стали появляться такие атрибуты человеческого общества как: закон, право, наказание, наука и др. Эти элементы позволили описать агрессию и её причины с различных сторон. Однако дальнейшее развитие общества привело к социальному запросу на подробное описание самой агрессии. Так, в конце XIXвека в Европе началось систематическое изучение агрессивного поведения. Его первыми исследователями стали З.Фрейд и К. Лоренц. Согласно биологической теории, которой они придерживались, причина агрессии кроется внутри самого человека. Агрессия рассматривалась как инстинкт, который исходит из сложного взаимодействия двух инстинктов, которые присутствуют внутри человека. Это инстинкт смерти — танатос и сексуальный инстинкт. Их взаимодействие постоянно происходит внутри человека. Такое представление было у З.Фрейда. К.Лоренц описывал причину данного явления как защитный механизм, который достался нам от далёких первобытных предков. Такая теория была популярна до Первой мировой войны, в период с 1914 по 1918 гг. Война породила новую волну интереса к изучению причин агрессии [2, c.149–151].
Послевоенное общество в 20–40-ые годы XXвека подняло массу вопросов, которые позволили увидеть агрессию с новой стороны. Так, в СССР, начиная с момента его образования, вопрос о причинах агрессивного поведения стали рассматривать через призму социума. Причины видели в первую очередь в плохом воспитании детей и подростков.
Для понимания взглядов агрессивное поведение молодежи необходимо разделить два понятия: «агрессия» и «агрессивность». На первый взгляд, данные термины похожи друг на друга и имеют общий корень. Однако на деле всё не совсем так. «Агрессия — любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [4, с.218]. Агрессивность — устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности субъекта к агрессивному поведению» [1, c.16]. Опираясь на данные термины, мы приходим к выводу, что агрессия — это намеренное действие, а агрессивность — это готовность к действию, но не прямое действие.
Советские исследователи, начиная с 20-ых годов XX века, уделяли особое внимание социальному аспекту изучения данного явления. Так, московская и петербургская школы[1] отстаивали идею того, что развитие агрессивности напрямую зависит от среды, социального окружения и их воздействия на ребёнка, педагогической запущенности и враждебности, отчуждённости ближайшего окружения. Кроме того, такие специалисты, как В. М. Бехтерев и И. М. Павлов описывали в качестве ещё одной причины агрессии неправильную коррекцию поведения детей. Однако такой подход к изучению агрессии сталкивался с тем, что изучение агрессии было ограничено рамками определённых наук. В других странах агрессивное поведение через призму социума стали рассматривать лишь к 70-ым годам прошлого века. На Западе таким специалистом стал А.Бандура со своей теорией социального научения. По его мнению, причина агрессии кроется в интерпретации детьми взрослого поведения. Его исследования показали, что причина агрессии кроется в повседневных вещах, которые нас окружают. Он доказал, что если взрослые люди будут применять насилие по отношению к другим, то дети тоже начнут это делать. Здесь требуются пояснения. Детям хоть и привычно копировать поведение взрослых, но это не всегда касается агрессии. Так, Л.Берковиц в 1969 году создал теорию когнитивной модели, где была подтверждена идея о выборе. Если в теории А.Бандуры идея заключается в осознанном копировании модели взрослых, а соответственно и агрессии, то в случае теории Л.Берковица человек всегда стоит перед правом выбора. Конкретное действие человека зависит от него самого [7, с. 38–42].
Сложность выбора всегда остаётся краеугольной темой любого исследования. Но порою на выбор человеком того или иного варианта действий могут наложиться и другие факторы. Так, польский учёный немецкого происхождения Д.Зильманн описывает причину агрессии как наложение одного действия на другое. Его теория была выстроена на серии экспериментов, которые проводились с 1972 по 1975 гг. и показали, что в основе причины агрессии лежит действие, которое наложило свой отпечаток ранее и выступает неким катализатором. Подтверждением этого могут служить дальнейшие исследования Д.Зильманна в рамках собственной теории. Его исследования, проведенные в 1971 году, показали значимую роль в проявлении агрессивного поведения фильмов, где содержатся сцены насилия. В 1976 году было доказано влияние различных шумов, которые так или иначе могут стать причиной агрессивного поведения [7, с. 57–58]. Кроме того, было доказано заметное влияние на агрессивное поведение сцен в фильмах для аудитории «18+», а также эротики, которая в то время набирала серьёзные обороты. О влиянии сексуального аспекта на проявление агрессии, как известно, писал и З.Фрейд в своих исследованиях. Специалисты уделяли также внимание СМИ, пропаганде и др. Но всё же особняком в исследованиях причин агрессивного поведения выступают ЛГБТ-пропаганда, компьютерные игры, а также мультипликация.
Если попытаться описать три новые причины агрессивного поведения, то их можно было бы назвать «навязанные Западом». Такое мнение весьма популярно в отечественных СМИ и социальных сетях. Но важно понимать, что все причины кроме первой выступают как естественные вещи, т. е. пришли с развитием информационного общества. Так, разговоры об ЛГБТ-сообществах хоть и не являются частыми, но всё же постоянно на слуху. Агрессия здесь кроется в самом продвижении идеи. Выбор человека во всём мире признается как основополагающая часть каждого. Но последние события в Европе и мире показывают, что эти идеи стали просто навязывать, а это не позволяет молодежи понять их правильно. Происходит подмена понятий. Желаемое выдают за действительное. Поэтому люди традиционных взглядов проявляют агрессию по отношению к ЛГБТ-сообществам, чтобы защитить собственную культуру [5, c. 197–199].
Продолжая тему продвижения повестки, нельзя не затронуть и игровую составляющую данного вопроса. Ведь часть современного общества привязана к компьютерным играм. Они помогают людям получить новые эмоции, вызовы, снимают напряжение и расслабляют, развивают воображение. Однако за всеми этими положительными моментами кроется и негативная сторона — компьютерная зависимость. Она стала новой болезнью современного общества. Проблема кроется в двойственности данной ситуации. Научное сообщество в данном вопросе разделилось на два лагеря. Одни видят положительные стороны компьютерных игр. По их мнению, они лучше помогают социализироваться в обществе, помогают в общении и др. Таких взглядов придерживаются Т. Райт, П. Бриденбах, Г. Петрусь. Другие же, напротив, видят в компьютерных играх абсолютное зло. Таких взглядов придерживаются Д. Бака, Д. Томпсон, Д. Гроссман, Д. Карнели [6, c. 250–251].
В заключении хочется отметить следующее. Общество с каждым новым поколением начинает постепенную трансформацию, которая влечет за собой как положительные стороны, так и отрицательные. Так, изучение агрессии и её причин с каждым поколением становятся иными. Но как бы мы ни старались изучить все причины агрессии, начиная с конца XIX века, человечество так и не смогло побороть агрессивное поведение. Ведь, убрав одну причину, человеческое общество порождает другую. Но, пожалуй, самой главной причиной агрессивного поведения выступает сам человек, а точнее его действия. Поэтому причины агрессии нужно искать в самом человеке.
Литература:
- Большой психологический словарь / Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-Пресс, 2003 (ПФ Красный пролетарий). — С.666.
- Горохов С. А. Феномен агрессии в понимании К. Лоренца и З. Фрейда: сравнительный анализ. Социально-гуманитарные знания. 2020. С.149–151.
- Ларькина В.А, Почебут Л. Г. Особенности отношений в ЛГБТ-сообществе. Российский девиантологический журнал. 2021. С.245–264.
- Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. —СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
- Светлаков А. Г. К вопросу о влиянии ЛГБТ-сообществ на общественную безопасность. Вестник Прикамского социального института. 2022. С. 197–199.
- Фадеева С. В. Компьютерная зависимость как фактор риска развития агрессивного поведения у подростков. Вестник Костромского государственного университета. 2010.С. 250–256.
- Фурманов И. А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие / И. А. Фурманов. — Минск: БГУ, 2016. — С. 401.
- Шестакова Е. Г. Фрустрационные теории агрессии (к истории проблемы). Сибирскийпсихологическийжурнал.2009. — С.36–40.
[1]В 30-ые годы XX века город Санкт-Петербург носил название Ленинград