Подростковая агрессия и её причины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.11.2021

Статья просмотрена: 877 раз

Библиографическое описание:

Виндилович, А. В. Подростковая агрессия и её причины / А. В. Виндилович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85486/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается проблема подростковой агрессии и её причины, для родителей предложены методы взаимодействия с целью нахождения общего языка с ребёнком.

Ключевые слова: подросток, поведение, неправильное воспитание, подростковая агрессия, агрессия.

В современном мире всё чаще встречаются случаи подростковой агрессии, вызывающие беспокойство и озабоченность у родителей и педагогов, поэтому исследование данной проблемы как никогда актуально.

Для понимания сути состояния приведём несколько определений:

Агре́ссия (от лат. aggressiō — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].

По Р. Бэрону и Д. Ридчардсону, агрессивность — это свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу [1].

Агрессия же у подростка — это поведение, вызванное нежеланием ребёнка совершать какие-то действия, реакция на неприемлемую для него реальность. Такое поведение формируется в результате прихода ребёнка к подростковому кризису. Ощущение того, что он стал взрослым, меняет взгляд ребёнка на многие вещи. Подросток начинает думать, что уже сам всё знает и умеет, резко реагируя на наставления или попытки помощи окружающих. Также на поведение влияет переживаемый ребёнком в данный период процесс физических и психических изменений, вызванных перестройкой организма и изменением гормонального фона, что приводит к нестабильности поведения. Такие изменения приводят к тому, что подросток становится крайне восприимчивым к любым неудачам и конфликтным ситуациям.

Рассмотрим причины подростковой агрессии:

С биологической точи зрения важную роль играют происходящие в организме изменения, а конкретно гормональная перестройка; следует отметить, что данный процесс оказывает сильное влияние на мозг, что в результате вызывает доминирование реакций возбуждения над реакциями торможения. Как следствие, все чувства обостряются, повышается раздражительность. В данный период подростку стоит давать как можно больше возможностей для выплеска негативной энергии, дабы иметь возможность сохранить над ним родительский и педагогический контроль, тем самым предохраняя его от совершения необдуманных или опасных для общества поступков.

Также опасность представляет свойственный людям в этот период максимализм, выражающийся в быстроте и необдуманности принимаемых решений и действий.

На основании приведённых выше причин биологического характера, изменяется личностная сторона ребёнка. Психосоматика, вызванная изменениями организма, также влияет на поведение.

Присущее детям чувство вины может скрываться под излишней агрессией, вызванной окружающей обстановкой в социуме ребёнка и вокруг него, обостряется чувство несправедливости мира, ощущение, что никто тебя не понимает и отвергает, а положительные и правильные с твоей позиции действия и инициативы воспринимаются более опытными и «взвешенными» взрослыми в штыки.

Из-за вызванного конфликтами с окружающими чувства вины, подросток выплёскивает на своего обидчика агрессию. Но может сложиться и ситуация, когда все эмоции будут направляться подростком на себя, что приведёт к самобичеванию, что в последствии приведёт к снижению уверенности в себе.

Из вышеперечисленного исходит вывод о том, что не стоит злиться и корить ребёнка за его поведение, следует попытаться разобраться в причинах происходящих событий, взглянуть на какие-либо ситуации с его стороны и наладить с ним контакт в общении для дальнейшего взаимопонимания.

Следующей причиной может являться неправильное воспитание. Как ответ на переменчивость в настроении и действиях ребёнка, родитель может предпринять две модели неправильного воспитания, а именно авторитаризм и гиперопеку.

Авторитарный стиль непременно рождает протестное поведение со стороны ребёнка в ответ на попытки усиления контроля со стороны родителей. В этом плане стоит отметить, что не стоит полностью развязывать подростку руки и совсем избавиться от контроля за ним, но нужно и уметь грамотно его применять и дозировать.

Гиперопека же имеет абсолютно обратный эффект, ребёнок, воспитываемый в данном стиле, постоянно требует внимания, проявляя для его достижения агрессию или устраивая истерики.

Также следует обратить внимание на социальное положение ребёнка, проживание в бедности формирует агрессию как ответ на несправедливое неравенство с окружающими, излишне же богатая семья формирует в ребёнке черты нарциссизма и превосходства.

Агрессивное поведение также может быть попыткой выплеснуть скопившиеся эмоции на окружающих вне дома, если подросток подвержен насилию в семье. Невозможность противостоять применению силы со стороны родителей или других домочадцев делает ребёнка «озлобленным на весь мир», что, естественно, не может благотворно сказаться на его поведении.

В качестве следующей причины приведём влияние внешних факторов. Несправедливое с точки зрения школьника оценивание результатов его учебной деятельности, самодурство педагогов, различного рода конфликты со сверстниками, в которых он часто бывает не виноват, но в силу возраста или иных обстоятельств не имеет возможности этого доказать, что приводит к нарастанию агрессии из-за конфликтов с педагогами и родителями.

На фоне всего вышесказанного рассмотрим виды агрессии, свойственно подростку:

Явная агрессия, проявляемая в вандализме, драках, намеренном создании конфликтных ситуаций с окружающими его людьми, употреблении психоактивных веществ с целью протеста.

Скрытая агрессия, приводящая, как уже было сказано выше, к самобичеванию, ненависти к себе. Внутренне накапливание негативных эмоций и чувства злобы способно приводить к фобиям, депрессивным и тревожным состояниям, паническим атакам и, в тяжёлых формах, к суициду.

В качестве завершения рассмотрим статистические показатели подростковой агрессивности. На основании опроса, проведённого аналитическим центром НАФИ в 2020 году, проблема курения и употребления алкоголя в последние годы стоит менее остро, на место этих аддикций пришло употребление синтетических наркотиков и курительных смесей. Очень распространено нанесение себе порезов и прочие виды аутоагрессии, повысилось количество случаев булимии и тревожных расстройств, 50 процентов россиян сталкивались с агрессивными подростками, но в собственных детях такое поведение отмечено лишь пятью процентами родителей [3].

Способы решения проблемы варьируются от ситуации, но сводятся к одному: старайтесь наладить контакт с ребёнком и разобраться в причинах его поведения, чаще интересуйтесь, как у него дела в школе, обращайте внимание на собственное поведение, ведь ребёнок копирует поведение родителей и окружающих. Найдите какое-то совместное занятие, присмотритесь к подростку, возможно, у него есть талант к какому-либо делу, с помощью которого он направит скопившуюся энергию в полезное русло и будет иметь возможность отвлечься от окружающих его событий, впоследствии переставая постоянно проявлять агрессию к внешним раздражителям и найдя более верную модель поведения.

Литература:

  1. Бэрон Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  2. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. —: Олма-пресс, 2004. — 632 c. — Текст: непосредственный.
  3. ОБЩЕСТВО Грубый возраст: 50 % россиян сталкиваются с агрессивными подростками. — Текст: электронный // Известия: [сайт]. — URL: https://iz.ru/993492/elena-sidorenko/grubyi-vozrast-50-rossiian-stalkivaiutsia-s-agressivnymi-podrostkami (дата обращения: 12.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): подростковая агрессия, подросток, неправильное воспитание, поведение, агрессия, окружающее, причина, ситуация, сторона родителей, чувство вины.


Ключевые слова

поведение, подросток, агрессия, неправильное воспитание, подростковая агрессия

Похожие статьи

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Роль СМИ и телевизионных программ в стимуляции агрессии и насилия у детей и подростков

В статье представлены научные подходы к изучению роли СМИ и телевизионных программ в контексте информационной безопасности и влияния на развитие делинквентного поведения, агрессии и насилия у детей и подростков.

Анализ причин подростковой агрессии

В статье приведен анализ основных причин агрессивного поведения подростков. Для организации профилактической и коррекционной работы необходимо знание основных причин такого поведения. Одной из основных причин агрессивного поведения являются взаимоотн...

Изучение взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения

В данной статье изучены особенности взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Похожие статьи

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Роль СМИ и телевизионных программ в стимуляции агрессии и насилия у детей и подростков

В статье представлены научные подходы к изучению роли СМИ и телевизионных программ в контексте информационной безопасности и влияния на развитие делинквентного поведения, агрессии и насилия у детей и подростков.

Анализ причин подростковой агрессии

В статье приведен анализ основных причин агрессивного поведения подростков. Для организации профилактической и коррекционной работы необходимо знание основных причин такого поведения. Одной из основных причин агрессивного поведения являются взаимоотн...

Изучение взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения

В данной статье изучены особенности взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Задать вопрос