В статье рассматривается проблема подростковой агрессии и её причины, для родителей предложены методы взаимодействия с целью нахождения общего языка с ребёнком.
Ключевые слова: подросток, поведение, неправильное воспитание, подростковая агрессия, агрессия.
В современном мире всё чаще встречаются случаи подростковой агрессии, вызывающие беспокойство и озабоченность у родителей и педагогов, поэтому исследование данной проблемы как никогда актуально.
Для понимания сути состояния приведём несколько определений:
Агре́ссия (от лат. aggressiō — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].
По Р. Бэрону и Д. Ридчардсону, агрессивность — это свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу [1].
Агрессия же у подростка — это поведение, вызванное нежеланием ребёнка совершать какие-то действия, реакция на неприемлемую для него реальность. Такое поведение формируется в результате прихода ребёнка к подростковому кризису. Ощущение того, что он стал взрослым, меняет взгляд ребёнка на многие вещи. Подросток начинает думать, что уже сам всё знает и умеет, резко реагируя на наставления или попытки помощи окружающих. Также на поведение влияет переживаемый ребёнком в данный период процесс физических и психических изменений, вызванных перестройкой организма и изменением гормонального фона, что приводит к нестабильности поведения. Такие изменения приводят к тому, что подросток становится крайне восприимчивым к любым неудачам и конфликтным ситуациям.
Рассмотрим причины подростковой агрессии:
С биологической точи зрения важную роль играют происходящие в организме изменения, а конкретно гормональная перестройка; следует отметить, что данный процесс оказывает сильное влияние на мозг, что в результате вызывает доминирование реакций возбуждения над реакциями торможения. Как следствие, все чувства обостряются, повышается раздражительность. В данный период подростку стоит давать как можно больше возможностей для выплеска негативной энергии, дабы иметь возможность сохранить над ним родительский и педагогический контроль, тем самым предохраняя его от совершения необдуманных или опасных для общества поступков.
Также опасность представляет свойственный людям в этот период максимализм, выражающийся в быстроте и необдуманности принимаемых решений и действий.
На основании приведённых выше причин биологического характера, изменяется личностная сторона ребёнка. Психосоматика, вызванная изменениями организма, также влияет на поведение.
Присущее детям чувство вины может скрываться под излишней агрессией, вызванной окружающей обстановкой в социуме ребёнка и вокруг него, обостряется чувство несправедливости мира, ощущение, что никто тебя не понимает и отвергает, а положительные и правильные с твоей позиции действия и инициативы воспринимаются более опытными и «взвешенными» взрослыми в штыки.
Из-за вызванного конфликтами с окружающими чувства вины, подросток выплёскивает на своего обидчика агрессию. Но может сложиться и ситуация, когда все эмоции будут направляться подростком на себя, что приведёт к самобичеванию, что в последствии приведёт к снижению уверенности в себе.
Из вышеперечисленного исходит вывод о том, что не стоит злиться и корить ребёнка за его поведение, следует попытаться разобраться в причинах происходящих событий, взглянуть на какие-либо ситуации с его стороны и наладить с ним контакт в общении для дальнейшего взаимопонимания.
Следующей причиной может являться неправильное воспитание. Как ответ на переменчивость в настроении и действиях ребёнка, родитель может предпринять две модели неправильного воспитания, а именно авторитаризм и гиперопеку.
Авторитарный стиль непременно рождает протестное поведение со стороны ребёнка в ответ на попытки усиления контроля со стороны родителей. В этом плане стоит отметить, что не стоит полностью развязывать подростку руки и совсем избавиться от контроля за ним, но нужно и уметь грамотно его применять и дозировать.
Гиперопека же имеет абсолютно обратный эффект, ребёнок, воспитываемый в данном стиле, постоянно требует внимания, проявляя для его достижения агрессию или устраивая истерики.
Также следует обратить внимание на социальное положение ребёнка, проживание в бедности формирует агрессию как ответ на несправедливое неравенство с окружающими, излишне же богатая семья формирует в ребёнке черты нарциссизма и превосходства.
Агрессивное поведение также может быть попыткой выплеснуть скопившиеся эмоции на окружающих вне дома, если подросток подвержен насилию в семье. Невозможность противостоять применению силы со стороны родителей или других домочадцев делает ребёнка «озлобленным на весь мир», что, естественно, не может благотворно сказаться на его поведении.
В качестве следующей причины приведём влияние внешних факторов. Несправедливое с точки зрения школьника оценивание результатов его учебной деятельности, самодурство педагогов, различного рода конфликты со сверстниками, в которых он часто бывает не виноват, но в силу возраста или иных обстоятельств не имеет возможности этого доказать, что приводит к нарастанию агрессии из-за конфликтов с педагогами и родителями.
На фоне всего вышесказанного рассмотрим виды агрессии, свойственно подростку:
Явная агрессия, проявляемая в вандализме, драках, намеренном создании конфликтных ситуаций с окружающими его людьми, употреблении психоактивных веществ с целью протеста.
Скрытая агрессия, приводящая, как уже было сказано выше, к самобичеванию, ненависти к себе. Внутренне накапливание негативных эмоций и чувства злобы способно приводить к фобиям, депрессивным и тревожным состояниям, паническим атакам и, в тяжёлых формах, к суициду.
В качестве завершения рассмотрим статистические показатели подростковой агрессивности. На основании опроса, проведённого аналитическим центром НАФИ в 2020 году, проблема курения и употребления алкоголя в последние годы стоит менее остро, на место этих аддикций пришло употребление синтетических наркотиков и курительных смесей. Очень распространено нанесение себе порезов и прочие виды аутоагрессии, повысилось количество случаев булимии и тревожных расстройств, 50 процентов россиян сталкивались с агрессивными подростками, но в собственных детях такое поведение отмечено лишь пятью процентами родителей [3].
Способы решения проблемы варьируются от ситуации, но сводятся к одному: старайтесь наладить контакт с ребёнком и разобраться в причинах его поведения, чаще интересуйтесь, как у него дела в школе, обращайте внимание на собственное поведение, ведь ребёнок копирует поведение родителей и окружающих. Найдите какое-то совместное занятие, присмотритесь к подростку, возможно, у него есть талант к какому-либо делу, с помощью которого он направит скопившуюся энергию в полезное русло и будет иметь возможность отвлечься от окружающих его событий, впоследствии переставая постоянно проявлять агрессию к внешним раздражителям и найдя более верную модель поведения.
Литература:
- Бэрон Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
- Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. —: Олма-пресс, 2004. — 632 c. — Текст: непосредственный.
- ОБЩЕСТВО Грубый возраст: 50 % россиян сталкиваются с агрессивными подростками. — Текст: электронный // Известия: [сайт]. — URL: https://iz.ru/993492/elena-sidorenko/grubyi-vozrast-50-rossiian-stalkivaiutsia-s-agressivnymi-podrostkami (дата обращения: 12.11.2021).