В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.
Ключевые слова: подросток, причины конфликта, конфликт, конфликтность, типология поведения в конфликте, агрессивность, агрессия.
История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.
Каждый человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Задача педагога-психолога и учителя научить детей, подростков и взрослых распознавать конфликт, анализировать причины его возникновения и находить пути выхода из конфликта.
Конфликт — особая форма взаимодействия людей между собой. Существует большое количество определений данного явления. Например, Л. Г. Здравомыслов трактует понятие следующим образом: конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Наиболее часто конфликты проявляются в подростковом возрасте.
Подросток — это повзрослевший ребенок, который борется за свою свободу и независимость, что, в крайних случаях может проявляться даже в серьезных ссорах, употреблении алкоголя, уходе из дома. Вследствие дисгармоничности развития он сталкивается с различными конфликтами.
Период становления личности — это переход от детства к взрослой жизни. Именно в это время формируются важные навыки, необходимые для гармоничного социального взаимодействия, в том числе относящиеся и к сфере регулирования конфликтов.
Для выявления уровня конфликтности среди подростков использовался тест В. И. Андреева. В исследовании приняли участие 18 подростков: 12 юношей и 6 девушек.
После обработки полученных данных были выявлены следующие уровни проявления конфликтности у подростков:
– у одного человека уровень конфликтности низкий;
– у трёх человек уровень конфликтности ниже среднего;
– два человек, имеют уровень конфликтности чуть ниже среднего;
– четыре человека, имеют средний уровень конфликтности;
– у трёх человек уровень конфликтности чуть выше среднего;
– пять человека, имеют уровень конфликтности ниже среднего.
Данные говорят о том, что в целом у подростков, принявших участие в исследовании, преобладает уровень конфликтности чуть ниже среднего, а связано это, прежде всего, с их индивидуально-психологическими особенностями.
Для выявления причин возникновения конфликтов было проведено исследование по методике Басса-Дарки.
Одной из причин возникновения конфликтов среди подростков является высокий уровень вербальной агрессии. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Дети, вступая в конфликт, ругаются, скандалят, обзываются, т. е. выражают свою агрессию через слова. Скорее всего это происходит из — за того, что подростки в силу своего возраста часто бывают слишком возбуждены и вследствие этого раздражительны.
Однако следует отметить, что подростковый возраст также сензитивен для развития эмпатии — способности сопереживать, сочувствовать, и рефлексии — способности понимать и осознавать собственное состояние, чувства, эмоции. Поэтому проявляемая агрессия не может не вызывать чувство вины, которое является одной из выраженных особенностей подростков.
Неуверенность в себе и окружающих, неустойчивость характера приводят к развитию подозрительности — недоверия и осторожности по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить им вред.
В результате у подростков повышается физическая и косвенная агрессия, то есть они часто направляют агрессию на других людей окольными путями в виде сплетен, злобных шуток. Также в их поведении присутствуют не направленные порывы ярости — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью, однако, в некоторых случаях они могут переходить и в физическую агрессию — использовании физической силы против другого лица.
Наименее представлен у подростков негативизм и обида, значит можно сделать вывод, что ребята позитивно относятся к окружающим.
Методика позволяет определить общий уровень агрессивности и враждебности, путём подсчета соответствующих индексов.
Индекс враждебности, в данном случае, составил 9,9 %. Индекс агрессивности — 17,8 %. По данным проведенного исследования видно, что у подростков наиболее выражена агрессивность, т. е. ребята не владеют адекватными способами поведения, это внутреннее состояние неумения контролировать свои эмоции.
По результатам исследования по методике Басса-Дарки выявлено, что у подростков наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения конфликтов. Наиболее часто конфликты возникают вследствие того, что ребята подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии.
Для сокращения количества проявлений конфликтности и агрессии в школах у подростков педагогам-психологам важно своевременно проводить целенаправленную работу, индивидуальные и групповые занятия и консультации подростков, а также педагогов и родителей. В основу такой работы могут быть положены следующие рекомендации специалистов:
- Попросите подростков написать в столбик несколько слов, которыми, по их мнению, можно охарактеризовать жизнь школы. Если большинство учащихся напишут такие слова, как «доброта», «понимание», «уважение», «сотрудничество» «забота», значит, создана комфортная атмосфера. Но может случиться и по-другому: подростки подберут другие слова, обозначающие страх, чувство вины, тревогу. И это уже серьезный повод для школьной администрации задуматься о существующем стиле жизни подростков, особенностях сложившихся взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, а для школьных педагогов-психологов — активизировать работу по оказанию психологической помощи подросткам и психологическому консультированию педагогов, родителей и администрации школы.
- Создание ученического комитета, в обязанности которого, помимо текущих дел, должно входить обсуждение проблем, возникающих между учениками.
- Очень полезным может стать формулирование в письменном виде тех сторон школьной жизни, вокруг которых наиболее часто возникают конфликты. Например, правила поведения учащихся, требования к ученикам и родителям. Родители должны четко знать требования школы, а учащиеся — правила своего поведения, и правила поведения учителей.
- Проведение специальных тренингов.
- Организация культурного диалога в системе взаимодействия «педагог — подросток».
Таким образом, можно отметить, что в конфликты в подростковой среде — явление неизбежное. Задача педагога не бояться подобных ситуаций, а научиться пользоваться определенными механизмами воздействия в ситуациях конфликтного взаимодействия подростков для успешного урегулирования столкновения. Очень важно вовремя направить конфликтное поведение подростков, в сторону конструктивных аспектов протекания конфликтов, к поиску взаимоприемлемых решений в конфликте, и к успешному социальному становлению в обществе.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — Екатеринбург.: Деловая книга, 2002 г., — 704 с.
- Агапов В. С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. № 3(43). 2012. С 26–31
- Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога).
- Гребенюк О. С. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун-т. Калининград,1996. — 107 с.
- Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. — М., 1997.
- Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Н.Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994.