Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.11.2018

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Петрунькина, Л. С. Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков / Л. С. Петрунькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54028/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Ключевые слова: подросток, причины конфликта, конфликт, конфликтность, типология поведения в конфликте, агрессивность, агрессия.

История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.

Каждый человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Задача педагога-психолога и учителя научить детей, подростков и взрослых распознавать конфликт, анализировать причины его возникновения и находить пути выхода из конфликта.

Конфликт — особая форма взаимодействия людей между собой. Существует большое количество определений данного явления. Например, Л. Г. Здравомыслов трактует понятие следующим образом: конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Наиболее часто конфликты проявляются в подростковом возрасте.

Подросток — это повзрослевший ребенок, который борется за свою свободу и независимость, что, в крайних случаях может проявляться даже в серьезных ссорах, употреблении алкоголя, уходе из дома. Вследствие дисгармоничности развития он сталкивается с различными конфликтами.

Период становления личности — это переход от детства к взрослой жизни. Именно в это время формируются важные навыки, необходимые для гармоничного социального взаимодействия, в том числе относящиеся и к сфере регулирования конфликтов.

Для выявления уровня конфликтности среди подростков использовался тест В. И. Андреева. В исследовании приняли участие 18 подростков: 12 юношей и 6 девушек.

После обработки полученных данных были выявлены следующие уровни проявления конфликтности у подростков:

– у одного человека уровень конфликтности низкий;

– у трёх человек уровень конфликтности ниже среднего;

– два человек, имеют уровень конфликтности чуть ниже среднего;

– четыре человека, имеют средний уровень конфликтности;

– у трёх человек уровень конфликтности чуть выше среднего;

– пять человека, имеют уровень конфликтности ниже среднего.

Данные говорят о том, что в целом у подростков, принявших участие в исследовании, преобладает уровень конфликтности чуть ниже среднего, а связано это, прежде всего, с их индивидуально-психологическими особенностями.

Для выявления причин возникновения конфликтов было проведено исследование по методике Басса-Дарки.

Одной из причин возникновения конфликтов среди подростков является высокий уровень вербальной агрессии. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Дети, вступая в конфликт, ругаются, скандалят, обзываются, т. е. выражают свою агрессию через слова. Скорее всего это происходит из — за того, что подростки в силу своего возраста часто бывают слишком возбуждены и вследствие этого раздражительны.

Однако следует отметить, что подростковый возраст также сензитивен для развития эмпатии — способности сопереживать, сочувствовать, и рефлексии — способности понимать и осознавать собственное состояние, чувства, эмоции. Поэтому проявляемая агрессия не может не вызывать чувство вины, которое является одной из выраженных особенностей подростков.

Неуверенность в себе и окружающих, неустойчивость характера приводят к развитию подозрительности — недоверия и осторожности по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить им вред.

В результате у подростков повышается физическая и косвенная агрессия, то есть они часто направляют агрессию на других людей окольными путями в виде сплетен, злобных шуток. Также в их поведении присутствуют не направленные порывы ярости — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью, однако, в некоторых случаях они могут переходить и в физическую агрессию — использовании физической силы против другого лица.

Наименее представлен у подростков негативизм и обида, значит можно сделать вывод, что ребята позитивно относятся к окружающим.

Методика позволяет определить общий уровень агрессивности и враждебности, путём подсчета соответствующих индексов.

Индекс враждебности, в данном случае, составил 9,9 %. Индекс агрессивности — 17,8 %. По данным проведенного исследования видно, что у подростков наиболее выражена агрессивность, т. е. ребята не владеют адекватными способами поведения, это внутреннее состояние неумения контролировать свои эмоции.

По результатам исследования по методике Басса-Дарки выявлено, что у подростков наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения конфликтов. Наиболее часто конфликты возникают вследствие того, что ребята подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии.

Для сокращения количества проявлений конфликтности и агрессии в школах у подростков педагогам-психологам важно своевременно проводить целенаправленную работу, индивидуальные и групповые занятия и консультации подростков, а также педагогов и родителей. В основу такой работы могут быть положены следующие рекомендации специалистов:

  1. Попросите подростков написать в столбик несколько слов, которыми, по их мнению, можно охарактеризовать жизнь школы. Если большинство учащихся напишут такие слова, как «доброта», «понимание», «уважение», «сотрудничество» «забота», значит, создана комфортная атмосфера. Но может случиться и по-другому: подростки подберут другие слова, обозначающие страх, чувство вины, тревогу. И это уже серьезный повод для школьной администрации задуматься о существующем стиле жизни подростков, особенностях сложившихся взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, а для школьных педагогов-психологов — активизировать работу по оказанию психологической помощи подросткам и психологическому консультированию педагогов, родителей и администрации школы.
  2. Создание ученического комитета, в обязанности которого, помимо текущих дел, должно входить обсуждение проблем, возникающих между учениками.
  3. Очень полезным может стать формулирование в письменном виде тех сторон школьной жизни, вокруг которых наиболее часто возникают конфликты. Например, правила поведения учащихся, требования к ученикам и родителям. Родители должны четко знать требования школы, а учащиеся — правила своего поведения, и правила поведения учителей.
  4. Проведение специальных тренингов.
  5. Организация культурного диалога в системе взаимодействия «педагог — подросток».

Таким образом, можно отметить, что в конфликты в подростковой среде — явление неизбежное. Задача педагога не бояться подобных ситуаций, а научиться пользоваться определенными механизмами воздействия в ситуациях конфликтного взаимодействия подростков для успешного урегулирования столкновения. Очень важно вовремя направить конфликтное поведение подростков, в сторону конструктивных аспектов протекания конфликтов, к поиску взаимоприемлемых решений в конфликте, и к успешному социальному становлению в обществе.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — Екатеринбург.: Деловая книга, 2002 г., — 704 с.
  2. Агапов В. С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. № 3(43). 2012. С 26–31
  3. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога).
  4. Гребенюк О. С. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун-т. Калининград,1996. — 107 с.
  5. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. — М., 1997.
  6. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Н.Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень конфликтности, подросток, конфликт, вербальная агрессия, подростковый возраст, причина возникновения конфликтов, слово, среднее, физическая агрессия, чувство вины.


Ключевые слова

конфликт, подросток, агрессия, агрессивность, конфликтность, причины конфликта, типология поведения в конфликте

Похожие статьи

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Взаимосвязь внутриличностной конфликтности подростков и уровня их агрессивного поведения

В статье рассматривается понятие внутриличностного конфликта, показано, что чем выше уровень внутриличностной конфликтности подростков, тем ярче проявляется у них агрессивное поведение.

Подростковая агрессия и её причины

В статье рассматривается проблема подростковой агрессии и её причины, для родителей предложены методы взаимодействия с целью нахождения общего языка с ребёнком.

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Похожие статьи

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Взаимосвязь внутриличностной конфликтности подростков и уровня их агрессивного поведения

В статье рассматривается понятие внутриличностного конфликта, показано, что чем выше уровень внутриличностной конфликтности подростков, тем ярче проявляется у них агрессивное поведение.

Подростковая агрессия и её причины

В статье рассматривается проблема подростковой агрессии и её причины, для родителей предложены методы взаимодействия с целью нахождения общего языка с ребёнком.

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Задать вопрос