Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны рекомендации для проведения авторских тренинговых программ «Предупреждение конфликтов подросткового возраста».
Ключевые слова: конфликт, подросток, психолого-педагогическая профилактика, предупреждение, тренинговая программа, педагог-психолог
Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивно-конфликтных настроений в подростковой среде. Современный мир складывается в условиях обострения социальных противоречий, роста нестабильности и напряженности общественных процессов, характеризующихся повышенной конфликтностью межличностных отношений. За последние годы резко увеличился процент преступности, совершаемой подростками.
Подростковый возраст — это этап онтогенеза, который находится между детством и взрослостью, являющийся одним из самых непростых детских возрастов. В подростковом возрасте серьезно изменяются деятельность подростка, общение, окружение, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия с сверстниками и взрослыми. Подросток остро переживает все, что с ним происходит. И эти переживания кажутся ему уникальными, неповторимыми. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как взрослого человека, переосмыслить для себя свое прошлое, спланировать будущее, занять место в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Подросток сравнивает себя со сверстниками и взрослыми; у него меняется социальный статус, позиция, положение в коллективе, к нему начинают предъявлять более серьезные требования родители.
То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей взрослеющих детей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций и проявления агрессивности.
Профилактика, или предупреждение, конфликтов в общеобразовательном учреждении должна быть в постоянном поле зрения администрации школы, классного руководителя и психолога. Для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, оптимизации психологического климата, важную роль играет деятельность педагога-психолога.
Педагогу-психологу для успешного выполнения своих обязанностей необходимо уметь учитывать такие сложные состояния взаимодействия подростков, как противоречие и напряженность, принимать во внимание различие в позициях и интересах участников совместной деятельности, уметь предотвращать столкновения и эффективно управлять ими.
Стержневыми понятиями, раскрывающими сущность профилактики, являются: предупреждение, предотвращение, предостережение, устранение и контроль. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция конфликтного поведения подростка включает в себя всестороннее психолого-педагогическое изучение личности (диагностика личностных дефицитов), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностика среды), коррекцию среды (в том числе неадекватных методов воспитания) и коррекцию дисгармоничных черт личности [4, с.58].
Профилактическая работа заключается в изменении социальной, семейной, личной ситуации подростка путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества жизни, отказу от насильственного поведения.
К задачам психолого-педагогической профилактики относятся:
‒ подготовка учителей для работы с трудными детьми, содействие улучшению социального самочувствия;
‒ устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
‒ снижение риска злоупотребления наркотических, алкогольных веществ;
‒ тренировка и формирование просоциального поведения [5, с.32].
Как отмечает В. Хайтмайер, профилактика преследует две основные цели: «первая — не допустить углубления социальной дезадаптации молодежи и вторая — расширить спектр педагогических мероприятий, способствующих снижению уровня насилия и других девиаций» [1, с.187].
Профилактическая функция образовательных и социально-педагогических учреждений заключается в раннем выявлении неблагополучных, конфликтных несовершеннолетних, проблемных семей, в оказании им своевременной педагогической, психологической, социальной и юридической помощи.
Профилактику разделяют на три основных уровня.
Первый уровень — первичная или ранняя профилактика. Это социально-педагогические мероприятия, проекты, научные исследования, направленные на устранение дестабилизирующих факторов, способствующих ухудшению экономических, социальных и индивидуальных условий жизнедеятельности, криминальной активности молодежи. Просвещение детей и молодежи по проблемам СПИДа и наркомании, насилия, терроризма, преступности. В рамках первичной профилактики проводятся следующие проекты: уроки правового воспитания в школах; уроки социальной компетенции; курсы повышения квалификации по медиации педагогического персонала школ и родителей.
Второй уровень — вторичная профилактика. Психолого-педагогическая и полицейская работа с несовершеннолетними «группы риска». Вторичная профилактика осуществляется посредством привлечения дополнительных общественных, педагогических, полицейских, психологических ресурсов с целью обеспечения правопорядка и общественной безопасности в образовательных учреждениях и внешкольном пространстве. В рамках вторичной профилактики ведется активная работа со школьными прогульщиками и правонарушителями, организуется уличная социальная работа, спортивные проекты, педагогика переживания и приключений (загородные походы).
Третий уровень — третичная профилактика, специальная профилактика. Третичная профилактика является кризисной формой социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями (работа в амбулаторных и стационарных службах) [2, с.1].
Методы профилактики конфликтности основывается на построении модели и соответствующей ей методики предупреждение конфликтов, заключающейся в воздействии на его потенциальные элементы (участники, мотивы, объекты, используемые силы и средства) до того, как возникает антагонистическое противостояние. Предупредительная деятельность разнообразна и зависит от характера возможного или ожидаемого конфликта.
Наиболее эффективной формой предупреждения конфликтов является предупреждение их причин. Данная деятельность проявляется на разных уровнях: 1) социальный уровень представляет работу с группой и внешней средой по установлению позитивных отношений на основе принципов уважения прав личности, доверия, поддержки и др.; 2) психологический уровень предполагает личностную ориентацию в упреждении конфликтов, воздействие на мотивационно-ценностные образования каждого подростка, выдвижение контрмотивов и альтернативных ценностей.
Формой предупреждения конфликтов выступает поддержание сотрудничества, которое обеспечивается использованием следующих принципов работы с подростками: принцип согласия; принцип практической эмпатии; принцип сохранения репутации подростка; принцип взаимного дополнения; принцип исключения социальной и педагогической дискриминации; принцип разделения заслуг; принцип психологического настраивания; принцип психологического «поглаживания» [3, с.98].
Данные принципы работы обеспечивали технологическую основу реализации модели предупреждения конфликтов в подростковом возрасте, структура которой представлялась следующими составляющими:
- Мотивационно-ценностный компонент предполагает формирование позитивных установок в восприятии окружающего социального пространства и своего «Я» на основе роста субъективной значимости гуманистических ценностей человеческого существования в культуре, обуславливающих стремление к предупреждению конфликта.
- Познавательный компонент выделяется необходимостью обучения подростков основам конфликтологических знаний о генезисе, социальной сущности, феноменологии, причинах, содержании, динамике, функциях, структуре конфликтов, а также стратегии поведения, способах предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.
- Поведенческий компонент состоит в формировании у подростка практических навыков, умений и моделей поведения по предупреждению, конструктивному разрешению и выходу из конфликтной ситуации.
В ходе изучения профилактики конфликтности подростков выявляются следующие группы конфликтообразующих причин: 1) проявление излишних негативных эмоций, неумение управлять ими; 2) субъективизация восприятия объекта противоречия; 3) низкий уровень личностной толерантности; 4) пассивность перед лицом противоречий.
К методам профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте также относятся различные авторские тренинговые программы «Предупреждение конфликтов подросткового возраста», которые требуют обеспечения следующих рекомендаций: 1) включенность подростка в игровую деятельность с активизацией эмоционального компонента; 2) анализ и соотнесение содержания занятия с жизненными проблемами подростков; 3) формирование и закрепление позитивных ценностных ориентаций, разносторонних знаний, умений и навыков предупреждения конфликтов; 4) практическая направленность занятий с возможностью закрепления полученного опыта в жизненных ситуациях через систему домашних заданий [3, с.110].
Таким образом, установка на педагогическое предупреждение конфликтов выступает наиболее оптимальной и целесообразной в практике образовательной работы с подростками, поскольку открывает для них возможность разрешения противоречий на стадии зарождения конфликтогенной ситуации, не допуская углубления и разрастания пространства конфликта, несущего негативно травмирующие последствия для неустойчивой психики подростка и его отношений с окружающими.
Литература:
- Волков Б. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 672с.
- Гребенкин Е. В. Современные методы профилактики конфликтов в системе образования. // Вестник томского государственного педагогического университета. –2010. — Выпуск 1 (91). //http://vestnik.tspu.edu.ru/files/PDF/2010_1.pdf.
- Иванов А. А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростков возрасте. — диссертация на соискание учебной степени к. п.н.. — М., 2001. — 210 с.
- Психология развития. / Под ред. Марцинковской Т. Д. — М.: Академия, 2001г. — с. 143
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: Просвещение, 2007г. — 143с.