В данной статье рассматриваются вопросы и особенности организации психологического просвещения среди всех участников образовательного процесса как фактора профилактики конфликтного поведения среди учащихся.
Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подростковый возраст, образовательное учреждение, психологическое просвещение.
Актуальность. Вопросы снижения уровня конфликтности и конфликтного поведения на протяжении всей историичеловечества всегда играли немаловажную роль в развитии общества. Не поддаётся сомнению тот факт, что выраженный, повышенный уровень конфликтности в социальной среде довольно часто может выступать «отправной точкой» для возникновения более серьезных, и, печальных событий в жизни общества. Анализируя статистику преступлений среди граждан Российской Федерации за 2023 год, стоит отметить что значительная доля из них, а именно 36 5 % от общего количества (разбой, бытовые преступления, вандализм) была совершенна в следствии возникновения перед самом актом преступления острой, конфликтной ситуации [5]. Особенно данная тенденция является «популярной» среди подростков — так, большая часть преступлений, совершаемых подростками, активизируется посредством возникновения острой социальной ситуации (то есть конфликта, недопонимания). Именно поэтому вопрос конфликтного поведения и его изучения можно считать актуальным и на сегодняшний день. Однако, несмотря на открытость и научную актуализацию данной темы, вопросы осведомленности о урегулировании конфликтных ситуаций до сих пор остаются открытыми. Так, в соответствии с социологическими исследованиями, проводимыми Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2023 году, отмечают, что 81 % россиян испытывают сильный гнев и потребность вступать в конфронтацию с окружающими с разной периодичностью, из них около 45 % испытывают «информационный дефицит» при разрешении уже возникших конфликтных ситуаций [1]. Таким образом, вопрос организации информационного сопровождения в подростковой среде о решении конфликтных ситуаций можно считать открытым для исследования.
Вопросом изучения процесса организации профилактики и информирования о последствиях конфликтного поведения занимались многие исследователи, научные деятели, психологии и ученые. Среди них стоит выделить научных трудны таких ученых и психологов, как Петрова И. А, который в своем научном труде «Психологические аспекты конфликтов» отмечал, что конфликт и конфликтное поведение являются я нормальными проявлениям личности каждого человека, и что при умелом управлении конфликт выступает как средство защиты и отстаивания собственных границ. Большого внимания стоит так же изучение научных трудов таких ученых, как Сидоренко Е. В. и Зимней И. А., которые отмечали значительную роль организации процесса профилактики конфликтного поведения в общеобразовательных учреждениях и подчеркивали необходимость организации психологического просвещения среди всех участников образовательного процесса именно в данном направлении [3, 4, 5].
Цель статьи — рассмотреть, изучить и проанализировать особенности организации психологического просвещения на базе общеобразовательной организации всех участников образовательного процесса как фактора профилактики конфликтного поведения учащихся.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
- 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- Разбор понятия «конфликт», выделение базовых структур в теме изучения и организации профилактической работы по теме профилактики конфликтного поведения в подростковой среде;
- Изучение особенностей организации процесса психологической профилактики в условиях образовательного учреждения, определение базовых направлений организации психологического просвещения в контексте снижения правлений конфликтного поведения в подростковой среде в общеобразовательных организациях.
Невозможно рассматривать процесс профилактики и просвещения по теме конфликтного поведения, не разобрав природу данного понятия. Понятие конфликта как явления знакомо с древних времен. Так, первое упоминание о конфликте мы можем найти в древних трудах древнегреческих философов и ученых, таких как Платон, Гераклит и Аристотель, которые рассматривали данное явление как» неизбежное, негативное проявление человеческой природы, обратную сторону отношений общества к себе, возращение к природному началу» [4, с. 100]. На этапе современности, в соответствии с многими научными, психологическими и педагогическими источниками, «конфликт», как явление может рассматриваться с разных точек зрения, в зависимости от контекста его появления. Так, выделяют следующие точки зрения:
- В бытовом понимании под конфликтном понимается деятельность, которая направлена на оборонительные, защитные действия, сражения;
- С точки зрения психологии:
— дисгармоничное состояние отношений, которое может возникать в следствии воздействия взаимоисключающих интересов, противоположных взглядов на мир, окружающую действительность [6, с. 50];
— психологическое противостояние, которое происходит вследствие одновременного воздействия противоборствующих, несовместимых побуждений, стремлений или направлений [6, с. 55].
- С точки зрения социологии конфликт — это сложное социальное явление, которое проявляется в ходе взаимодействия индивидов или групп, связанном с противоречиями, несоответствиями интересов, ценностей и целей.
Таким образом, мы можем отметить, что конфликт- это противостояние, в котором обязательно участвуют две стороны и отстаивают свои интересы.
Как и любое явление, конфликт не возникает на ровном месте и может починяться и развиваться в соответствии с определенной структурой и этапами. Так, в научной психологической литературе Кармин А. С. выделяет следующие стадии развития конфликта [4, с. 67]:
- Предконфликтная стадия — начальная точка, изначальная среда, в которой будет возникать конфликтная ситуация;
- Фаза происшествия (инцидента) — столкновение интересов, начало конфликтной ситуации;
- Фаза эскалации (развития) — развитие конфликта, совокупность действий, которые предпринимает каждая их конфликтующих сторон для поддержания конфликтной ситуации;
- Фаза кульминации (этап взрыва) — пик конфликтной ситуации, точка невозврата, достижение или разочарование в достижении цели конфликтной ситуации;
- Фаза окончания (завершения) — выход из конфликтной ситуации, примирение или введение фазы «холодной войны» между конфликтующими сторонами;
- Постконфликтная фаза — развитие ситуации непосредственно после конфликтной ситуации, последствия, которые влияют на отношения и систему ценностей каждой из ранее конфликтующих сторон.
Таким образом, исходя их данной структуры, можно увидеть, что конфликт развивается постепенно и для его возникновения требуются определённые условия и базовые структуры. Условно психологи, социологи и ученые разделяют их на несколько групп:
- Объективные — предполагают собой возникновения обстоятельств, которые происходят в следствии социального взаимодействия людей, и, как следствие приводящие к столкновению их интересов, мнений, установок;
- Личностные (психологические) — группа причин, объединяющая индивидуальные особенности каждого человека объясняющих причину возникновения конфликтной ситуации спецификой процессов, происходящих в психике каждого человека в ходе его взаимодействия с окружающими. Такими причинами могут быть особенности протекания процессов возбуждения и торможения у каждого из участников конфликтного взаимодействия, уровень развития эмпатии, акцентуации характера, недостаточная психическая устойчивость и другие;
- Организационно-управленческие — группа причин, предполагающая создание конфликтной среды за счет действий и обстоятельств, зависящих от управленческой или организационной структуры, в которой взаимодействуют стороны конфликта.
- Социально-культурные — группа причин, объединяющая в себе особенности социальной и культурной среды общества и создающей условия для возникновения пред конфликтные фазы. В данную группу причин могу входит несоответствие ролевых и социальных моделей, принятых в обществе, потери и искажения информации в процессе коммуникации и другие.
Исходя из всего вышесказанного, можем отметить, что в зависимости от этапа конфликта, причины конфликта и его развития необходимо владеть информацией о регулировании и смягчении конфликтной ситуации, так как от того, какими методами и способами регулируется конфликт, зависит его исход и протекание постконфликтной ситуации. Одним из наиболее доступных и эффективных способов профилактики конфликтного поведения могут выступать различные формы психологического просвещения.
Психологическое просвещение, в соответствии с трактовкой «Краткого психологического словаря» выступает одним из базовых видов деятельности специалистов, которое направлено на формирование у социума положительных установок к психологической помощи, деятельности представителей помогающих и психолого-педагогических служб, расширение кругозора в области психологического познания и практических психологических навыков [5, с. 200].
Целью психологического просвещения выступает создание благоприятных условий для развития психологической к осведомлённости населения. Рассматривая особенности организации психологического просвещения, стоит отметить, что наиболее развитой данная структура является в образовательной среде, и это связано с рядом причин:
- Возможности качественного и количественно охвата социально-важной информацией в образовательной среде значительно больше, за счет особенностей организации протекания учебного и воспитательного процессов внутри учреждений;
- Наиболее благоприятные условия для организации психологического просвещения за счет возрастной структуры учащихся образовательных организаций.
- Возможность использования разнообразных методов и форм организации психологического просвещения, в зависимости от статусных и возрастных категорий, участвующих в процессе.
Таким образом, можем отметить, что основной процесс психологического просвещения охватывает всех участников образовательного процесса: родителей, учителей, администрацию образовательного учреждения, обучающихся. Организация психологического просвещения позволяет решить следующие задачи:
- Создание условий для формирования научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии;
- Информирование всех участников образовательного процесса о вопросах и ситуациях социального взаимодействия;
- Организация среды, которая позволит сформировать потребность в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
- Мониторинг психологической осведомленности, актуализация и систематизация уже имеющихся знаний;
Рассматривая психологическое просвещение, как фактор профилактики конфликтного поведения в образовательной организации можно отметить, что оно позволяет решить следующие задачи:
- Информационную — в рамках просветительских мероприятий всем участникам даётся проверенная, научно обоснованная информация о природе и сущности конфликтного поведения, что в свою очередь может снижать уровень «ситуативной тревоги» и устранить недопонимания, возникающие по причине незнания протекания процесса конфликта;
- Практическую — в рамках мероприятий отрабатываются практические навыки решения конфликтных ситуаций, разбираться и подбирать наиболее приемлемые, конструктивные варианты выхода из конфликтных ситуаций;
- Социальную — процесс совместного участия в мероприятиях психологического просвещения позволяет всем участникам образовательной среды активно взаимодействовать друг с другом, находить точки соприкосновения при решении возникающих в процессе коммуникации ситуаций.
Организация процесса психологического просвещения в образовательной организации достаточно многогранна и зависит от выбранной модели проведения мероприятий и количества участников, которые задействованы в данном процессом. В соответствии с этим выделяют:
- Индивидуальное психологическое просвещение — процесс просвещения направлен на отдельного человека;
- Групповое психологическое просвещение — информационное и практическое взаимодействие охватывает группу людей (до 30 человек).
- Массовая форма организации психологического просвещения — в процессе психологического просвещения задействовано большое количество людей (от 30 до 150 человек).
Таким образом, можем отметить, что в образовательной организации возможно использование всех трех моделей организации психологического просвещения. В соответствии с данными особенностями возможно использование следующих видов работы:
- Органиазция классных часов по теме профилактики конфликтного поведения в бытовой жизни и стенах образовательной организации;
- Организации массовых творческих конкурсов, акцентирующих внимание на темах конструктивного решения и выхода из различных социальных ситуаций;
- Организация конкурсов научно-исследовательской направленности. Проведение научно-исследовательских работ дет возможность всему участникам образовательного процесса более глубоко ознакомиться с темой конфликтного поведения и внедриться в процесс её разбора и изучения;
- Проведение тренингов и игровых занятий. Отработка различных социальных ситуаций и решение практических кейсов с целью нахождения приемлемых вариантов решения социальных ситуаций. Кроме того, специально смоделированная игровая среда даёт возможность в безопасной атмосфере примерить на себя различные роли, попробовать новые для себя стратегии поведения.
- Проведение общественных лекториев, семинаров и родительских собраний. Родителям могут быть предложены психологические информационные справки на специальном собрании. Это поможет им улучшить свою психологическую грамотность и научиться эффективному общению с детьми в разных ситуациях.
- Мастер-классы. На мастер-классах, в специально созданном защищенном месте участники имеют возможность испытать разнообразные навыки и методики психологической направленности.
Таким образом, рассматривая все возможности организации психологического просвещения в контексте профилактики конфликтного поведения учащихся, мы можем предположить, что она является необходимой и эффективной при взаимодействии всех участников образовательного процесса между собой.
Литература:
1. Грушин, И. В. Конфликтология: теоретические и практические аспекты / Грушин, И. В. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 250 c. — Текст: непосредственный.
2. Исследование ВЦИОМ- конфликт и агрессия. — Текст: электронный // Учительская газета: [сайт]. — URL: https://ug.ru/vcziom-sprosil-mnenie-podrostkov-o-prichinah-agressii-shkolnikov/ (дата обращения: 02.12.2024).
3. Зимняя, А. И. Психология конфликтов в образовательной среде / Зимняя, А. И. — Москва: Академический проспект, 2020. — 300 c. — Текст: непосредственный.
4. Петров, А. И. Психологические аспекты конфликтов. / А. И. Петров. — Психология конфликтов. — Екатеренгбург: Урал.ун-т, 2017. — 195 c. — Текст: непосредственный.
5. Подопригова С. А. Краткий психологический словарь / Подопригова, С. А. — Москва: Феникс, 2019. — 495 c. — Текст: непосредственный.
6. Рубинштейн, Л. С. Общая психология / Рубинштейн, Л. С. — 6-е изд. — Москва: Педагогика, 2016. — 700 c. — Текст: непосредственный.
7. Рейтинг регионов РФ по преступности — итоги 2023 года. — Текст: электронный // Россия сегодня: [сайт]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/upravlenie-gnevom (дата обращения: 02.12.2024).
8. Сидоренко, Е. В. Психология конфликта: учебное пособие / Е. В. Сидоренко. — Москва: Спб, «Речь», 2018. — 256 c. — Текст: непосредственный.
9. Управление гневом. — Текст: электронный // Всероссийский центр изучения общественного мнения: [сайт]. — URL: (дата обращения: 02.12.2024).
10. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь. — Москва: Феникс, 2009. — 816 c. — Текст: непосредственный.