Психологическое просвещение как средство профилактики конфликтного поведения в образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 04.12.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Боднар, В. О. Психологическое просвещение как средство профилактики конфликтного поведения в образовательном учреждении / В. О. Боднар, Е. В. Переверзева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 184-187. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120050/ (дата обращения: 16.01.2025).



В данной статье рассматриваются вопросы и особенности организации психологического просвещения среди всех участников образовательного процесса как фактора профилактики конфликтного поведения среди учащихся.

Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подростковый возраст, образовательное учреждение, психологическое просвещение.

Актуальность. Вопросы снижения уровня конфликтности и конфликтного поведения на протяжении всей историичеловечества всегда играли немаловажную роль в развитии общества. Не поддаётся сомнению тот факт, что выраженный, повышенный уровень конфликтности в социальной среде довольно часто может выступать «отправной точкой» для возникновения более серьезных, и, печальных событий в жизни общества. Анализируя статистику преступлений среди граждан Российской Федерации за 2023 год, стоит отметить что значительная доля из них, а именно 36 5 % от общего количества (разбой, бытовые преступления, вандализм) была совершенна в следствии возникновения перед самом актом преступления острой, конфликтной ситуации [5]. Особенно данная тенденция является «популярной» среди подростков — так, большая часть преступлений, совершаемых подростками, активизируется посредством возникновения острой социальной ситуации (то есть конфликта, недопонимания). Именно поэтому вопрос конфликтного поведения и его изучения можно считать актуальным и на сегодняшний день. Однако, несмотря на открытость и научную актуализацию данной темы, вопросы осведомленности о урегулировании конфликтных ситуаций до сих пор остаются открытыми. Так, в соответствии с социологическими исследованиями, проводимыми Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2023 году, отмечают, что 81 % россиян испытывают сильный гнев и потребность вступать в конфронтацию с окружающими с разной периодичностью, из них около 45 % испытывают «информационный дефицит» при разрешении уже возникших конфликтных ситуаций [1]. Таким образом, вопрос организации информационного сопровождения в подростковой среде о решении конфликтных ситуаций можно считать открытым для исследования.

Вопросом изучения процесса организации профилактики и информирования о последствиях конфликтного поведения занимались многие исследователи, научные деятели, психологии и ученые. Среди них стоит выделить научных трудны таких ученых и психологов, как Петрова И. А, который в своем научном труде «Психологические аспекты конфликтов» отмечал, что конфликт и конфликтное поведение являются я нормальными проявлениям личности каждого человека, и что при умелом управлении конфликт выступает как средство защиты и отстаивания собственных границ. Большого внимания стоит так же изучение научных трудов таких ученых, как Сидоренко Е. В. и Зимней И. А., которые отмечали значительную роль организации процесса профилактики конфликтного поведения в общеобразовательных учреждениях и подчеркивали необходимость организации психологического просвещения среди всех участников образовательного процесса именно в данном направлении [3, 4, 5].

Цель статьи — рассмотреть, изучить и проанализировать особенности организации психологического просвещения на базе общеобразовательной организации всех участников образовательного процесса как фактора профилактики конфликтного поведения учащихся.

Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:

  1. 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  2. Разбор понятия «конфликт», выделение базовых структур в теме изучения и организации профилактической работы по теме профилактики конфликтного поведения в подростковой среде;
  3. Изучение особенностей организации процесса психологической профилактики в условиях образовательного учреждения, определение базовых направлений организации психологического просвещения в контексте снижения правлений конфликтного поведения в подростковой среде в общеобразовательных организациях.

Невозможно рассматривать процесс профилактики и просвещения по теме конфликтного поведения, не разобрав природу данного понятия. Понятие конфликта как явления знакомо с древних времен. Так, первое упоминание о конфликте мы можем найти в древних трудах древнегреческих философов и ученых, таких как Платон, Гераклит и Аристотель, которые рассматривали данное явление как» неизбежное, негативное проявление человеческой природы, обратную сторону отношений общества к себе, возращение к природному началу» [4, с. 100]. На этапе современности, в соответствии с многими научными, психологическими и педагогическими источниками, «конфликт», как явление может рассматриваться с разных точек зрения, в зависимости от контекста его появления. Так, выделяют следующие точки зрения:

  1. В бытовом понимании под конфликтном понимается деятельность, которая направлена на оборонительные, защитные действия, сражения;
  2. С точки зрения психологии:

— дисгармоничное состояние отношений, которое может возникать в следствии воздействия взаимоисключающих интересов, противоположных взглядов на мир, окружающую действительность [6, с. 50];

— психологическое противостояние, которое происходит вследствие одновременного воздействия противоборствующих, несовместимых побуждений, стремлений или направлений [6, с. 55].

  1. С точки зрения социологии конфликт — это сложное социальное явление, которое проявляется в ходе взаимодействия индивидов или групп, связанном с противоречиями, несоответствиями интересов, ценностей и целей.

Таким образом, мы можем отметить, что конфликт- это противостояние, в котором обязательно участвуют две стороны и отстаивают свои интересы.

Как и любое явление, конфликт не возникает на ровном месте и может починяться и развиваться в соответствии с определенной структурой и этапами. Так, в научной психологической литературе Кармин А. С. выделяет следующие стадии развития конфликта [4, с. 67]:

  1. Предконфликтная стадия — начальная точка, изначальная среда, в которой будет возникать конфликтная ситуация;
  2. Фаза происшествия (инцидента) — столкновение интересов, начало конфликтной ситуации;
  3. Фаза эскалации (развития) — развитие конфликта, совокупность действий, которые предпринимает каждая их конфликтующих сторон для поддержания конфликтной ситуации;
  4. Фаза кульминации (этап взрыва) — пик конфликтной ситуации, точка невозврата, достижение или разочарование в достижении цели конфликтной ситуации;
  5. Фаза окончания (завершения) — выход из конфликтной ситуации, примирение или введение фазы «холодной войны» между конфликтующими сторонами;
  6. Постконфликтная фаза — развитие ситуации непосредственно после конфликтной ситуации, последствия, которые влияют на отношения и систему ценностей каждой из ранее конфликтующих сторон.

Таким образом, исходя их данной структуры, можно увидеть, что конфликт развивается постепенно и для его возникновения требуются определённые условия и базовые структуры. Условно психологи, социологи и ученые разделяют их на несколько групп:

  1. Объективные — предполагают собой возникновения обстоятельств, которые происходят в следствии социального взаимодействия людей, и, как следствие приводящие к столкновению их интересов, мнений, установок;
  2. Личностные (психологические) — группа причин, объединяющая индивидуальные особенности каждого человека объясняющих причину возникновения конфликтной ситуации спецификой процессов, происходящих в психике каждого человека в ходе его взаимодействия с окружающими. Такими причинами могут быть особенности протекания процессов возбуждения и торможения у каждого из участников конфликтного взаимодействия, уровень развития эмпатии, акцентуации характера, недостаточная психическая устойчивость и другие;
  3. Организационно-управленческие — группа причин, предполагающая создание конфликтной среды за счет действий и обстоятельств, зависящих от управленческой или организационной структуры, в которой взаимодействуют стороны конфликта.
  4. Социально-культурные — группа причин, объединяющая в себе особенности социальной и культурной среды общества и создающей условия для возникновения пред конфликтные фазы. В данную группу причин могу входит несоответствие ролевых и социальных моделей, принятых в обществе, потери и искажения информации в процессе коммуникации и другие.

Исходя из всего вышесказанного, можем отметить, что в зависимости от этапа конфликта, причины конфликта и его развития необходимо владеть информацией о регулировании и смягчении конфликтной ситуации, так как от того, какими методами и способами регулируется конфликт, зависит его исход и протекание постконфликтной ситуации. Одним из наиболее доступных и эффективных способов профилактики конфликтного поведения могут выступать различные формы психологического просвещения.

Психологическое просвещение, в соответствии с трактовкой «Краткого психологического словаря» выступает одним из базовых видов деятельности специалистов, которое направлено на формирование у социума положительных установок к психологической помощи, деятельности представителей помогающих и психолого-педагогических служб, расширение кругозора в области психологического познания и практических психологических навыков [5, с. 200].

Целью психологического просвещения выступает создание благоприятных условий для развития психологической к осведомлённости населения. Рассматривая особенности организации психологического просвещения, стоит отметить, что наиболее развитой данная структура является в образовательной среде, и это связано с рядом причин:

  1. Возможности качественного и количественно охвата социально-важной информацией в образовательной среде значительно больше, за счет особенностей организации протекания учебного и воспитательного процессов внутри учреждений;
  2. Наиболее благоприятные условия для организации психологического просвещения за счет возрастной структуры учащихся образовательных организаций.
  3. Возможность использования разнообразных методов и форм организации психологического просвещения, в зависимости от статусных и возрастных категорий, участвующих в процессе.

Таким образом, можем отметить, что основной процесс психологического просвещения охватывает всех участников образовательного процесса: родителей, учителей, администрацию образовательного учреждения, обучающихся. Организация психологического просвещения позволяет решить следующие задачи:

  1. Создание условий для формирования научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии;
  2. Информирование всех участников образовательного процесса о вопросах и ситуациях социального взаимодействия;
  3. Организация среды, которая позволит сформировать потребность в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
  4. Мониторинг психологической осведомленности, актуализация и систематизация уже имеющихся знаний;

Рассматривая психологическое просвещение, как фактор профилактики конфликтного поведения в образовательной организации можно отметить, что оно позволяет решить следующие задачи:

  1. Информационную — в рамках просветительских мероприятий всем участникам даётся проверенная, научно обоснованная информация о природе и сущности конфликтного поведения, что в свою очередь может снижать уровень «ситуативной тревоги» и устранить недопонимания, возникающие по причине незнания протекания процесса конфликта;
  2. Практическую — в рамках мероприятий отрабатываются практические навыки решения конфликтных ситуаций, разбираться и подбирать наиболее приемлемые, конструктивные варианты выхода из конфликтных ситуаций;
  3. Социальную — процесс совместного участия в мероприятиях психологического просвещения позволяет всем участникам образовательной среды активно взаимодействовать друг с другом, находить точки соприкосновения при решении возникающих в процессе коммуникации ситуаций.

Организация процесса психологического просвещения в образовательной организации достаточно многогранна и зависит от выбранной модели проведения мероприятий и количества участников, которые задействованы в данном процессом. В соответствии с этим выделяют:

  1. Индивидуальное психологическое просвещение — процесс просвещения направлен на отдельного человека;
  2. Групповое психологическое просвещение — информационное и практическое взаимодействие охватывает группу людей (до 30 человек).
  3. Массовая форма организации психологического просвещения — в процессе психологического просвещения задействовано большое количество людей (от 30 до 150 человек).

Таким образом, можем отметить, что в образовательной организации возможно использование всех трех моделей организации психологического просвещения. В соответствии с данными особенностями возможно использование следующих видов работы:

  1. Органиазция классных часов по теме профилактики конфликтного поведения в бытовой жизни и стенах образовательной организации;
  2. Организации массовых творческих конкурсов, акцентирующих внимание на темах конструктивного решения и выхода из различных социальных ситуаций;
  3. Организация конкурсов научно-исследовательской направленности. Проведение научно-исследовательских работ дет возможность всему участникам образовательного процесса более глубоко ознакомиться с темой конфликтного поведения и внедриться в процесс её разбора и изучения;
  4. Проведение тренингов и игровых занятий. Отработка различных социальных ситуаций и решение практических кейсов с целью нахождения приемлемых вариантов решения социальных ситуаций. Кроме того, специально смоделированная игровая среда даёт возможность в безопасной атмосфере примерить на себя различные роли, попробовать новые для себя стратегии поведения.
  5. Проведение общественных лекториев, семинаров и родительских собраний. Родителям могут быть предложены психологические информационные справки на специальном собрании. Это поможет им улучшить свою психологическую грамотность и научиться эффективному общению с детьми в разных ситуациях.
  6. Мастер-классы. На мастер-классах, в специально созданном защищенном месте участники имеют возможность испытать разнообразные навыки и методики психологической направленности.

Таким образом, рассматривая все возможности организации психологического просвещения в контексте профилактики конфликтного поведения учащихся, мы можем предположить, что она является необходимой и эффективной при взаимодействии всех участников образовательного процесса между собой.

Литература:

1. Грушин, И. В. Конфликтология: теоретические и практические аспекты / Грушин, И. В. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 250 c. — Текст: непосредственный.

2. Исследование ВЦИОМ- конфликт и агрессия. — Текст: электронный // Учительская газета: [сайт]. — URL: https://ug.ru/vcziom-sprosil-mnenie-podrostkov-o-prichinah-agressii-shkolnikov/ (дата обращения: 02.12.2024).

3. Зимняя, А. И. Психология конфликтов в образовательной среде / Зимняя, А. И. — Москва: Академический проспект, 2020. — 300 c. — Текст: непосредственный.

4. Петров, А. И. Психологические аспекты конфликтов. / А. И. Петров. — Психология конфликтов. — Екатеренгбург: Урал.ун-т, 2017. — 195 c. — Текст: непосредственный.

5. Подопригова С. А. Краткий психологический словарь / Подопригова, С. А. — Москва: Феникс, 2019. — 495 c. — Текст: непосредственный.

6. Рубинштейн, Л. С. Общая психология / Рубинштейн, Л. С. — 6-е изд. — Москва: Педагогика, 2016. — 700 c. — Текст: непосредственный.

7. Рейтинг регионов РФ по преступности — итоги 2023 года. — Текст: электронный // Россия сегодня: [сайт]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/upravlenie-gnevom (дата обращения: 02.12.2024).

8. Сидоренко, Е. В. Психология конфликта: учебное пособие / Е. В. Сидоренко. — Москва: Спб, «Речь», 2018. — 256 c. — Текст: непосредственный.

9. Управление гневом. — Текст: электронный // Всероссийский центр изучения общественного мнения: [сайт]. — URL: (дата обращения: 02.12.2024).

10. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь. — Москва: Феникс, 2009. — 816 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое просвещение, конфликтное поведение, конфликтная ситуация, образовательный процесс, группа причин, конфликт, образовательная организация, ситуация, участник, образовательная среда.


Похожие статьи

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников

В данной статье авторами рассматривается вопрос профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной категорией подростков, их родителями и педагогами.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Формирование экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье рассматриваются причины низкой эффективности экологического воспитания, а также пути формирования экологического мышления и культуры у студентов среднего профессионального образования.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Похожие статьи

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников

В данной статье авторами рассматривается вопрос профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной категорией подростков, их родителями и педагогами.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Формирование экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье рассматриваются причины низкой эффективности экологического воспитания, а также пути формирования экологического мышления и культуры у студентов среднего профессионального образования.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Задать вопрос