Профилактика конфликтного поведения у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 965 раз

Библиографическое описание:

Мустафина, А. А. Профилактика конфликтного поведения у подростков / А. А. Мустафина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 455-460. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50703/ (дата обращения: 19.10.2024).



Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами исследования стали анализ литературы по проблеме исследования, обобщение теоретической информации, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностика, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Ключевые слова: тренинг, конфликтное поведение, ситуация, метод математической статистики.

Рассмотрим, каковы результаты диагностики на констатирующем этапе исследования.

Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 1:

Рис. 1. Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на констатирующем этапе

Тест-опросник Томаса позволил выявить основные стратегии поведения подростков, участвующих в исследовании, в конфликтной ситуации.

Так, стиль соперничества, или конкуренции, в наибольшей степени характерен для 56,7 % подростков в экспериментальной группе и для 60 % подростков в контрольной группе. Такие подростки активны, целеустремлены, они предпочитают разрешать конфликты собственными силами. Эти подростки не стремятся к сотрудничеству и установлению диалога с окружающими при возникновении противоречивых ситуаций, не учитывают их интересы. На первом месте для таких подростков — собственные цели. Используя волевые качества, они часто принуждают других людей принимать в спорной ситуации необходимые для них решения.

Стратегия сотрудничества является наиболее выраженной для 16,7 % подростков в обеих группах. Такие подростки в конфликтных ситуациях не забывают о своих интересах, но при этом учитывает и интересы другой стороны. Для разрешения конфликта они прибегают сами и стимулируют других людей к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке решения, удовлетворяющего всех.

Стиль компромиссного поведения в конфликтной ситуации предпочитают 10 % подростков в экспериментальной группе и 3,3 % — в контрольной. Эти подростки готовы в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны при использовании данной стратегии прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен, в результате чего достигается некое временное соглашение, однако причины конфликта при этом не устраняются, и часто обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.

Стиль избегания в конфликте наиболее характерен для 13,3 % подростков в экспериментальной группе и для 16,7 % — в контрольной. Эти подростки чаще всего уклоняются от разрешения конфликта, не отстаивают свои интересы, позволяют ущемлять свои права. Такие подростки, кроме того, не стремятся к сотрудничеству с другими в целях разрешения конфликтной ситуации. В большинстве случаев они просто игнорируют существующую проблему, перекладывают ответственность на других, откладывают решение, при возможности устраняются (выходят из помещения, меняют тему разговора и так далее).

Наконец, больше всего баллов по шкале приспособления набрали по 3,3 % подростков и в экспериментальной, и в контрольной группах. Они не пытаются в конфликтной ситуации отстаивать собственные цели. Такие подростки не избегают конфликтной ситуации, однако они и не стремятся разрешить ее конструктивно. Эти подростки готовы идти на уступки, жертвовать собственными интересами, соглашаются на предложения окружающих.

Результаты изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 2:

Рис. 2. Результаты изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на констатирующем этапе

Таким образом, диагностика, проведенная на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, показала, что и в экспериментальной, и в контрольной группах для довольно значительного числа характерна склонность к конфликтному поведению. Кроме того, при возникновении противоречий в процессе взаимодействия с окружающими большинство подростков прибегают к неэффективной стратеги (чаще всего это соперничество, когда ни один из участников конфликта не хочет идти на встречу другому).

Таблица 1

План тренинговых занятий по профилактике конфликтного поведения уподростков

Тема

Задачи

Используемые упражнения

1

Подросток и конфликт

Развитие созидательного потенциала личности подростка при разрешении конфликтной ситуации; формирование представления о сущности и причинах возникновения конфликтов; демонстрация возможностей разрешения большинства разногласий при стремлении сторон к сотрудничеству; отработка алгоритмов разрешения противоречий

Мозговой штурм «Конфликт»

2

Что такое конфликт?

Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение; развитие у подростков способности к самопрезентации

Не хочу хвастаться, но я...

Повторение правил

«Мое представление о конфликте

3

Что такое конфликт?

Выяснение сущности конфликта; актуализация знаний подростков относительно понятия конфликта; выяснение сущности понятия «конфликт», его конструктивных и деструктивных сторонах.

Мини-лекция «Конфликт»

Электричка

Скептики и оптимисты

Конфликт — это...

Аплодисменты по кругу

4

Общение без разногласий

Развитие навыка находить позитивное в разных моментах жизни, в том числе в конфликтах, который поможет увидеть полную картину и использовать все ресурсы ситуации; развитие умения подростков делать комплименты, сплочение коллектива

Искусство достойного отказа

Синхронный разговор

Репетиция поведения

5

Управление конфликтом

Формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям самосовершенствования; выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию

Копирование движений

Отношение к конфликту

Если бы…, я стал бы…

6

Управление конфликтом

Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов; формирование навыков успешного разрешения конфликтов4 проработка конструктивных стратегий выхода из конфликтных ситуаций.

Ролевая игра «Cглаживание конфликтов»

Решить проблему

7

Управление конфликтом

Формирование навыков успешного разрешения конфликтов; снятие напряжения в межличностном взаимодействии

Ящик недоразумений

Телетайп

8

Учимся договарива-ться

Формирование навыков психомоторного взаимодействия; сокращение коммуникативной дистанции между членами группы; получение информации о стилях поведения в конфликте.

Корабль и ветер

Броуновское движение

Мини-лекция «О стилях поведения в конфликтной ситуации»

9

Учимся договарива-ться

Формирование навыков успешного разрешения конфликтов; осознание необходимости встать на позицию партнера, развитие коммуникативных навыков

Мозговой штурм «Конфликтные ситуации»

Шесть и девять

Маятник

10

Учимся договарива-ться

Информирование о невербальных аспектах поведения в конфликте; формирование навыков саморегуляции, развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием; закрепление положительных эмоций, содействие осознанию силы единства и дружбы

Мини-лекция о невербальных аспектах поведения

Замороженный

Саморегуляция

Букет

11

Механизм медиации

Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение; развитие групповой сплоченности

Снежки

Качества успешного посредника

Картинки

12

Механизм медиации

Информирование о качествах успешного медиатора (посредника); информирование об умении медиатора убеждать; отработка навыков убеждения

Мини-лекция «Умение убеждать»

Незаменимая пятерка

13

Механизм медиации

Отработка навыков убеждения; осознание себя в роли медиатора

Я в роли посредника

Служба примирения в действии

Ты уже посредник?

14

Лидерские умения

Изучение значения лидерских умений при разрешении конфликта; развитие навыков продуктивного разрешения конфликтов; воспитание доброжелательного отношения к людям, коллективизма.

Я-послания

В целом, мы можем говорить о том, что данное занятие прошло успешно, задачи профилактической программы по снижению склонности подростков к конфликтному поведению и выработке у них эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях были решены.

Таким образом, работа по профилактике конфликтного поведения у подростков имела позитивный эффект, степень которого оценена нами на контрольном этапе опытно-экспериментального исследования.

Рассмотрим, каковы результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению и характерных для них стратегий поведения в конфликтных ситуациях на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.

Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 3:

Рис. 3. Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на контрольном этапе

Изменения в уровне склонности подростков экспериментальной группы к конфликтному поведению в результате проделанной нами работы отражены на рис. 4:

Рис. 4. Изменения в уровне склонности подростков экспериментальной группы к конфликтному поведению

Таким образом, повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе произошли позитивные изменения в выборе подростками стратегий поведения в конфликтной ситуации, в то время как в контрольной группе полученные данные на контрольном и констатирующем этапах опытно-экспериментальной работы остались неизменными.

Результаты повторного изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 5:

Рис. 5. Результаты изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на контрольном этапе

Изменения в предпочитаемых стратегиях поведения подростков в конфликтных ситуациях в результате проделанной нами работы отражены на рис. 6:

Рис. 6. Изменения в предпочитаемых стратегиях поведения подростков в конфликтных ситуациях на контрольном этапе

Таким образом, в экспериментальной группе произошло изменение в предпочитаемой большинством подростков стратегии поведения в конфликтной ситуации: если раньше это было соперничество, то теперь — сотрудничество. В конфликтных ситуациях подростки по-прежнему не забывают о своих интересах, но при этом они научились учитывать и интересы другой стороны противостояния. В результате проделанной нами работы подростки научились прибегать к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке решения, удовлетворяющего всех.

Различия между данными диагностики на констатирующем и контрольном этапах проверяются на статистическую значимость при помощи t-критерия Стьюдента, рассчитанного в Эксель. Результаты расчета приведены в Таблице 2.

Таблица 2

Значения t-критерия Стьюдента

Показатель

Значение

Значимость

Склонность к конфликтному поведению

2,1

на уровне р=0,05

Предпочитаемые стратегии

Соперничество

2,5

на уровне р=0,05

Сотрудничество

4,9

на уровне р=0,01

Компромисс

2,9

на уровне р=0,01

Избегание

2,1

на уровне р=0,05

Приспособление

2,4

на уровне р=0,05

То есть, по всем исследованным нами показателям различия в их уровне на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы являются значимыми. Таким образом, мы можем констатировать, что, действительно, проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Гипотеза опытно-экспериментальной работы подтвердилась.

Литература:

  1. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под общ. ред. М. Р. Битяновой. — СПб.: «Питер», 2008. — 304 с.
  2. Иванова Е. А. Социально-психологический тренинг как средство профилактики конфликтного поведения подростков. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: file/ivanova-ea-socialno-psihologicheskii-trening-kak-sredstvo-profilaktiki-konfliktnogo-povedeniya-podrostkov.pdf (11.04.2018).
  3. Сизанов А. Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. — Минск: Харвест, 2007. — 434 с.
  4. Тест-опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psycabi.net/testy/193-oprosnik-k-tomasa-na-povedenie-v-konfliktnoj-situatsii-test-tomasa (12.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): конфликтное поведение, конфликтная ситуация, контрольный этап, опытно-экспериментальная работа, констатирующий этап, подросток, экспериментальная группа, конфликт, результат изучения склонности подростков, ситуация.


Ключевые слова

тренинг, конфликтное поведение, ситуация, метод математической статистики

Похожие статьи

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Аналитическое сравнение рекуррентных моделей в задаче прогнозирования динамики ценных бумаг

В данной статье рассматриваются подходы машинного обучения в задаче анализа и прогнозирования рынка ценных бумаг. В работе сравниваются такие аспекты, как количество занимаемой памяти, число параметров, а также величина затраченного на обучение модел...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Статистический анализ денежных потоков и стоимостных факторов в целях управления стоимостью корпорации

В статье предложена методика статистического анализа, рассматривающая корреляционную связь между распределением денежных потоков предприятия и величинами различных ставок дисконтирования. В зависимости от цели анализа и полученных выводов, описанный ...

Моделирование профессиональных отношений в процессе обучения

В статье описан опыт применения в педагогической деятельности известных технологий в отношениях «преподаватель-студент» с целью создания квазипрофессиональной среды в период обучения. Такой подход позволяет включить студентов в профессиональную модел...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии

В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влия...

Применение дидактических игр в обучении математике

В данной статье приводится обзор работ зарубежных и отечественных авторов на тему внедрения дидактических игр в процесс обучения математике. Рассматривается отношение учителей к дидактическим играм, роль дидактических игр при обучении математике, пол...

Влияние качества сна на когнитивную деятельность учащихся

Данная исследовательская работа посвящена изучению качества сна в жизни учащихся лицея. В теоретической части рассматриваются значение и виды сна, как физиологический процесс, влияние сна на метаболизм, физиологическое функционирование работы органов...

Использование подхода Lesson Study для развития мыслительных навыков учащихся

В статье авторы совместно исследуют процесс преподавания через подход Lesson Study, с целью развития мыслительных навыков и повышения уровня успеваемости учащихся. Авторы описывают эффективность подходов Lesson Study и дифференциации. Излагаемый опыт...

Похожие статьи

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Аналитическое сравнение рекуррентных моделей в задаче прогнозирования динамики ценных бумаг

В данной статье рассматриваются подходы машинного обучения в задаче анализа и прогнозирования рынка ценных бумаг. В работе сравниваются такие аспекты, как количество занимаемой памяти, число параметров, а также величина затраченного на обучение модел...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Статистический анализ денежных потоков и стоимостных факторов в целях управления стоимостью корпорации

В статье предложена методика статистического анализа, рассматривающая корреляционную связь между распределением денежных потоков предприятия и величинами различных ставок дисконтирования. В зависимости от цели анализа и полученных выводов, описанный ...

Моделирование профессиональных отношений в процессе обучения

В статье описан опыт применения в педагогической деятельности известных технологий в отношениях «преподаватель-студент» с целью создания квазипрофессиональной среды в период обучения. Такой подход позволяет включить студентов в профессиональную модел...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии

В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влия...

Применение дидактических игр в обучении математике

В данной статье приводится обзор работ зарубежных и отечественных авторов на тему внедрения дидактических игр в процесс обучения математике. Рассматривается отношение учителей к дидактическим играм, роль дидактических игр при обучении математике, пол...

Влияние качества сна на когнитивную деятельность учащихся

Данная исследовательская работа посвящена изучению качества сна в жизни учащихся лицея. В теоретической части рассматриваются значение и виды сна, как физиологический процесс, влияние сна на метаболизм, физиологическое функционирование работы органов...

Использование подхода Lesson Study для развития мыслительных навыков учащихся

В статье авторы совместно исследуют процесс преподавания через подход Lesson Study, с целью развития мыслительных навыков и повышения уровня успеваемости учащихся. Авторы описывают эффективность подходов Lesson Study и дифференциации. Излагаемый опыт...

Задать вопрос