Влияние качества сна на когнитивную деятельность учащихся | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 27.02.2024

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Шарапова, И. М. Влияние качества сна на когнитивную деятельность учащихся / И. М. Шарапова, М. Т. Умаралиева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 177-182. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4220/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная исследовательская работа посвящена изучению качества сна в жизни учащихся лицея. В теоретической части рассматриваются значение и виды сна, как физиологический процесс, влияние сна на метаболизм, физиологическое функционирование работы органов и общее самочувствие. В практической части проанализированы результаты анкетирования по оценке качества сна у учащихся лицея.

Ключевые слова: когнитивная деятельность, сон, парадоксальный сон, ортодоксальный сон, качество сна, сомнамбулизм

This research work is devoted to studying the quality of sleep in the lives of lyceum students. The theoretical part examines the meaning and types of sleep as a physiological process, the influence of sleep on metabolism, the physiological functioning of organs and general well-being. In the practical part, the results of a survey to assess the quality of sleep among lyceum students were analyzed.

Keywords: cognitive activity, sleep, paradoxical sleep, orthodox sleep, sleep quality, somnambulism

Цель работы: провести исследование среди учащихся Академического Лицея Ташкентского Фармацевтического Института с целью оценки качества сна.

Сон ( somnus ) — физиологический процесс, особое состояние мозга и всего организма, специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы (ЦНС) которой, характеризуется торможением активного взаимодействия организма с окружающей средой. Сон — циклическое явление, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи (при нормальном суточном графике). [5]

Оно напрямую связано с метаболизмом (обмен веществ) и играет важную роль в процессе восстановления физической и умственной энергии.

Этапом исследований в области проблемы сна явились работы И. П. Павлова и его сотрудников. В соответствии со своим учением о высшей нервной деятельности И. П. Павлов рассматривал сон, как разлитое корковое торможение, считая, что внутреннее торможение и Сон по физико-химической основе представляют собой один и тот же процесс. [5]

Сон делится на две основные фазы: ортодоксальную (медленный, дельта-сон) и парадоксальную (быстрый сон, фаза быстрых движений глаз) [3].

У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна. В этой фазе дыхание, пульс, движение глаз замедляются. Снижается активность обмена веществ и понижается температура тела, расслабляются мышцы.

В фазу медленного сна включают несколько стадий:

Дремота — занимает 5–10 минут, продолжительность зависит от степени усталости организма. Данная стадия является промежуточной между бодрствованием и засыпанием. [7]

Сонные веретена — переходный этап, предшествует переходу в глубокий отдых. Продолжительность этапа составляет 20 минут, по истечении которых человек засыпает. После отключения сознания прекращается восприятие происходящих событий окружающей среды. [7]

Глубокий дельта-сон сопровождается восстановлением: к расслабленным мышцам притекает кровь, активизируется процесс выработки гормонов (СТГ, клеток иммунной системы, накопление АТФ). Продолжительность 40 минут. Организм на данной стадии отдыхает. Самостоятельно человек не просыпается, пробуждение требует усилий. [7]

Фаза быстрого сна наступает после 1–1,5 часа засыпания и продолжается 90 минут. Головной мозг приступает к обработке сигналов, повышается активность внутренних органов, учащается дыхание. У человека начинаются сновидения, и они достаточно часто запоминаются.

Выделяют и такие типы сна, как: периодический сезонный; гипнотический сон; наркотический сон; летаргический сон; электросон; лунатизм (сомнамбулизм)

Периодический сезонный возникает с наступлением холодов у животных, как выработанная видом защитная приспособительная реакция организма на влияние неблагоприятных факторов среды. В этом состоянии замедляется обмен веществ, их жизнь поддерживается благодаря запасенным питательным веществам. [2]

Наркотический (от греч. nárkōsis — оцепенение) — сон вызывают наркотики и вещества, отравляющие нервную систему. Наркоз — это искусственно вызванный сон, сопровождающийся потерей сознания и чувствительности, расслаблением скелетной мускулатуры. [2]

Летаргический сон наступает при сильном возбуждении нервной системы после сильных эмоциональных переживаний. Следовательно, возникает внезапно. При летаргическом сне замедляется дыхание и сердцебиение. [2]

Электросон вызывается действием постоянного электрического тока на определенные участки головного мозга. [2]

Значение сна в жизнедеятельности организма. Сон оказывает восстанавливающее действие почти на все органы и системы организма — от мозга, сердца и легких до иммунной и нервной системы. Исследования показывают, что хронический недосып увеличивает риск заболеваний, включая сердечно-сосудистые, диабет, депрессию и ожирение.

Качественный сон является таким же важным условием выживания, как вода и пища. Ученые из Института Джонса Хопкинса объясняют исключительную важность сна через разницу между голодным и экстремально уставшим человеком. По их словам, само тело не способно «заставить» голодного человека употребить в пищу что угодно. Но когда человек слишком сильно устает, тело может «выключить» его, даже если он находится на важном совещании или за рулем автомобиля. [4]

Следовательно, сон продлевает жизнь . Люди, спящие меньше 6 часов, подвержены риску развития сердечно-сосудистых заболеваний, воспалительных процессов в организме и многих психических заболеваний.

Сон способствует переработке и хранению информаций, участвует в когнитивном развитии (восприятие, память, логика). Именно сон облегчает закрепление изученного материала. Накапливается энергия, силы; происходит синтез гормонов, соматотропный гормон, мелатонин — регулирующий цикл бодрствования и сна, кортизол — помогающий адаптироваться к стрессу. Сон обеспечивает выведение из мозга продуктов метаболизма.Исправляет генетические дефекты нервных клеток, накопившиеся во время бодрствования. Происходит «починка» ДНК: интенсивная активность нейронов в течении дня приводит к деформации ДНК.

Рекомендации по улучшению качества сна.Для каждого человека подход ко сну индивидуален, поэтому нету единого способа чтобы правильно спать. Но всё же, следование нижеуказанным рекомендациям обеспечит качественный сон, легкое пробуждение, бодрость и энергию на целый день.

Придерживайтесь режима. Засыпайте и просыпайтесь в одно и то же время в соответствии со своими внутренними биологическими часами. [6]

Создайте комфортные условия для сна. Оптимальная температура в спальне — 18–21 ºС. Проветривайте помещение на ночь. Зашторивайте окна, чтобы свет наружной рекламы, уличных фонарей и проезжающих машин не мешал вам. [6]

Ограничьте время дневного сна. Оптимальный вариант обеденного отдыха составляет 30–45 минут.

Откажитесь от гаджетов минимум за 2–3 часа до сна. Вместо времяпровождения в социальных сетях, просмотра видеороликов или телевизора занимайтесь своими вечерними ритуалами.

Не держите телефон под подушкой. Не проснётесь сами — разбудит будильник. [6]

Так же, есть и противопоказания, которые ухудшают сон, а именно:

Искусственный свет. Недостаточная темнота, члены семьи, сидящие перед компьютером или телевизором, гаджеты в постели — все это затрудняет засыпание. [6]

Активная деятельность вечером. В организме нет переключателя, поэтому ко сну он отходит постепенно, а не в один момент: активно работающий мозг затруднит засыпание. [6]

Работа в ночную смену . Она сбивает естественный биологический ритм. В норме люди спят, когда темно, и бодрствуют, когда светло. [6]

Нервные потрясения . Стресс возбуждает нервную систему. Она переходит в режим особой активности и откладывает положенный отдых. [6]

Социологический опрос. Исходя из полученной информации о том, почему сон важен, какие виды сна бывают, как можно улучшить сон и при каких обстоятельствах он ухудшается, мы решили провести анкетирование среди студентов академического лицея для оценки качества сна.

В анкетировании участвовало 125 человек.

Из 125 человек (100 %), 16 % учащихся соблюдая режим сна засыпают до 22.00 часов. Благодаря раннему засыпанию их организм менее подвержен заболеваниям и происходит физиологическое функционирование внутренних органов. 24 % учащихся засыпают после 24.00 часов, что может отрицательно влиять на здоровье.

Анализ результатов показал, что 65,6 % студентов просыпаются раньше, чем 6.00 утра и только 28 % в промежутке от 6.00 до 8.00. Раннее бодрствование положительно влияет на здоровье человека давая возможность восстановиться нервной системе и быть наиболее продуктивными в течение дня.

Результаты анкетирования по 3 вопросу показали, что большинство учащихся — 64 % спят меньше 7–8 часов в день, и только 31,2 % студентов спят нормальное количество времени. Мы постарались выяснить причину этого состояния и задали следующий вопрос (№ 4). 43,2 % студентов переживают о предстоящих событиях: в учебе или других личных вопросах. 27,2 % учащимся мешает уснуть внешние факторы, такие как шум, свет, или использование гаджетов.

Исходя из этого вопроса, предложили ответить на другой: высыпаетесь ли Вы? 28 % студентов ответили, что высыпаются и чувствуют себя бодро в течении дня, а 82 % учащихся, к сожалению, не высыпаются.

На вопрос № 7 88 % учащиеся ответили, что засыпают в полной темноте. Действительно, в темноте происходит физиологический синтез гормонов и других веществ необходимых для организма: наличие освещение только мешает засыпанию и тормозит внутренние биологические часы.

Анализ результатов по № 8 вопросу показал отрицательные результаты. 79,2 % учащихся используют гаджеты перед сном, а это в свою очередь, наталкивает на активную деятельность мозга, что в итоге приведет к нарушению сна и внутренних физиологических процессов.

Результат анкетирования по вопросу № 9 выявил, что 78,4 % учащихся не сталкивались с бессонницей. Это отличный показатель, потому что бессонница может возникать из-за различных заболеваний организма, внешних факторов. Не более 13,6 % учащимся приходится сменять вид деятельности, чтобы побороть бессонницу, и лишь 4 % необходимо принимать медицинские препараты.

Дополнительно, мы попросили учащихся ответить на следующие 4 вопросы, как они оценивают: 1) скорость пробуждения; 2) продолжительность сна; 3) глубину сна; 4) самочувствие после утреннего пробуждения.

Учащиеся должны были ответить на вопросы по 5-балльной шкале, где 1 — плохо 5 — отлично. Просуммировав все баллы, можно было определить:

— 16 и более баллов, нет значимых расстройств сна;

—5–12 баллов, наблюдается невыраженный характер расстройств сна.

— менее 12 баллов, нарушения сна требуют обязательного обследования.

Отличный показатель того, что у многих студентов 35 % и 43 % нет особо значимых расстройств сна. После анализа результатов 22 % учащимся мы посоветовали обратиться к специалисту для дальнейшего поддержания здоровья.

Вывод. Исходя из выше проведенного опроса, а также теоретических знаний можно сделать вывод: в первую очередь, режим сна и его поддержание является индивидуальным каждому человеку. Но необходимо знать, что сон является одним из основных биологических процессов жизнедеятельности организма. Нарушение сна может вызывать различные заболевания, и при изменениях качества сна необходимо консультироваться с врачом. Следование простым, но значимым рекомендациям поможет поддерживать ваше здоровье.

Литература:

  1. Ахмедов Р. Н. ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ. Оценка качества сна студентов медицинского вуза УДК 159.963.01. «Форум молодых ученых» № 1 (29) 2019
  2. Ковзов В. В., Гусаков В. К. Физиология сна — Витебск: УО ВГАВМ, 2005.
  3. Лоран А. Ролак. Секреты неврологии. — М.: Издательство БИНОМ, 2014.
  4. https://trends.rbc.ru/trends/social/624590819a7947d29d52520a
  5. https://xn--90aw5c.xn--c1avg/index.php/ %D0 %A1 %D0 %9E %D0 %9D
  6. https://obuchonok.ru/node/9837
  7. https://tengrinews.kz/mixnews/chem-otlichaetsya-byistryiy-son-ot-medlennogo-451611/


Ключевые слова

когнитивная деятельность, сон, качество сна, парадоксальный сон, ортодоксальный сон, сомнамбулизм

Похожие статьи

Влияние информационных технологий на когнитивные функции студентов ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление влияния информационных технологий на состояние когнитивных функций, таких как: память, мышление, внимание, речь, гнозис, счет, ориентация, планирование, а также контроль высш...

Социально-психологический климат организации

В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Влияние физической культуры на интеллектуальную деятельность студента

В данной статье дается краткий обзор положительного влияния физической культуры на интеллектуальную активность студентов. В ней подчеркиваются преимущества регулярной физической активности, включая улучшение работы мозга, повышение успеваемости, улуч...

Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта

Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...

Самоконтроль как механизм успешного овладения иностранными языками детьми подросткового возраста

Исследование направлено на изучение взаимосвязи темперамента и самоконтроля как характеристик личности подростка в процессе овладения иностранным языком. В данной работе использованы разнообразные методы диагностики типа темперамента, уровня самоорга...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному п...

Толерантность: миф или реальность

В статье излагается точка зрения студентов на взаимосвязь толерантности и психологического здоровья подростков. Рассматривается возможность формирования у современных подростков стрессоустойчивости, позитивного настроя на решение проблемных ситуаций,...

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Похожие статьи

Влияние информационных технологий на когнитивные функции студентов ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление влияния информационных технологий на состояние когнитивных функций, таких как: память, мышление, внимание, речь, гнозис, счет, ориентация, планирование, а также контроль высш...

Социально-психологический климат организации

В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Влияние физической культуры на интеллектуальную деятельность студента

В данной статье дается краткий обзор положительного влияния физической культуры на интеллектуальную активность студентов. В ней подчеркиваются преимущества регулярной физической активности, включая улучшение работы мозга, повышение успеваемости, улуч...

Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта

Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...

Самоконтроль как механизм успешного овладения иностранными языками детьми подросткового возраста

Исследование направлено на изучение взаимосвязи темперамента и самоконтроля как характеристик личности подростка в процессе овладения иностранным языком. В данной работе использованы разнообразные методы диагностики типа темперамента, уровня самоорга...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному п...

Толерантность: миф или реальность

В статье излагается точка зрения студентов на взаимосвязь толерантности и психологического здоровья подростков. Рассматривается возможность формирования у современных подростков стрессоустойчивости, позитивного настроя на решение проблемных ситуаций,...

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Задать вопрос